Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта заключается в том, что бы разработать методы работы социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова» с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать деятельность МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова»;
- описать методы работы с семьями, имеющих в своём составе детей с ограниченными возможностями;
- внедрение методики в работу социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ОЙУСАРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.Н. ГОРОХОВА» СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………. ……..7
1.1 Характеристика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………..7
1.2 Содержание деятельности школьного социального педагога - психолога ……12
2 МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ………………………………….…16
2.1 Основные методы работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями………………………………………………………….…………..….16
2.2 Метод патронажа семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………17
3. ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА……………………………………30
3.1 Нормативно – правовое обеспечение……………………………………………..31
3.2 Кадровое обеспечение …………………………………………………………….32
3.3 Финансовое обеспечение…………………………………………………………..33
3.4 Препятствия и риски……………………………………………………………….34
3.5 Управление проектом……………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Проект!.doc

— 297.00 Кб (Скачать)
  1.   Антонов, А. И. Семья — какая она и куда движется. / А.И. Антонов // Семья в России. – 1999.-№ 1-2.-С. 30-53.
  2. Боровая, Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. / Л.П. Боровая // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. – С. 59-63.
  3. Кевля, Ф. И. Семья и развитие личности ребенка. / Ф.И. Кевля // Семья в России. – 1997. - №2. – С. 78 – 90.
  4. Конституция РФ. – М., 1993.
  5. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. / А.Р. Малер. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.
  6. Материалы IX съезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей – проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра. – 2001. - № 3 – С. 2 – 4.
  7. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 – 31 октября 1996 г. Под редакцией Э.И. Збровского Мн.: Товарищество «Хата», 1998. – 352 с.
  8. Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М., 2002. с. 115.
  9. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002.
  10. Основы социальной работы: Учебник. / под редакцией П.Д. Павленка. М.: ИНФРА – М, 1998. – 368 с.
  11. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3. с. 60 – 65.
  12. Приказ Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов».
  13. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. – М., 1992.
  14. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. / под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
  15. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997.
  16. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. / под ред. Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210 с.
  17. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова, Ростов н /Д: Феникс, 2003 – 480с.
  18. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. «Теория социальной работы» / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова – М.: Владос, 2001- 438с.
  19. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181
  20. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: «Академический проект», 1999. - 320 с.
  21. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 324 с.
  22. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). - СПб.: «Питер», 1997. - 36 с.
  23. Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. - 1998. - № 2. - С.67-78.
  24. Матейчек З. Родители и дети. - М.: «Смысл», 1992. - 164 с.
  25. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М.: «МПСИ», 2000. - 240 с.
  26. Шевченко Ю.С., Корнеева В.А. Методики коррекции эмоциональной сферы // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 2003. - № 4. - С.73-84.
 

Приложение

      Описание  использованных психодиагностических методик

      Методика  «Шкала реактивной и  личностной тревожности» Ч.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина [13]. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной или личностной. Ситуативная тревожность (СТ) возникает «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоутверждению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция даёт представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Здесь речь идёт об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать СТ…» (Ю.Л.Ханин). СТ - самочувствие в данный момент, ЛТ - самочувствие обычное. Испытуемому предлагается сначала в зависимости от самочувствия в данный момент зачеркнуть наиболее подходящую цифру напротив каждого утверждения: «1» - нет, это совсем не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» - совершенно верно. Затем испытуемому предлагается в зависимости от того, как он чувствует себя обычно зачеркнуть наиболее подходящую цифру напротив каждого утверждения: «1» - почти никогда; «2» - иногда; «3» - часто; «4» - почти всегда.

      Подсчет ведется по формулам:

      СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) - (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50

      ЛТ = (2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19) + 35

      Результаты  оцениваются обычно в градациях:

      до 30 баллов - низкая;

      31-45 баллов - средняя;

      46 баллов и более - высокая тревожность.

      Методика  «Самооценка тревожности, фрустрированноости, агрессивности, ригидности» [13]. Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить её с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустрированности, агрессивности и ригидности.

      Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Это вызывает повышение тревожности, восходящей до личностной.

      Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

      Это осознание предполагает перестройку  мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затруднённость выхода из состояний зависимости и приобретённой беспомощности выражается в ригидности личности.

      Эта ригидность может быть нейтрализована после изменения представлений, мотивов, эмоций человека, когда ситуация, кажущаяся безвыходной и неизменной, начинает восприниматься как вполне разрешимая.

      Испытуемому предлагается в зависимости от того, как он чувствует себя обычно зачеркнуть наиболее подходящую цифру напротив каждого утверждения: «1» - почти никогда; «2» - иногда; «3» - часто; «4» - почти всегда.

      Оценка  результатов всех показателей производится по формуле:

      Х = (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)*2

      Результаты  оцениваются так же, как в методике Ч.Д.Спилберга-Ю.Л.Ханина.

      Методика  «Дифференциальные  шкалы эмоций»  по К. Изарду [13]. Самочувствие человека выражается в терминах чувств и эмоций. Для этого применима методика К. Изарда. Ее содержание предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. Испытуемому предлагается оценить по 4-бальной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие в данный момент, проставив подходящую цифру справа, при этом значения цифр следующие: «1» - совсем не подходит, «2» - пожалуй, верно, «3» - верно, «4» - совершенно верно.

      Обработка результатов: подсчитываются суммы  баллов по каждой строке эмоций, и эти  значения проставляются в графу  «сумма». Минимальное значение 3, максимальное - 12. Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций. 
 
 


Информация о работе Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями