Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта заключается в том, что бы разработать методы работы социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова» с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать деятельность МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова»;
- описать методы работы с семьями, имеющих в своём составе детей с ограниченными возможностями;
- внедрение методики в работу социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ОЙУСАРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.Н. ГОРОХОВА» СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………. ……..7
1.1 Характеристика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………..7
1.2 Содержание деятельности школьного социального педагога - психолога ……12
2 МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ………………………………….…16
2.1 Основные методы работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями………………………………………………………….…………..….16
2.2 Метод патронажа семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………17
3. ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА……………………………………30
3.1 Нормативно – правовое обеспечение……………………………………………..31
3.2 Кадровое обеспечение …………………………………………………………….32
3.3 Финансовое обеспечение…………………………………………………………..33
3.4 Препятствия и риски……………………………………………………………….34
3.5 Управление проектом……………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Проект!.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ГОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 

Факультет государственного и  муниципального управления

Специальность 040101.65. «Социальная работа»

Кафедра социальной работы и социологии 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

По  дисциплине «Технологии  социальной работы» 

«Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями» 
 
 
 
 
 

Студент                              _________________________________   Винокурова В.Д    

Группа 531                                                       подпись

       

                                       _________________________________  

                                                                       дата

Научный руководитель                                

к.соц.н, доц.                        _________________________________   Толкачева Е.В    

                                                                     подпись 

                                       _________________________________

                                                                        дата 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Хабаровск 2010 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ОЙУСАРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.Н. ГОРОХОВА» СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………. ……..7

1.1 Характеристика  проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………..7

1.2 Содержание деятельности школьного социального педагога - психолога ……12

2 МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ………………………………….…16

2.1 Основные методы работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями………………………………………………………….…………..….16

2.2 Метод  патронажа семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………17

3. ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА……………………………………30

3.1 Нормативно  – правовое обеспечение……………………………………………..31

3.2 Кадровое  обеспечение …………………………………………………………….32

3.3 Финансовое  обеспечение…………………………………………………………..33

3.4 Препятствия  и риски……………………………………………………………….34

3.5 Управление  проектом……………………………………………………………...34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..37

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………40   
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости    родителей (особенно   матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению    числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, специфическим положением  в семье ребёнка-инвалида,  которое обусловлено его болезнью.

     Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.

     Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Поэтому изучение и разработка методов по работе с семьями, имеющими детей-инвалидов, важна для поддержания благоприятного микроклимата в такой семье.

     Цель данного курсового проекта заключается в том, что бы разработать методы работы социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова» с семьями,  имеющими детей с ограниченными возможностями.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

     - проанализировать деятельность МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова»;

     - описать методы работы с семьями, имеющих в своём составе детей с ограниченными возможностями;

     - внедрение методики в работу социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова».

     Целевой группой исследования являются семьи, имеющие в своём составе детей с ограниченными возможностями.

     Предметом – является методы работы социального педагога - психолога с семьями,  имеющими детей с ограниченными возможностями.

     Проблема  детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

       В данном курсовом проекте были использованы работы – Антонова А.И, Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми с ограниченными возможностями, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

     Характеристика  типологии проекта 

     Классификационные признаки      Типы  проекта
     По уровню проекта      Организационно-управленческая структура      Включает  в себя распределение функций, налаживание  устойчивых связей, координацию и  т.д. 
     По масштабу      Микропроект            Не  предусматривают большого числа  потребителей, достаточно просты в управлении.
     По срокам реализации      Среднесрочный      Реализация  проекта ориентирована на 3-5 лет.
     По требованиям  к качеству и способам его обеспечения      Технически  сложный      Организационный проект обращает внимание на следующие  элементы организации:

     - организация понимается как система  взаимосвязанного поведения многих  людей, их интересов;

     - учитываются нестабильность управленческих  технологий внешней среды, высокая  степень риска.

     По степени уникальности      Инновационный      Представляет собой конструкцию, которой не было на предшествующей стадии развития, которая возникла естественным образом, либо вследствие субъектов управления, в различных сферах жизни общества, и способствует, как правило, началу новых процессов в социально – общественной структуре.
     По особенностям финансирования      Бюджетное финансирование      - федеральный бюджет;

     - субсидиарные формы финансирования.

     
     По составу участников и географии      Местный      Осуществляется  в рамках муниципального образования.
     По характеру целевой  задачи проекта      Реформаторский      - реконструирование

 
 

 

    1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МОУ «ОЙУСАРДАХСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА ИМЕНИ С.Н.  ГОРОХОВА» СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО  РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ  САХА (ЯКУТИЯ) ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. 

     1.1 Характеристика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями 

      Семья, ближайшее окружение ребенка  с ограниченными возможностями (ОВ) – главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

      Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.

      В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

      Услуги  для ребенка с ОВ в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается чаще всего из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

      Анализ  показал, что среди семей с  детьми с ОВ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы неполной семьи.1

      Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

      Выделяют 3 типа семей по реакции родителей  на появление ребенка-инвалида:

      - с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;

      - с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят докторов, дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.;

      - со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

      В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

      Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

      Отец  в семье с больным ребенком – единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно – это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ.

      Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

      Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.2

      Нередко такая семья испытывает отрицательное  отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок – инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах.

Информация о работе Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями