Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта заключается в том, что бы разработать методы работы социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова» с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать деятельность МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова»;
- описать методы работы с семьями, имеющих в своём составе детей с ограниченными возможностями;
- внедрение методики в работу социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ОЙУСАРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.Н. ГОРОХОВА» СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………. ……..7
1.1 Характеристика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………..7
1.2 Содержание деятельности школьного социального педагога - психолога ……12
2 МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ………………………………….…16
2.1 Основные методы работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями………………………………………………………….…………..….16
2.2 Метод патронажа семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………17
3. ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА……………………………………30
3.1 Нормативно – правовое обеспечение……………………………………………..31
3.2 Кадровое обеспечение …………………………………………………………….32
3.3 Финансовое обеспечение…………………………………………………………..33
3.4 Препятствия и риски……………………………………………………………….34
3.5 Управление проектом……………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Проект!.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

      Вслед за этим в натюрморт, символизирующий  отрицательную эмоцию, вносятся небольшие  изменения (мелкие детали, цвет, освещение), способствующие превращению «настроения со знаком минус» в «настроение со знаком плюс». В среднем создается от 6 до 10 пар подобных натюрмортов. В конце упражнения каждый говорит о своем состоянии, настроении, эмоциях.

      7. Психогимнастическое упражнение: бросить мяч и сказать пожелание тому, кому брошен мяч (Матейчек З., 1992).

      8. Домашнее задание: поиграть со  своим ребенком в игру «Звери»,  отслеживать начало своих негативных  эмоций и использовать для  их преодоления упражнение «Натюрморт».

      9. Ведущая подводит итог занятия,  побуждает всех высказаться о  своем самочувствии, впечатлениях  от занятия. Родители по кругу  высказывают свои мнения: «Я рада, что узнала, как можно бороться  с отрицательными эмоциями», «Я  чувствую свободу и азарт», «Теперь, мне кажется, я смогу контролировать свои эмоции» и т.п.

      Занятие № 4. Тема: «Я и мой ребенок».

      Цель - развитие навыков взаимопонимания с ребенком.

      Этапы:

      1. Приветствие. Социальный педагог – психолог приветствует всех участников, называет тему занятия, говорит о своем настроении, просит рассказать о своем настроении, самочувствии у других участников тренинга.

      2. Проверка домашнего задания. Социальный педагог – психолог просит каждого по очереди рассказать о выполнении домашнего задания, о своих впечатлениях, эмоциях. Участники выполняют задание по кругу высказываются о том, что контролировали свои эмоции с помощью упражнения «Натюрморт».

      3. Упражнение «7 вопросов» (Марковская  И.М., 1998). Социальный педагог – психолог говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка и предлагает родителям ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопросы письменно в дневниках наблюдений, родители записывают ответы и за себя и за своего ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат на совместных занятиях с ребенком.

      Перечень  вопросов:

      - Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

      - Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

      - Моя любимая сказка. Сказка, которая  мне не нравится.

      - В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как …, а не нравится..

      - Если бы у меня была фантастическая  возможность стать кем-то на  один день, то я бы стал …  Почему?

      - Доброго волшебника я попросил  бы о … А злого попросил  бы о … Почему?

      - В какое животное превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

      Далее участники обмениваются ответами, занятие  приобретает вид свободной дискуссии, которую поддерживает социальный педагог - психолог.

      4. Упражнение «Билль о правах»  (Марковская И.М., 1998). Педагог делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая - родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка (15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на листе ватмана. При выполнении упражнения каждая сторона вошла в роль, проявляла активность и отстаивала свое мнение.

      5. Упражнение «Что мне нравится  и что не нравится в моем ребенке» (Марковская И.М., 1997).

      Родители  в своих дневниках наблюдений заполняют таблицу:

       
      Что меня огорчает в  моем ребенке       Что меня радует в моем ребенке        
      1.       1.        
      2.       2.        
      3.       3.        
                       

      Затем происходит обмен мнениями, чувствами, которые вызвало выполнение этого задания. Каждый участник рассказывает о содержании таблицы. Социальный педагог – психолог задает вопрос родителям о том, какую часть таблицы им было труднее заполнить, где у них получилось больше записей.

      6. Психогимнастическое упражнение: передача чувства по кругу с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами (Осипова А.А., 2000).

      7. Домашнее задание: 1) до следующего  занятия следить дома за соблюдением  прав ребенка и прав родителей,  принятых на данном занятии; 2) замечать и записывать в дневнике наблюдений как можно больше моментов, которые радуют вас в ребенке.

      8. Прощание. Каждый говорит о своих  наблюдениях, переживаниях, изменениях  настроения относительно всего  занятия («Мне жаль, что я на  самом деле раньше не знала,  что нужно моему сыну», «Мне очень тяжело от того, что я раньше неправильно относилась к сыну, неверно его понимала. Мне жаль упущенного времени», «Мне кажется, что я сейчас лучше понимаю свою дочь, ее поступки» и др.). Социальный педагог – психолог говорит о своих чувствах и ощущениях, подводит итог занятия, делает выводы.

      Занятие № 5. Тема: «Я и мой ребенок».

      Цель - развитие навыков взаимопонимания с ребенком.

      Этапы:

      1. Приветствие.

      2. Проверка домашнего задания.

      3. Упражнение «Погружение» (Осипова  А.А., 2000). Информационная часть: социальный педагог – психолог объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира у ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т.п. Рассказывает о четырех целях негативного поведения ребенка: требование внимания или комфорта; желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; месть, возмездие; утверждение своей несостоятельности или неполноценности. Далее каждому участнику предлагается ситуация взаимодействия между родителем и ребенком и дается задание представить себя на месте ребенка, прислушаться к своим ощущениям, эмоциям. Далее участники по очереди делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации подобраны с учетом возраста детей данных родителей (младший школьный возраст). Пример ситуации: «В комнате стоит ребенок семи-восьми лет. Неподалеку от него стоит стол, возле которого на полу лежит разбитая ваза. Мама, заходя в комнату и видя эту картину, начинает ругать ребенка за то, что он был неосторожен, неуклюж и разбил вазу…». Высказывания родителей: «Мне жаль себя, как ребенка», «Мне стыдно и обидно одновременно», «Мне очень обидно и неприятно и хочется убежать» и т.п.

      4. Упражнение «Язык принятия и  язык непринятия» (Берковская  Н., 1999). Информационная часть: психолог  рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем  родителе, о том, от каких ситуаций, личностных свойств родителя  и личностных качеств ребенка  зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка. Социальный педагог - психолог обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорит о том, что означают: 1) оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»); 2) временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»); 3) невербальные проявления языка принятия и непринятия (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы). Затем участникам предлагается нарисовать в своем дневнике следующую таблицу:

       
      Фраза ребенка       Ответ на языке принятия       Ответ на языке непринятия        
      1.       1.       1.        
      2.       2.       2.        
      3.       3.       3.        
                               

      Далее педагог предлагает каждому сказать какую-то фразу от лица ребенка, а члены группы и ведущий записывают ответную фразу сначала на языке непринятия, а потом на языке принятия. После того, как фразы записаны, и родители заполнили обе части таблицы, ведущая просит одного из родителей войти в роль ребенка и произнести свою фразу. Остальные родители отвечают ему сначала на языке непринятия, а потом на языке принятия. Родитель, находящийся в роли ребенка, фиксирует ответы, которые вызывают наиболее сильные чувства. Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны других, все родители стоят, а «родитель-ребенок» сидит. После того, как родитель побывал в роли ребенка, психолог предлагает ему поделиться теми впечатлениями, которые возникли у него в ходе выполнения задания: «Ужас. Когда говорили на языке непринятия, хотелось сначала на всех накричать, потом убежать, потом закричать: «Надоели! Что ко мне пристали!». Затем выбираются еще два родителя, которые побывают в роли ребенка, и упражнение повторяется еще 2 раза.

      5. Упражнение «Проговаривание» (Лидерс  А.Г., 1993). Информационная часть: рассказ  о том, какое может быть слушание: пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций («Да. Да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Далее ведущая рассказывает о важности активного слушания, как способе решения проблемы ребенка, о его приемах и о последствиях: пересказ, уточнение, отражение чувств, проговаривание подтекста, резюмирование. Затем участникам дается задание разбиться на пары по желанию. На первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику. Затем они меняются ролями. На втором этапе надо пересказывать высказывания партнера и продолжать разговор, то же делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка.

      6. Упражнение «Правила хорошего  слушания» (Лидерс А.Г., 1993). Предлагается  разбиться на пары, причем выбрать  себе в пару того из членов  группы, кого узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе. Затем рекомендуется распределить между собой роли: один «говорящий», другой «слушающий». Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий». «Говорящий» в течение пяти минут рассказывает о своих трудностях, проблемах в воспитании ребенка. Особое внимание при этом он обращает на, те свои качества, которые порождают эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания: внимателен к словам и невербальным проявлениям собеседника; проверяет, правильно ли понял слова собеседника, используя, если это необходимо, приемы активного слушания; не дает советов и оценок. Через 5 минут педагог останавливает беседу и дает следующее задание: «Сейчас у «говорящего» будет одна минута, в течение которой надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало, а что затрудняло рассказ». Затем «говорящий» в течение 5 минут рассказывает «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает воспитывать ребенка, строить взаимоотношения с ним. Затем педагог останавливает разговор и дает задание: «Слушающий» за 5 минут рассказывает то, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», то есть то, что тому помогает, а что мешает воспитывать ребенка». На протяжении этих пяти минут «говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». После того, как «слушающий» скажет все, что он запомнил, «говорящий» может сказать, что было пропущено и что искажено. Во второй части упражнения участники пары меняются ролями.

      7. Психогимнастическое упражнение: бросить  мяч и сказать комплимент тому, кому брошен мяч (Марковская  И.М., 1998).

      8. Домашнее задание: использовать  и тренировать приемы активного  слушания, пользоваться ими при  различных обсуждениях дома.

      9. Подведение итогов занятия. Обмен мнениями, впечатлениями, переживаниями, эмоциями и чувствами  
 
 
 
 
 
 
 

     3 ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ  МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА  – ПСИХОЛОГА 

     3.1Нормативно – правовое обеспечение

       В своей деятельности школа руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями