Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа
Цель данного курсового проекта заключается в том, что бы разработать методы работы социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова» с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать деятельность МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова»;
- описать методы работы с семьями, имеющих в своём составе детей с ограниченными возможностями;
- внедрение методики в работу социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ОЙУСАРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.Н. ГОРОХОВА» СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………. ……..7
1.1 Характеристика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………..7
1.2 Содержание деятельности школьного социального педагога - психолога ……12
2 МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ………………………………….…16
2.1 Основные методы работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями………………………………………………………….…………..….16
2.2 Метод патронажа семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………17
3. ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА……………………………………30
3.1 Нормативно – правовое обеспечение……………………………………………..31
3.2 Кадровое обеспечение …………………………………………………………….32
3.3 Финансовое обеспечение…………………………………………………………..33
3.4 Препятствия и риски……………………………………………………………….34
3.5 Управление проектом……………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………40
Вслед за этим в натюрморт, символизирующий отрицательную эмоцию, вносятся небольшие изменения (мелкие детали, цвет, освещение), способствующие превращению «настроения со знаком минус» в «настроение со знаком плюс». В среднем создается от 6 до 10 пар подобных натюрмортов. В конце упражнения каждый говорит о своем состоянии, настроении, эмоциях.
7. Психогимнастическое упражнение: бросить мяч и сказать пожелание тому, кому брошен мяч (Матейчек З., 1992).
8.
Домашнее задание: поиграть со
своим ребенком в игру «Звери»,
9.
Ведущая подводит итог занятия,
Занятие № 4. Тема: «Я и мой ребенок».
Цель - развитие навыков взаимопонимания с ребенком.
Этапы:
1. Приветствие. Социальный педагог – психолог приветствует всех участников, называет тему занятия, говорит о своем настроении, просит рассказать о своем настроении, самочувствии у других участников тренинга.
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Упражнение «7 вопросов» (
Перечень вопросов:
-
Мое любимое животное и почему.
Мое нелюбимое животное и
- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как …, а не нравится..
-
Если бы у меня была
- Доброго волшебника я попросил бы о … А злого попросил бы о … Почему?
- В какое животное превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?
Далее
участники обмениваются ответами, занятие
приобретает вид свободной
4. Упражнение «Билль о правах» (Марковская И.М., 1998). Педагог делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая - родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка (15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на листе ватмана. При выполнении упражнения каждая сторона вошла в роль, проявляла активность и отстаивала свое мнение.
5. Упражнение «Что мне нравится и что не нравится в моем ребенке» (Марковская И.М., 1997).
Родители в своих дневниках наблюдений заполняют таблицу:
Что меня огорчает в моем ребенке | Что меня радует в моем ребенке | |
1. | 1. | |
2. | 2. | |
3. | 3. | |
Затем происходит обмен мнениями, чувствами, которые вызвало выполнение этого задания. Каждый участник рассказывает о содержании таблицы. Социальный педагог – психолог задает вопрос родителям о том, какую часть таблицы им было труднее заполнить, где у них получилось больше записей.
6.
Психогимнастическое
7.
Домашнее задание: 1) до следующего
занятия следить дома за
8. Прощание. Каждый говорит о своих наблюдениях, переживаниях, изменениях настроения относительно всего занятия («Мне жаль, что я на самом деле раньше не знала, что нужно моему сыну», «Мне очень тяжело от того, что я раньше неправильно относилась к сыну, неверно его понимала. Мне жаль упущенного времени», «Мне кажется, что я сейчас лучше понимаю свою дочь, ее поступки» и др.). Социальный педагог – психолог говорит о своих чувствах и ощущениях, подводит итог занятия, делает выводы.
Занятие № 5. Тема: «Я и мой ребенок».
Цель - развитие навыков взаимопонимания с ребенком.
Этапы:
1. Приветствие.
2. Проверка домашнего задания.
3. Упражнение «Погружение» (Осипова А.А., 2000). Информационная часть: социальный педагог – психолог объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира у ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т.п. Рассказывает о четырех целях негативного поведения ребенка: требование внимания или комфорта; желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; месть, возмездие; утверждение своей несостоятельности или неполноценности. Далее каждому участнику предлагается ситуация взаимодействия между родителем и ребенком и дается задание представить себя на месте ребенка, прислушаться к своим ощущениям, эмоциям. Далее участники по очереди делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации подобраны с учетом возраста детей данных родителей (младший школьный возраст). Пример ситуации: «В комнате стоит ребенок семи-восьми лет. Неподалеку от него стоит стол, возле которого на полу лежит разбитая ваза. Мама, заходя в комнату и видя эту картину, начинает ругать ребенка за то, что он был неосторожен, неуклюж и разбил вазу…». Высказывания родителей: «Мне жаль себя, как ребенка», «Мне стыдно и обидно одновременно», «Мне очень обидно и неприятно и хочется убежать» и т.п.
4.
Упражнение «Язык принятия и
язык непринятия» (Берковская
Н., 1999). Информационная часть:
Фраза ребенка | Ответ на языке принятия | Ответ на языке непринятия | |
1. | 1. | 1. | |
2. | 2. | 2. | |
3. | 3. | 3. | |
Далее педагог предлагает каждому сказать какую-то фразу от лица ребенка, а члены группы и ведущий записывают ответную фразу сначала на языке непринятия, а потом на языке принятия. После того, как фразы записаны, и родители заполнили обе части таблицы, ведущая просит одного из родителей войти в роль ребенка и произнести свою фразу. Остальные родители отвечают ему сначала на языке непринятия, а потом на языке принятия. Родитель, находящийся в роли ребенка, фиксирует ответы, которые вызывают наиболее сильные чувства. Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны других, все родители стоят, а «родитель-ребенок» сидит. После того, как родитель побывал в роли ребенка, психолог предлагает ему поделиться теми впечатлениями, которые возникли у него в ходе выполнения задания: «Ужас. Когда говорили на языке непринятия, хотелось сначала на всех накричать, потом убежать, потом закричать: «Надоели! Что ко мне пристали!». Затем выбираются еще два родителя, которые побывают в роли ребенка, и упражнение повторяется еще 2 раза.
5.
Упражнение «Проговаривание» (Лидерс
А.Г., 1993). Информационная часть: рассказ
о том, какое может быть
6. Упражнение «Правила хорошего слушания» (Лидерс А.Г., 1993). Предлагается разбиться на пары, причем выбрать себе в пару того из членов группы, кого узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе. Затем рекомендуется распределить между собой роли: один «говорящий», другой «слушающий». Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий». «Говорящий» в течение пяти минут рассказывает о своих трудностях, проблемах в воспитании ребенка. Особое внимание при этом он обращает на, те свои качества, которые порождают эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания: внимателен к словам и невербальным проявлениям собеседника; проверяет, правильно ли понял слова собеседника, используя, если это необходимо, приемы активного слушания; не дает советов и оценок. Через 5 минут педагог останавливает беседу и дает следующее задание: «Сейчас у «говорящего» будет одна минута, в течение которой надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало, а что затрудняло рассказ». Затем «говорящий» в течение 5 минут рассказывает «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает воспитывать ребенка, строить взаимоотношения с ним. Затем педагог останавливает разговор и дает задание: «Слушающий» за 5 минут рассказывает то, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», то есть то, что тому помогает, а что мешает воспитывать ребенка». На протяжении этих пяти минут «говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». После того, как «слушающий» скажет все, что он запомнил, «говорящий» может сказать, что было пропущено и что искажено. Во второй части упражнения участники пары меняются ролями.
7.
Психогимнастическое
8.
Домашнее задание:
9.
Подведение итогов занятия. Обмен мнениями,
впечатлениями, переживаниями, эмоциями
и чувствами
3
ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ
МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
– ПСИХОЛОГА
3.1Нормативно – правовое обеспечение
В своей деятельности школа руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.