Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта заключается в том, что бы разработать методы работы социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова» с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать деятельность МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова»;
- описать методы работы с семьями, имеющих в своём составе детей с ограниченными возможностями;
- внедрение методики в работу социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ОЙУСАРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.Н. ГОРОХОВА» СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………. ……..7
1.1 Характеристика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………..7
1.2 Содержание деятельности школьного социального педагога - психолога ……12
2 МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ………………………………….…16
2.1 Основные методы работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями………………………………………………………….…………..….16
2.2 Метод патронажа семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………17
3. ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА……………………………………30
3.1 Нормативно – правовое обеспечение……………………………………………..31
3.2 Кадровое обеспечение …………………………………………………………….32
3.3 Финансовое обеспечение…………………………………………………………..33
3.4 Препятствия и риски……………………………………………………………….34
3.5 Управление проектом……………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Проект!.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

      Я внедряю в свой проект мини-тренинг психолого-педагогической помощи родителям детей с ограничениями жизнедеятельности и предлагаю авторские упражнения различных ученых-практиков.

      Цель тренинга: минимизация эмоциональной напряженности родителей, изменение психологического микроклимата в семье и гармонизация детско-родительских отношений.

      Данный  тренинг разбит на отдельные занятия. Предусмотрен комплекс занятий, состоящий  из 5 групповых и 5 отдельных занятий  с каждой матерью и ребенком. Рассмотрим комплекс групповых занятий для  родителей.

      Комплекс  групповых занятий  с родителями, имеющими детей с ограничениями  жизнедеятельности

      Цели  данной части тренинга - преодоление эмоциональной напряженности, переживаний, изменение отношения к себе и своему ребенку.

      Продолжительность одного занятия 1 час.

      Занятие № 1. Тема: «Знакомство».

      Цель - знакомство участников между собой и с психологом, установление контакта. 

      Задачи :

        1) установление доверительной, спокойной обстановки;

      2) обеспечить знакомство участников  тренинга друг с другом;

      3) сбор информации о проблемах участников;

      4) настрой на дальнейшую психологическую  работу.

      Этапы:

      1. Правила поведения. Социальный педагог - психолог рассказывает о правилах поведения и участия в тренинге (конфиденциальности, добровольности, открытости, безоценочного принятия и др.), называет тему и цель тренинга и данного занятия, говорит о своих ожиданиях и чувствах (Абрамова Г.С., 1999).

      2. Ожидания и опасения. Социальный педагог – психолог предлагает познакомиться, каждому участнику называя свое имя, высказаться об ожиданиях и опасениях от данного тренинга. Участники по очереди высказывают свои мнения. Психолог подводит итог.

      3. Игра «Знакомство» (Марковская И.М., 1997). Социальный педагог – психолог дает задание: участники по очереди называют свое имя, одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Затем участникам дается мяч, который они должны бросать друг другу. Каждый, кому попал мяч, называет имя бросившего мяч, одну положительную и одну отрицательную черту его характера. В конце игры каждый по очереди говорит о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, наблюдениях, отслеживая при этом изменения в своем настроении.

      4. Проблема. Социальный педагог – психолог предлагает каждому рассказать о своей проблеме, с которой он сюда пришел, о том, что его беспокоит. Участники рассказывают по кругу, в конце упражнения каждый говорит о своем самочувствии и настроении.

      5. Упражнение «Моя гордость» (Марковская  И.М., 1997). Социальный педагог – психолог дает всем задание подумать и сказать о самой большой гордости, которую он испытывал в связи со своим ребенком. Участники выполняют задание.

      6. Домашнее задание: подумать, как  бы определил проблему ребенок  и почему; спросить своего ребенка,  что он считает семейной проблемой  и как бы он ее определил.  Затем социальный педагог – психолог договаривается с участниками о новой встрече.

      7. Прощание. Каждый говорит о своих  наблюдениях, переживаниях, изменениях  настроения относительно всего  первого занятия. Социальный педагог – психолог говорит о своих чувствах и ощущениях, подводит итог занятия, делает выводы.

      Занятие № 2. Тема: «Релаксация».

      Цель - расслабление тела, снятие отрицательных эмоций.

      На  данном занятии были использованы психотехники, разработанные И.П. Брязгуновым (2002) и Н.А. Голиковым (2003).

      Этапы:

      1. Приветствие. Социальный педагог – психолог приветствует всех участников, называет тему занятия, говорит о своих чувствах, настроении, предлагает всем рассказать о своих чувствах, настроении. Участники высказываются по кругу.

      2. Проверка домашнего задания. Социальный педагог – психолог предлагает каждому рассказать о том, как он выполнил домашнее задание, какие получил результаты, сделал выводы, поделиться своими эмоциями, переживаниями по этому поводу.

      3. Упражнение на расслабление рук  «Лимон». Инструкция: представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. Затем весь процесс повторяется для правой руки.

      4. Упражнение на расслабление рук  и плеч «Кошечка». Социальный педагог – психолог дает инструкцию, по ходу которой участники ее выполняют: потянитесь, сначала руки вперед (вдох), затем высоко вверх, как можно выше, так, чтобы чувствовать напряжение в плечах (задержка дыхания). Опустите руки вниз (выдох). Упражнение выполняется 2-3 раза.

      5. Упражнение на расслабление плеч  и шеи «Черепха». Инструкция: теперь  представьте, что вы черепашки.  Сидите вы на камушке, на  берегу мирного пруда, греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову в панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Упражнение повторять еще 2 раза.

      6. Упражнение на расслабление живота  «Слоненок». Инструкция: представьте,  что кто-то очень тяжелый, например, слоненок наступил вам на живот (вдох). Напрягите мышцы живота и задержите дыхание. Они становятся как каменные. Старайтесь удержать слоненка. Затем он уходит (выдох). Расслабьте мышцы живота. Почувствуйте, как расслаблен живот. Замечаете разницу между расслабленным и напряженным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен. Упражнение повторяется 2-3 раза.

      7. Упражнения на расслабление ног  и ступней. Инструкция: представьте,  что на пальцы ног влез муравей  и бегает по ним. С силой  потяните носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох). Оставьте носки в этом напряжении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). А теперь мгновенно сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз, в стороны, расслабьте ноги. Повторите упражнение 2-3 раза. Почувствуйте разницу между расслабленными и напряженными ногами.

      А теперь представьте, что вы стоите босиком  в реке с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко  в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из реки. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся. Не правда ли, какое это приятное чувство? Опять шагните в реку. Повторить упражнение еще 2 раза.

      8. Домашнее задание: отслеживать  напряжение в своем теле, эмоциональное  напряжение и снимать их при  помощи вышеперечисленных упражнений.

      9. Итоги. Социальный педагог – психолог просит высказаться о своих ощущениях, самочувствии, настроении, эмоциях и их изменениях относительно начала занятия.

      Занятие № 3. Тема: «Эмоции».

      Цели  - снятие негативных эмоциональных переживаний. 

      Задачи:

      1) научиться выражать эмоции невербальными средствами;

      2) развивать эмоциональную экспрессивность;

      3) расширить эмоционально-поведенческий  «репертуар»;

      4) развивать саморегуляцию эмоциональных  состояний.

      Этапы:

      1. Приветствие. Социальный педагог – психолог приветствует всех участников, называет тему занятия, говорит о своем настроении, просит рассказать о своем настроении, самочувствии у других участников тренинга.

      2. Проверка домашнего задания. Психолог  просит каждого по очереди  рассказать о выполнении домашнего  задания, о своих впечатлениях, эмоциях. Участники выполняют задание по очереди.

      3. Упражнение «Звери» (Шевченко  Ю.С., Корнеева В.А., 2003). На подготовительном  этапе родители изображают различных  животных и птиц. Затем задача  усложняется: нужно изобразить  животное в каком-либо эмоциональном состоянии («испуганный заяц», «разгневанный слон», «веселый медведь», «грустная обезьянка» и т.д.). Далее надо при помощи поз, жестов, мимики попробовать передать различные эмоциональные состояния так, чтобы члены группы догадались, что это за состояния. По окончании упражнения родители высказывают свои впечатления, эмоции, настроение.

      4. Упражнение «Провокация» (Шевченко  Ю.С., Корнеева В.А., 2003). Один из  участников группы должен не вербально выразить свою непосредственную реакцию на обращение, имеющее смысл обвинения или препятствия («Вы лжец! Вы сами это знаете»; «Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать не смогу»). Остальные члены группы угадывают смысл ответа, переводя его на «язык слов». Для облегчения вербализации чужой эмоции им предлагается «отзеркалить» поведение основного участника (протагониста). Затем протагонист выбирает наиболее точный, по его мнению, «перевод» и повторяет свой невербальный ответ, сопровождая его словами. Группа оценивает степень совпадения первой и второй невербальных моделей, а также степень конгруэнтности содержания фразы той интонации, с которой она произносится, и позе, мимике, жесту, демонстрируемым вместе со словами. Далее каждый участник предлагает свой вариант ответа на стандартно предъявляемую фрустрирующую ситуацию, а группа контролирует совпадение вербальной и невербальной экспрессивности. Затем выбирается другой протагонист. По окончании упражнения родители высказывают свои впечатления, эмоции, настроение.

      5. Упражнение на расширение эмоционально-поведенческого «репертуара» (Коротаева Е., 1997). Предъявляются те же или другие фрустрирующие стимулы, а также неожиданные провокации положительных эмоций типа комплимента, лестного предложения или сюрприза. Испытуемый должен в течение минуты дать три разных по содержанию конгруэнтных ответа. Группа оценивает ответы по этим двум параметрам (вариативность реагирования и гармоничность вербальной и невербальной экспрессивности). Следующее задание - расшифровка эмоционального содержания демонстрируемого ответа, установление его соответствия основным (базальным) или смешанным эмоциям. Далее идентифицированная эмоция соотносится с когнитивным содержанием эмоциогенной ситуации. Задаются вопросы типа: «Что в этот момент думает человек о ситуации, о собеседнике, о себе?» Наконец, дается прогностическая оценка демонстрируемой реакции: «Чего он ожидает в ближайшее время от ситуации, от собеседника, что сам планирует сделать?»

      Следующее задание - каждый участник группы тренирует  свою антиципационную способность, предлагая в течение минуты три варианта ответа на эмоциогенную ситуацию, вербализуя сопровождающую ее эмоцию, собственную когнитивную оценку ситуации и прогнозируя ее динамику.

      6. Упражнение «Натюрморт» (Шевченко  Ю.С., Корнеева В.А., 2003) на развитие  саморегуляции эмоциональных состояний. Социальный педагог – психолог проводит предварительную беседу с родителями, в ходе которой объясняет необходимость наличия у человека отрицательных эмоций, их положительную роль и важность расширения спектра не только положительных, но и отрицательных эмоций. Здесь же уточняется цель работы - освоение способа регуляции негативных переживаний, не связанных с конкретной ситуацией (как внешней, так и внутренней). Психолог не только «разрешает» испытывать отрицательные эмоции, но и объясняет, что это «нормально».

      На  следующем этапе участникам дается задание составить как можно  более обширный список отрицательных (не менее 20) и положительных (не менее 15) эмоций в дневнике наблюдений (заранее  говорится о заведении дневника наблюдений) и отметить среди них те, которые данный родитель чаще всего испытывает и воспринимает как «мешающие». Затем предлагается создать символические образы этих состояний. После завершения этой части работы клиентов просят нарисовать или составить натюрморт из предметов, обладающих данными свойствами.

      Далее проводится анализ качеств положительных  эмоций. Для каждого отрицательного состояния подбирается пара из спектра  положительных эмоций, обладающая близкими свойствами и минимальными отличиями. Встречались такие сочетания, как «печаль-умиротворение», «злость-умиротворение», «злость-веселье», «тревога-приятное волнение», «тревога-азарт», «ужас-восторг», «ужас-удивление» и др.

Информация о работе Социальная работа с семьями имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями