Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа
Цель данного курсового проекта заключается в том, что бы разработать методы работы социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова» с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать деятельность МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова»;
- описать методы работы с семьями, имеющих в своём составе детей с ограниченными возможностями;
- внедрение методики в работу социального педагога – психолога МОУ «Ойусардахской средней общеобразовательной школы имени С.Н.Горохова».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ОЙУСАРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.Н. ГОРОХОВА» СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………………………………………………. ……..7
1.1 Характеристика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………..7
1.2 Содержание деятельности школьного социального педагога - психолога ……12
2 МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ………………………………….…16
2.1 Основные методы работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями………………………………………………………….…………..….16
2.2 Метод патронажа семей имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………17
3. ПРОЦЕДУРА ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА……………………………………30
3.1 Нормативно – правовое обеспечение……………………………………………..31
3.2 Кадровое обеспечение …………………………………………………………….32
3.3 Финансовое обеспечение…………………………………………………………..33
3.4 Препятствия и риски……………………………………………………………….34
3.5 Управление проектом……………………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………40
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ОВ, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ОВ обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.
Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное – научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.
Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.
Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 – 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).3
Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) – стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преимущественно для детей раннего возраста.
Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.
Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями.
Остаются нерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.
Проводимые
в России государственные меры демографической
политики, помощи семьям с детьми, в том
числе с детьми с ОВ носят разрозненный,
малоэффективный характер и не учитывают
семей в комплексе.
1.2
Содержание деятельности
школьного социального
педагога - психолога
Задачи:
Направления деятельности психолога:
- школьная психодиагностика
-
психокоррекционная
-
консультирование и
Модель
школьной социально
педагогической – психологической
деятельности
Плановая сопровождающая работа | Диагностический минимум | Психолого-педагогический консилиум |
Появление нового ребенка, нового класса | Консультирование и метод помощь | Выдвижение гипотезы о причинах проблемы |
Работа по основным
направлениям
- организ-ая работа с администрацией -консультационно -метод работа с педагогами. -консультативная работа с родителями -коррекционная работа с детьми |
Углубленная
диагностика
Дифференциация нормы и патологии Изучение особенностей познавательной деятельности Изучение мотивационно-личностных особенностей |
Запрос родителей или педагогов | Проверка запроса на обоснован-ность |
Внеплановое событие (н-р, конфликтная ситуация) | Уточнение ситуации: беседа, анализ документов | ||
Система самореализации учащегося в образовательном процессе современной школы состоит из следующих подсистем | |
Система
самореализации учащегося в образовательном
процессе
1. Психолого- педагогическое сопровождение развития ребенка 2. Классно- урочные занятия 3. Занятие по выбору учащегося, факультативы, профили 4. Внеурочная работа школы 5.
Общешкольное ученическое 6.
Трудовая деятельность 7. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка |
Психологическая служба |
Программа образования | |
Программа воспитания |
Основные направления работы социального педагога - психолога.
Учащиеся.
Педколлектив.
Родители.
План работы школьного социального педагога - психолога
Ойусардахской
средней общеобразовательной
школы им.С.Н.Горохова
№ | Мероприятие | Тема | Ответственные |
Работа с родителями | |||
1. | Групповая работа с родителями | «Язык любви» | Психолог |
2. | Комплексная помощь семьям | «Домашнее визитирование | Кл.рук |
3. | Мастерская родителей | «Учись с нами» | Кл.рук 9 кл |
4. | Мастерская родителей | «Нерядовое мероприятие» | Кл.рук 4 кл |
5. | Праздник Матерям | «Слава Матерям» | ЗУВР, Кл.рук-ли |
6. | Спортивные соревнования | Спартакиада молодых матерей | Женкомитет, адм школы |
Работа для педагогов | |||
1. | Психологический практикум | «Психологический климат в коллективе» | Психолог |
Работа с учащимися | |||
1. | Круглый стол | «Цена сомнительных удовольствий» | Директор, ЗУВР, психолог, предс КДН, врач |
2. | Занятие для уч-ся нач.кл (1-4кл) | «В сетях удачи» | Психолог, учителя нач.кл |
3. | Психологический практикум для подростков | «Шесть шагов к уверенности в себе» | Психолог |
4. | Анкетирование | Определение тревожности | Психолог, Кл.рук |
5. | Классные часы | «Я и мои
друзья»
«Кто я? Какой я?» «Особенности моей памяти» «Уникальность моего я» «Вокруг меня мир» «Какой из меня воспитатель» «Мир эмоций» «Здравствуйте, люди» «Секреты общения» «Компромисс трёх «Я»» Турнир «Клуб знатоков профессий» «Я + ты = мы» «Урок дружбы» «Рецепт успеха» |
Кл.рук 1 кл
Кл.рук 2 кл Кл.рук 3 кл Кл.рук 4 кл Кл.рук 5 кл Кл.рук 6 кл Кл.рук 7 кл Кл.рук 8 кл Кл.рук 8 кл Кл.рук 9 кл Кл.рук 9 кл Кл.рук 10 кл Кл.рук 11 кл |
6. | Индивидуальное консультирование | Психолог | |
7. | Неделя психологии
1-й день. День самопознания Психологическая акция 2-й день. Психологическая акция 3-й день. День общения Психологическая акция 4-й день. Коллективные
творческие дела 5-й день. День
доброты – психологический 6-й день. День любви - Психологическая акция |
«Радуга настроений» «Следопыт» «Социологический опрос» «Я хочу, чтобы в нашей школе…» Фотовыставка «Дом, в котором мы живем» «Лавка добрых
качеств» «Я люблю Вас, мой учитель» |
Психолог Кл.рук |
Как
мы видим по работе данного социального
педагога – психолога МОУ «Ойусардахской
средней общеобразовательной школы имени
С.Н.Горохова» не проводятся работы с семьями,
имеющих в своём составе детей с ограниченными
возможностями. Исходя из этого, я предлагаю
свои методы работы с семьями, имеющих
в своём составе детей с ограниченными
возможностями.
2
МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Основные методы работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Составление контракта (договора) он составляется между профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем.
Организация совместных детско-родительских массовых мероприятий - целью данных совместных занятий является укрепление семейных связей между родителями и детьми.
Патронаж - деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.
Метод консультирования представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
Психологический
тренинг представляет собой сочетание
многих приемов индивидуальной и групповой
работы, нацеленных на формирование новых
психологических умений и навыков.
2.2
Методика мини-тренинга
социально психолого-
В теоретической части данной работы я выделила существующие различные методы к психологической работе с родителями детей, имеющих ограничения в развитии. Данные методы зависят от жизненной стадии и от стадии эмоционального состояния родителя.