Социальная работа с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в анализе существующих инновационных технологий социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях.
Для достижения этой цели в дипломе решаются следующие задачи:
– выявить ожидания пожилых людей в области социального обслуживания;
– проанализировать и описать существующие инновационные подходы в работе с лицами третьего возраста на примере Дома-интерната города Бор;
– выявить специфику инноваций в сфере существующих инноваций в социальной работе с пожилыми людьми в России;

Содержание

Введение 3
Глава I Старость как социальное явление 8
Проблемы пожилых людей на современном этапе 8
Глава II Особенности социальной работы с людьми преклонного
возраста 12
2.1. Медико-социальная работа с пожилыми людьми 13
2.2. Социальное обслуживание лиц пожилого возраста в стационарных условиях 21
Глава III Инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях 27
3.1.Специфика существующих инноваций в социальной работе
с пожилыми людьми в России 27
3.2. Ожидания пенсионеров в сфере социального
обслуживания 30
3.3. Социальная работа с пожилыми людьми в Борском доме-интернате для престарелых и инвалидов 34
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

!!!Дип_пожилна распечатку.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

    Если  говорить о том, что бы пожилым людям хотелось изменить в Доме-интернате, то 2/3 респондентов не ответили на данный вопрос. 1/3 – видят изменения лишь в отношении персонала, улучшения материальной базы: «хотелось бы ремонта», «больше внимания со стороны персонала».

    Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют автору выделить основные проблемы пожилых людей, состоящих на проживании в Доме-интернате: финансовое положение, недовольство материальной базой интерната. При этом респонденты довольны существующим социальным обслуживанием в Интернате и благодарны персоналу за помощь.  
 

    3.3. Социальная работа с пожилыми людьми в Борском доме-интернате для престарелых и инвалидов 

    Борский дом-интернат для престарелых и  инвалидов существует с 1969 года. ГУ «Борский психоневрологический интернат» - некоммерческая организация, предназначенная для временного проживания пожилых людей до 6 месяцев.

    Предмет деятельности учреждения – прием  и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставление проживания и социально-бытовых условий. Пожилые люди полностью гособеспечены. Для них организовано рациональное питание, медицинское обслуживание и лечение, организован досуг, проводятся культурные мероприятия, реализуются проведение религиозных компаний, участие в лечебно-трудовой деятельности.

     Клиентам предоставляется четырехразовое питание, дневной сон, обеспечивается санитарно-гигиенический уход, в течение рабочего дня в отделении проводится арт-терапия, музыкотерапия, лечебная гимнастика по состоянию здоровья, развивающие игры по европейским технологиям, пантомима движений сохранившихся бытовых навыков для их закрепления, развитие сохранившегося интеллекта  путем позитивных воспоминаний и аналитический подход к простым ситуациям для развития мышления.

    Важное  место в деятельности Дома-интерната занимает разработка собственных методик и программ.

    Одной из важнейших функций дома-интерната  является социально-психологическая адаптация людей пожилого возраста к стационарным условиям проживания.

  Известно, что людям престарелого возраста присущи не только физиологические и психические изменения (нарушение памяти, внимания, эмоциональной сферы, ориентировки), но и личностные — недоверчивость, подозрительность, нетерпимость, ранимость. Все это способствует нарушению адаптивных процессов.

  Нарушению таких процессов способствует смена места жительства, привычного окружения. Поэтому очень важно помочь людям адаптироваться к новым для них условиям.

  Например, в ГУ «Борский психоневрологический интернат» для престарелых и инвалидов города Бор для решения задач социально-психологической адаптации престарелых и инвалидов была создана программа адаптации для вновь поступивших.

  Программа реализовалась в течение шести месяцев и включала в себя несколько этапов. Ответственными за выполнение данной программы являются: медработники, психологи, воспитатель, инструктор по труду, социальный работник, библиотекарь и др.

  Социально-психологическая  адаптация осуществляется в три  этапа.

  Первый — пребывание в приемно-карантинном отделении. Здесь поступившему  разъясняются цели и задачи дома-интерната, знакомится с распорядком дня, правилами поведения в доме-интернате, проводится экскурсия по дому-интернату и первичный сбор данных.

  При этом используются разнообразные формы  и методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения, опрос и др.

  Все это способствует адаптации поступивших, позволяет снизить неуверенность, тревожность, повысить самооценку, почувствовать  себя нужным.

  Самое главное на этом этапе — установить причину поступления в дом-интернат. Как отмечают специалисты, причины, по которым люди обращаются к ним, можно разделить на три группы:

1) социальные (36 %):

    — отсутствие жилья или угроза его  потерять,

    — минимальный размер пенсии и др.

  2) медико-социальные (18 %):

    — необходимость постоянного медицинского ухода и наблюдения;

  3) психологические (46 %):

    — семейные конфликты,

    — грубое отношение окружающих,

    — одиночество.

  Все вышеперечисленные причины требуют  активного вмешательства специалистов дома-интерната в адаптационный процесс.

  Социальным  работником создается карта-информация о клиенте приемно-карантинного отделения, которая заводится на каждого поступившего. В карте отражены не только биографические данные, но и взаимодействие с родственниками (если они имеются), профессиональные умения на данный момент времени, круг интересов и многое др.

  Второй — размещение для проживания в доме-интернате.

  После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном  отделении человека переводят в отделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Здесь огромную роль играют такие факторы, как подбор комнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д.

  Для того чтобы наиболее эффективно помочь человеку на этом этапе, необходимы сведения об его индивидуально-психологических особенностях.

  В связи с этим проводилась социально-психологическую диагностику, направленную не только на изучение индивидуальных особенностей личности, но и на выявление его самочувствия, активности, настроения, склонности к конфликтам. При этом используются следующие методики: опросник «САН», методика Айзенка, опросник Томаса.

  Полученные  результаты анализирироались.

  Для людей, имеющих проблемы в процессе адаптации, разрабатывается программа коррекционно-реабилитационных занятий. На этом этапе адаптации коррекционно-реабилитационные занятия проводятся в комнате психологической разгрузки индивидуально. Результаты заносятся в индивидуальную коррекционно-реабилитационную карту.

  Третий — более длительный этап — проживание в доме-интернате первые шесть месяцев. Здесь перед человеком встает проблема принятия окончательного решения: остаться в доме-интернате на постоянное место жительства или вернуться обратно (если это возможно). В этот период у человека происходит критическая оценка как социально-бытовых условий в доме-интернате, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из наиболее эффективных методов работы, применяемых нами, на этом этапе является «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата.

  Осуществляется  это путем включения человека в группу взаимопомощи, которая включает в себя не более семи человек, причем участники группы идентичны по полу и возрасту.

  Функции группы заключаются в следующем:

1) члены  группы чувствуют к себе внимание  и поддержку;

2) группа  учит позитивной коммуникации;

3) члены  группы получают практические  рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе адаптации.

  Результаты на 2007 год работы по данному направлению: улучшилось физическое и (или) психоэмоциональное состояние у 11 человек; повысилась самооценка у четырех человек; исчезли признаки депрессии у трех человек; снизился уровень тревожности у шести человек.

  Таким образом, можно сказать о том, что успешно адаптируются к условиям дома-интерната 11 человек (это 44 % поступивших).

    Важным  в работе с пожилыми является и  организация досуговой  деятельности людей пожилого возраста в стационарных условиях.

  Одной из самых доступных форм творческого досуга является коллекционирование, которое как предмет досуговой деятельности неоднозначно по своей ценности. Для одних это бессистемный сбор однотипных предметов, для других — целенаправленное, осмысленное занятие, обогащающее человека духовно.

  Для большинства людей пенсионного  возраста содержание досуговой деятельности ориентировано на потребительские ценности. В этом возрасте в структуру таких ценностей входят общение с природой, возможность побывать в обществе, послушать концерт, посетить театр.

  Решая вопросы повышения качества и  доступности социальных услуг, Интернат тесно взаимодействует с Управлением социальной защиты населения, Пенсионным фондом, с сельскими администрациями, ветеранскими организациями, учреждениями здравоохранения и другими организациями.

  Одно  из направлений работы отделений  Интерната — создание условий для досуга пожилых людей. Совместно с Домами культуры и сельскими администрациями проводятся различные мероприятия к праздничным датам: ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню пожилых людей, Дню инвалидов и другие.

  Работники Центра организуют для пожилых людей  посещения музеев, выставок, просмотры благотворительных спектаклей.

  Новой нетрадиционной формой работы стал клуб «Воспоминание». В непринужденной обстановке пожилые люди вспоминают о памятных и ярких событиях своей жизни. По рассказам пенсионеров ставятся инсценировки, в которых вместе со школьниками и социальными работниками участвуют и сами ветераны. Такое творческое общение улучшает эмоциональное и физическое состояние пожилых людей.

  Большое внимание в своей работе Интернат уделяет информированности пенсионеров и инвалидов. Специалист по социально работе читает книги, журналы, газеты для пожилых людей.

  Таким образом, внедрение новых форм и  методов работы способствует повышению качества жизни пенсионеров и снижению социальной напряженности среди данной категории граждан.

     В Интернате  созданы условия для максимально возможной физической и социальной активности клиентов.

     Задачей этих отделений является поддержание у опекаемых и подопечных возможностей самореализации жизненноважных потребностей:

     1) общение (поиск друзей, совместные  чаепития, групповая работа, экскурсии,  поездки за город); 

     2) оздоровление (массаж, лечебная физкультура, медицинские и физиопроцедуры, психологические консультации.

         3) арт-терапия (художественная самодеятельность,  новогодние спектакли).

       4) повышение уровня знаний (лекции, беседы, встречи со специалистом по социальной работе, пенсионного фонда, консультации юриста,  врачей и т.д.

       5) сохранение и развитие трудовых  навыков  приготовление пищи  в общественном кафе, швейное  дело, вязание, плетение, художественное  оформление, столярное производство  в специально оборудованных мастерских.

    Таким образом,

 

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Пожилые люди сталкиваются с множеством проблем, которые они не в силах решить самостоятельно. Поэтому необходима комплексная поддержка и помощь специалистов по социальной работе.

     В России действует сеть комплексных  центров социального обслуживания с отделениями дневного пребывания, социальными столовыми, а также имеются стационарные учреждения социального обслуживания. Учреждения социального обслуживания Российской Федерации оказывают различного вида социальные услуги пожилым гражданам, которые, в силу возраста и состояния здоровья, утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Спектр социальных услуг, предоставляемых для пожилых, осуществляется на различных уровнях, в том числе, межнациональном, государственном, национальном, муниципальном, организаций социальной сферы, уровне общественных организаций, межличностных контактов, личностных ресурсов (самопомощи).

     В настоящее время существует необходимость  в разработке региональной социальной политики, важным субъектом которой являются пожилые люди. Развитию негосударственной сети в настоящее время мешает и недостаточное сотрудничество между государственными и общественными организациями, дублирование в их работе, отсутствие единого информационного пространства, координации, несовершенство правовой базы, то есть отсутствие механизмов реализации межсектороного взаимодействия.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми