Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:55, дипломная работа
Цель исследования состояла в анализе существующих инновационных технологий социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях.
Для достижения этой цели в дипломе решаются следующие задачи:
– выявить ожидания пожилых людей в области социального обслуживания;
– проанализировать и описать существующие инновационные подходы в работе с лицами третьего возраста на примере Дома-интерната города Бор;
– выявить специфику инноваций в сфере существующих инноваций в социальной работе с пожилыми людьми в России;
Введение 3
Глава I Старость как социальное явление 8
Проблемы пожилых людей на современном этапе 8
Глава II Особенности социальной работы с людьми преклонного
возраста 12
2.1. Медико-социальная работа с пожилыми людьми 13
2.2. Социальное обслуживание лиц пожилого возраста в стационарных условиях 21
Глава III Инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях 27
3.1.Специфика существующих инноваций в социальной работе
с пожилыми людьми в России 27
3.2. Ожидания пенсионеров в сфере социального
обслуживания 30
3.3. Социальная работа с пожилыми людьми в Борском доме-интернате для престарелых и инвалидов 34
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Если говорить о том, что бы пожилым людям хотелось изменить в Доме-интернате, то 2/3 респондентов не ответили на данный вопрос. 1/3 – видят изменения лишь в отношении персонала, улучшения материальной базы: «хотелось бы ремонта», «больше внимания со стороны персонала».
Таким
образом, результаты проведенного исследования
позволяют автору выделить основные проблемы
пожилых людей, состоящих на проживании
в Доме-интернате: финансовое положение,
недовольство материальной базой интерната.
При этом респонденты довольны существующим
социальным обслуживанием в Интернате
и благодарны персоналу за помощь.
3.3.
Социальная работа с пожилыми людьми в
Борском доме-интернате для престарелых
и инвалидов
Борский дом-интернат для престарелых и инвалидов существует с 1969 года. ГУ «Борский психоневрологический интернат» - некоммерческая организация, предназначенная для временного проживания пожилых людей до 6 месяцев.
Предмет деятельности учреждения – прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставление проживания и социально-бытовых условий. Пожилые люди полностью гособеспечены. Для них организовано рациональное питание, медицинское обслуживание и лечение, организован досуг, проводятся культурные мероприятия, реализуются проведение религиозных компаний, участие в лечебно-трудовой деятельности.
Клиентам предоставляется четырехразовое питание, дневной сон, обеспечивается санитарно-гигиенический уход, в течение рабочего дня в отделении проводится арт-терапия, музыкотерапия, лечебная гимнастика по состоянию здоровья, развивающие игры по европейским технологиям, пантомима движений сохранившихся бытовых навыков для их закрепления, развитие сохранившегося интеллекта путем позитивных воспоминаний и аналитический подход к простым ситуациям для развития мышления.
Важное место в деятельности Дома-интерната занимает разработка собственных методик и программ.
Одной
из важнейших функций дома-
Известно, что людям престарелого возраста присущи не только физиологические и психические изменения (нарушение памяти, внимания, эмоциональной сферы, ориентировки), но и личностные — недоверчивость, подозрительность, нетерпимость, ранимость. Все это способствует нарушению адаптивных процессов.
Нарушению таких процессов способствует смена места жительства, привычного окружения. Поэтому очень важно помочь людям адаптироваться к новым для них условиям.
Например, в ГУ «Борский психоневрологический интернат» для престарелых и инвалидов города Бор для решения задач социально-психологической адаптации престарелых и инвалидов была создана программа адаптации для вновь поступивших.
Программа реализовалась в течение шести месяцев и включала в себя несколько этапов. Ответственными за выполнение данной программы являются: медработники, психологи, воспитатель, инструктор по труду, социальный работник, библиотекарь и др.
Социально-психологическая адаптация осуществляется в три этапа.
Первый — пребывание в приемно-карантинном отделении. Здесь поступившему разъясняются цели и задачи дома-интерната, знакомится с распорядком дня, правилами поведения в доме-интернате, проводится экскурсия по дому-интернату и первичный сбор данных.
При этом используются разнообразные формы и методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения, опрос и др.
Все
это способствует адаптации поступивших,
позволяет снизить
Самое
главное на этом этапе — установить
причину поступления в дом-
1) социальные (36 %):
— отсутствие жилья или угроза его потерять,
— минимальный размер пенсии и др.
2) медико-социальные (18 %):
—
необходимость постоянного
3) психологические (46 %):
— семейные конфликты,
— грубое отношение окружающих,
— одиночество.
Все
вышеперечисленные причины
Социальным работником создается карта-информация о клиенте приемно-карантинного отделения, которая заводится на каждого поступившего. В карте отражены не только биографические данные, но и взаимодействие с родственниками (если они имеются), профессиональные умения на данный момент времени, круг интересов и многое др.
Второй — размещение для проживания в доме-интернате.
После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении человека переводят в отделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Здесь огромную роль играют такие факторы, как подбор комнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д.
Для того чтобы наиболее эффективно помочь человеку на этом этапе, необходимы сведения об его индивидуально-психологических особенностях.
В связи с этим проводилась социально-психологическую диагностику, направленную не только на изучение индивидуальных особенностей личности, но и на выявление его самочувствия, активности, настроения, склонности к конфликтам. При этом используются следующие методики: опросник «САН», методика Айзенка, опросник Томаса.
Полученные результаты анализирироались.
Для людей, имеющих проблемы в процессе адаптации, разрабатывается программа коррекционно-реабилитационных занятий. На этом этапе адаптации коррекционно-реабилитационные занятия проводятся в комнате психологической разгрузки индивидуально. Результаты заносятся в индивидуальную коррекционно-реабилитационную карту.
Третий — более длительный этап — проживание в доме-интернате первые шесть месяцев. Здесь перед человеком встает проблема принятия окончательного решения: остаться в доме-интернате на постоянное место жительства или вернуться обратно (если это возможно). В этот период у человека происходит критическая оценка как социально-бытовых условий в доме-интернате, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из наиболее эффективных методов работы, применяемых нами, на этом этапе является «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата.
Осуществляется это путем включения человека в группу взаимопомощи, которая включает в себя не более семи человек, причем участники группы идентичны по полу и возрасту.
Функции группы заключаются в следующем:
1) члены
группы чувствуют к себе
2) группа учит позитивной коммуникации;
3) члены группы получают практические рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе адаптации.
Результаты на 2007 год работы по данному направлению: улучшилось физическое и (или) психоэмоциональное состояние у 11 человек; повысилась самооценка у четырех человек; исчезли признаки депрессии у трех человек; снизился уровень тревожности у шести человек.
Таким образом, можно сказать о том, что успешно адаптируются к условиям дома-интерната 11 человек (это 44 % поступивших).
Одной из самых доступных форм творческого досуга является коллекционирование, которое как предмет досуговой деятельности неоднозначно по своей ценности. Для одних это бессистемный сбор однотипных предметов, для других — целенаправленное, осмысленное занятие, обогащающее человека духовно.
Для большинства людей пенсионного возраста содержание досуговой деятельности ориентировано на потребительские ценности. В этом возрасте в структуру таких ценностей входят общение с природой, возможность побывать в обществе, послушать концерт, посетить театр.
Решая вопросы повышения качества и доступности социальных услуг, Интернат тесно взаимодействует с Управлением социальной защиты населения, Пенсионным фондом, с сельскими администрациями, ветеранскими организациями, учреждениями здравоохранения и другими организациями.
Одно из направлений работы отделений Интерната — создание условий для досуга пожилых людей. Совместно с Домами культуры и сельскими администрациями проводятся различные мероприятия к праздничным датам: ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню пожилых людей, Дню инвалидов и другие.
Работники Центра организуют для пожилых людей посещения музеев, выставок, просмотры благотворительных спектаклей.
Новой нетрадиционной формой работы стал клуб «Воспоминание». В непринужденной обстановке пожилые люди вспоминают о памятных и ярких событиях своей жизни. По рассказам пенсионеров ставятся инсценировки, в которых вместе со школьниками и социальными работниками участвуют и сами ветераны. Такое творческое общение улучшает эмоциональное и физическое состояние пожилых людей.
Большое внимание в своей работе Интернат уделяет информированности пенсионеров и инвалидов. Специалист по социально работе читает книги, журналы, газеты для пожилых людей.
Таким образом, внедрение новых форм и методов работы способствует повышению качества жизни пенсионеров и снижению социальной напряженности среди данной категории граждан.
В Интернате созданы условия для максимально возможной физической и социальной активности клиентов.
Задачей этих отделений является поддержание у опекаемых и подопечных возможностей самореализации жизненноважных потребностей:
1) общение (поиск друзей, совместные чаепития, групповая работа, экскурсии, поездки за город);
2) оздоровление (массаж, лечебная физкультура, медицинские и физиопроцедуры, психологические консультации.
3) арт-терапия (художественная самодеятельность, новогодние спектакли).
4) повышение уровня знаний (лекции, беседы, встречи со специалистом по социальной работе, пенсионного фонда, консультации юриста, врачей и т.д.
5) сохранение и развитие
Таким образом,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пожилые люди сталкиваются с множеством проблем, которые они не в силах решить самостоятельно. Поэтому необходима комплексная поддержка и помощь специалистов по социальной работе.
В
России действует сеть комплексных
центров социального
В настоящее время существует необходимость в разработке региональной социальной политики, важным субъектом которой являются пожилые люди. Развитию негосударственной сети в настоящее время мешает и недостаточное сотрудничество между государственными и общественными организациями, дублирование в их работе, отсутствие единого информационного пространства, координации, несовершенство правовой базы, то есть отсутствие механизмов реализации межсектороного взаимодействия.