Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:55, дипломная работа
Цель исследования состояла в анализе существующих инновационных технологий социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях.
Для достижения этой цели в дипломе решаются следующие задачи:
– выявить ожидания пожилых людей в области социального обслуживания;
– проанализировать и описать существующие инновационные подходы в работе с лицами третьего возраста на примере Дома-интерната города Бор;
– выявить специфику инноваций в сфере существующих инноваций в социальной работе с пожилыми людьми в России;
Введение 3
Глава I Старость как социальное явление 8
Проблемы пожилых людей на современном этапе 8
Глава II Особенности социальной работы с людьми преклонного
возраста 12
2.1. Медико-социальная работа с пожилыми людьми 13
2.2. Социальное обслуживание лиц пожилого возраста в стационарных условиях 21
Глава III Инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях 27
3.1.Специфика существующих инноваций в социальной работе
с пожилыми людьми в России 27
3.2. Ожидания пенсионеров в сфере социального
обслуживания 30
3.3. Социальная работа с пожилыми людьми в Борском доме-интернате для престарелых и инвалидов 34
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таким образом, в Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.
Однако, функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.
Глава III
Инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми
Вместе с тем рассматривая процесс инновирования в комплексе, необходимо отметить, что он отличается, в некоторой степени, сложностью для понимания и определенной специфичностью, тем более, если речь идет о людях преклонного возраста. Во многом данная проблематика может быть объяснена психологически.
Так, например, исследователями установлено, что индивид, не доверяющий своим способностям, изначально содержит в себе отрицание новшества. Данное утверждение в отношении пожилого человека, испытывающего очень часто в силу возраста проблемы со здоровьем, имеет значимый смысл.28
Плодотворность процесса принятия решения часто обусловлена наличием обдуманных планов и стратегий, вырабатываемых другими участниками нововведений, но окончательное решение определяется личностью в любом случае самостоятельно, в зависимости от ее созидательных способностей и базовых потребностей. Для специалиста по социальной работе в таком случае становится важным «переориентация» пожилого человека с исключительно «созерцательной» деятельности на деятельность творческую.
Чрезвычайно трудно добиться от человека в пожилом возрасте приобретения новых знаний и пересмотра ценностей, установок, ожиданий, что является необходимым условием формирования адекватного инновационного восприятия. Вместе с тем в данном случае, вероятнее всего, речь идет об отсутствии должной мотивации, а значит, «трудно», не означает «невозможно».
Противниками нововведений, как отмечают специалисты, с большей степенью вероятности могут быть индивиды, обладающие низкими социальными статусами (пожилые россияне другим статусом никогда и не обладали) в силу невозможности получить немедленную отдачу от участия в процессе.
Сопротивление нововведениям является также прямым следствием фактора неопределенности (угроза стабильному положению в рамках существующей социальной системы). Весьма значимый показатель, особенно, если учесть, что для пожилого человека в нашей стране часто единственной основой существования выступает пенсионное обеспечение. Дополнительным фактором сопротивления нововведению являются действующие установки, определяющие скорее консервативный, нежели новаторский характер поведения.
В инновационной деятельности в отношении пожилых важно также учесть, что отдача инвестиций в инновациях рассматривается как возможность долгосрочной отсрочки возвращения финансовых (прежде всего) и иных материальных ресурсов. Отсрочка возвращения зависит от типа культуры, в которой происходит инновационный процесс, а в контексте культуры — от класса (социальной страты), образования, уровня дохода, мотивации на достижение и степени космополитизма индивидов, вовлеченных в инновационный процесс. Чем современнее общество по критерию технологического потенциала и другим перечисленным выше характеристикам, тем дольше оно может ожидать возврата ресурсов.
Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что в самом пожилом возрасте содержатся не только механизмы, способствующие торможению нововведений, но и, наоборот, стимулирующие их развитие. Это и богатый жизненный опыт, и компетентность, и знание жизни как таковой, словом то, чего нет, и не может быть у молодых.
Подтверждение сказанному — инновационная деятельность в интересах пожилых со стороны государства (реформа пенсионной системы), общества (появление в нашей жизни Дня пожилого человека), собственные инициативы пожилых (деятельность Российской партии пенсионеров).
Одной из инновационных форм социального обслуживания являются хосписы. В переводе с английского «хоспис» – дом для странников. В советское время не принято было говорить о неизлечимых болезнях, прежде всего это касалось онкологии. Сейчас общество делает первые шаги в этом направлении, пытаясь создать хосписы и социальные службы для безнадежно больных и умирающих. Латинское слово hospes означает гость. Позже формулируется иное значение этого слова: хозяин. Впоследствии появляется слово hospitium, означающее теплые дружеские отношения, а затем и место, где эти отношения развиваются.
Впервые понятие хосписа употребляется в нынешнем его понимании лишь в XIX веке29. В 70-х годах XX века актуализируется «философия» современного хосписного движения, основанная на идеях паллиативной медицины. Смысл новой «философии» заключался в необходимости создания хосписов нового типа, обеспечивающих пациентам свободу, позволяющую найти собственный путь к смыслу.
В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге по инициативе Виктора Зорза – английского журналиста и активного участника хосписного движения. Через некоторое время в Москве создается Российско-Британская Ассоциация хосписов для оказания профессиональной поддержки российским хосписам. В 1992 году в Москве организуется небольшая группа добровольцев и медицинских работников, помогающая неизлечимо больным на дому. В 1997 – при финансовой и административной поддержке правительства Москвы, открывается новое здание для Первого Московского хосписа. Идеи хосписного движения продолжают распространяться по всей России. Всего в России сейчас существует около 20 хосписов, в том числе в Казани, Ульяновске, Ярославле и других городах. Первый московский хоспис – государственное медико-социальное учреждение, призванное не только оказывать квалифицированную медицинскую помощь в рамках симптоматического лечения безнадежных, с точки зрения современной медицины, онкологических больных, но и помогать в решении социальных, психологических и духовных проблем, стоящих перед пациентами хосписа и их близкими.30
В
настоящее время существует необходимость
в разработке региональной социальной
политики, важным субъектом которой
являются пожилые люди. Развитию негосударственной
сети в настоящее время мешает
и недостаточное сотрудничество между
государственными и общественными организациями,
дублирование в их работе, отсутствие
единого информационного пространства,
координации, несовершенство правовой
базы, то есть отсутствие механизмов реализации
межсектороного взаимодействия.
3.2.
Ожидания пенсионеров в сфере
социального обслуживания
Проблема репрезентации динамики сектора социальной защиты представителей третьего возраста представляет собой сложную исследовательскую задачу. Методологически сложно оценить, в чем проявляются изменения сектора социальной сферы, который еще только оформляется, в том числе, в России.
Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:
Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.
Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.
Цель
данного исследования состояла в
выявлении необходимости
Задача
данного исследования заключалась
в анализе знаний пенсионеров
о социальной работе и ожидания в
сфере социального
Предмет исследования
Для данного социологического исследования использовали «неслучайную выборку», метод «выбор типичного объекта». Генеральная совокупность – пожилые люди города Бор. Опрашивались пожилые люди в возрасте 65-70 лет. В анкетировании принимали участие 30 пенсионеров. Опрос проводился анонимно.
В апреле 2008 года было проведено данное социальное исследование «Достойная старость». Пожилым людям было предложено заполнить анкету, состоящую из 39 вопросов.
Согласно данному исследованию, автором были выявлены основные ожидания пожилых людей в сфере социального обслуживания. Подтверждается и тот факт, что пожилые люди, живущие в Доме-интернате одиноки, 74% из них вдовцы/вдовы, только 14% опрашиваемых женаты/замужем, (Таблица 1).
В качестве основного источника дохода опрашиваемые пожилые люди указали собственную пенсию 82%, 14% - пенсия супруга, лишь 4% - «все вышеперечисленное» (пенсия, пенсия супруга, собственные сбережения), (Таблица 2). При этом 84% респондентов утверждают, что неудовлетворенны своим уровнем жизни (финансовым состоянием), (Таблица 9). Финансовую помощь респонденты называют самой необходимой поддержкой и помощью пожилым людям 72% и лишь 22% - медицинскую, 4%- психологическую, (Таблица 11). «Достойную старость» пожилые люди видят в улучшении своего материального положения – «достойная старость» (60%), (Таблица 10). И 64% респондентов винят в отсутствие у них полноценного отдыха «недостаток денежных средств», (таблица 7). Автор пришел к выводу, что пожилые люди не удовлетворены своей пенсией и хотели бы улучшить свое материальное состояние.
Результаты исследования показали, что пенсионеры не довольны работой государства в сфере социальной поддержки пожилых людей - 58%, а также государственными программами для пожилых людей – 45%, (Таблица 9).
66%
респондентов указывают, что
Интересен тот факт, что пожилые люди довольны социальным обслуживанием (88%), работой социальных служб (60%), (Таблица 9). 32% утверждают, что в результате оказываемой медико-социальной помощи их качество жизни улучшилось (Таблица 12). Довольны обслуживанием в Доме-интернате 36% опекаемых (Таблица 14), работой социальных работников 84% (Таблица 16). При этом «социальную работу» пожилые люди видят, как «помощь» - 40%, «работа с нуждающимися» - 28%, помощь государства нуждающимся категориям» - 32% опрашиваемых, (Таблица 8).