Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:55, дипломная работа
Цель исследования состояла в анализе существующих инновационных технологий социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях.
Для достижения этой цели в дипломе решаются следующие задачи:
– выявить ожидания пожилых людей в области социального обслуживания;
– проанализировать и описать существующие инновационные подходы в работе с лицами третьего возраста на примере Дома-интерната города Бор;
– выявить специфику инноваций в сфере существующих инноваций в социальной работе с пожилыми людьми в России;
Введение 3
Глава I Старость как социальное явление 8
Проблемы пожилых людей на современном этапе 8
Глава II Особенности социальной работы с людьми преклонного
возраста 12
2.1. Медико-социальная работа с пожилыми людьми 13
2.2. Социальное обслуживание лиц пожилого возраста в стационарных условиях 21
Глава III Инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми в стационарных условиях 27
3.1.Специфика существующих инноваций в социальной работе
с пожилыми людьми в России 27
3.2. Ожидания пенсионеров в сфере социального
обслуживания 30
3.3. Социальная работа с пожилыми людьми в Борском доме-интернате для престарелых и инвалидов 34
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Согласно
Ст.17 Закона Российской Федерации об
основах социального
ВОЗ (1992) выделяет три типа медицинской помощи пожилым:
Предоставление социальных услуг пожилым гражданам осуществляется на бесплатной и компенсационной основах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами». Сфера предоставления платных услуг (компенсационная основа) имеет устойчивую динамику в плане финансового роста. Финансовые вложения в социальную сферу позволяют в некоторой степени смягчать проблемы материально-технического обеспечения, решать вопросы улучшения рациона питания и качества предоставляемых социальных услуг.
В стационарных учреждениях системы социальной защиты населения проживает 245 тысяч человек, из которых 140 тысяч человек – пожилые люди.22
Помимо улучшения ресурсов материально-технической базы центра социального обслуживания, дальнейшее развитие традиционного социального обслуживания включает в себя реабилитационные практики, становление спектра социально-психологических услуг (комнаты психологической разгрузки), в стадии становления – инициативы по реализации творческих, образовательных, культурно-просветительских потребностей, осуществление культурных, досуговых, просветительских программ. Проблемы общения, обмена опытом, реализации творческих задумок решаются сейчас в области более чем двадцатью клубами и кружками для пожилых. В области функционируют хоры ветеранов, службы знакомств, возникают новые формы общения – фитобары.
Отделения социально-медицинского обслуживания на дому обеспечивают также оказание помощи социальными работниками одиноким гражданам пожилого возраста, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями в поздних стадиях. Отделения социально-медицинского обслуживания на дому предлагают помощь социального работника и проведение медицинской сестрой лечебных и санитарно-гигиенических процедур.
Полустационарное
социальное обслуживание включает не
только социально-бытовое и
Виды социальных услуг: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан (35 видов); социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня; социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социально-медицинские услуги: содействие в оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС в проведении медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, в госпитализации, в получении бесплатной зубопротезной, протезно-ортопедической и слухопротезной помощи; обеспечение ухода в стационарных учреждениях; организация прохождения диспансеризации, медико-социального обследования и экстренной, медико-психологической помощи; проведение медицинских процедур; оказание санитарно-гигиенической помощи на дому, консультирование по социально-медицинским вопросам; организация лечебно-трудовой деятельности и лечебно-оздоровительных мероприятий
В настоящее время одним из наиболее востребованных типов поддержки пожилых людей становится социально-консультативная помощь. Она может быть предоставлена гражданам пожилого возраста согласно Ст.16 Федерального закона «О Социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Консультации предоставляются в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Таким образом, социальное обслуживание пожилых в России представляет собой деятельность по оказанию различных видов социальных услуг, предоставляемых людям третьего возраста бесплатно или на льготных условиях с целью создания приемлемых условий их жизнедеятельности и поддержания социальной активности. Спектр социальных услуг, предоставляемых для пожилых, осуществляется на различных уровнях, в том числе, межнациональном, государственном, национальном, муниципальном, организаций социальной сферы, уровне общественных организаций, межличностных контактов, личностных ресурсов (самопомощи).
В
России сложилась правовая регламентация
социального обслуживания населения
и система социальных служб. В 1995 году
были приняты два федеральных закона,
регламентирующих общие принципы предоставления
социальных услуг и социальное обслуживание
граждан пожилого возраста и инвалидов.
2.2.
Социальное обслуживание лиц пожилого
возраста в стационарных условиях
В России осознание того, что пожилые люди нуждаются в социальной поддержке, оказании социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых услуг, материальной помощи и в получении регулярных государственных пособий пришло в XX веке. Этому способствовало принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, положений о признании достоинства, присущего всем членам семьи, права каждого на социальное обеспечение, на обеспечение по случаю наступления старости.
В сфере социальной защиты пожилых людей традиционно сложились три основных направления: пенсионное обеспечение, предоставление льгот и социальное обслуживание в стационарных и нестационарных условиях.
Социальное обслуживание в России регулируется законодательством Российской Федерации: Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации23. Оно определяет отношения в сфере социального обслуживания, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите граждан пожилого возраста, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
Одним
из элементов социальной политики,
активно развивающихся в
При организации социальной работы с пожилыми людьми практическая деятельность складывается из трех основополагающих элементов:
Во-первых, из селекции (или отбора), подразумевающей поиск основных, важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом. Индивидуальные запросы необходимо привести в соответствие с реальной действительностью, что позволит индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь. Во-вторых, из оптимизации, которая заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, изменяет, улучшает свою жизнь в качественном отношении. То есть пробуждает интерес к жизни. В-третьих, из компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, материальных выплат, компенсирующих возрастную ограниченность, в использовании новых современных приборов и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха, ограниченность передвижения и т.д.24
Российской
Федерации сложились и
Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя, помимо предоставления пенсий, пособий, льгот, поддержки со стороны учреждений социальной защиты населения, содержания и обслуживания престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения, деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Современная государственная (муниципальная) система социального обслуживания пожилых людей в России начала формироваться в конце 80-х годов ХХ века.
В
настоящее время она
Стационарная сеть представлена учреждениями: дома-интернаты для престарелых и инвалидов (общего типа); психоневрологические интернаты; дома – интернаты милосердия для престарелых и инвалидов; геронтологические центры. 26
Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.
Центры
могут иметь в своей структуре
различные подразделения
В
задачи центра входит выявление престарелых
и других лиц, нуждающихся в социальной
поддержке; определение конкретных
видов и форм помощи, предоставление
различных социально-бытовых
Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты, проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений. Характерно, что на протяжении длительного периода в стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов при увеличении численности и доли престарелых.
Сейчас
в дома-интернаты поступают в
основном люди, требующие постоянного
ухода, утратившие в значительной мере
способность передвигаться.
Практика показывает, что в домах-интернатах
для престарелых и инвалидов обеспечивается
медицинское обслуживание, осуществляется
целый ряд мероприятий реабилитационного
значения: трудовая терапия и трудовая
занятость, организация досуга и т.д. Здесь
проводится работа по социально-психологической
адаптации пожилых людей к новым условиям,
включающая информирование о доме-интернате,
проживающих в нем и вновь прибывших, об
оказываемых услугах, наличии и расположении
медицинских и других кабинетов и др. Изучаются
особенности характера, привычек, интересов
поступающих пожилых людей, их потребности
в посильной трудовой занятости, их пожеланий
в организации досуга и т.п. Все это имеет
важное значение для создания нормального
морально психологического климата, особенно
при расселении людей на постоянное место
жительства и предотвращения возможных
конфликтных ситуаций.