Социальная работа с героиновыми наркоманами. Технология лечения и социальной реабилитации
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:13, реферат
Описание работы
Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с героиновыми наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой.
-
у отцов: эмоциональная
и поведенческая
неустойчивость, воспитательная
неуверенность, отвержение
ребенка, отверже-ние
материнского стиля
воспитания.
Таким
образом, созависимость
в семьях наркоманов --
это саморазрушающее
поведение, возникающее
на основе СРРН.
По
мере развития СРРН,
как и при любой
болезни, родите-ли наркомана
приспосабливаются
и начинают «выжимать»
мак-симум выгод из своих
невротических симптомов
и защит. Сим-птомы и
защиты приобретают
социальную функцию,
форми-руются особые
внутрисемейные роли,
заменяющие отношения
близости, приносящие
психологические преимущества,
например, ощущения
типа «Я за своего ребенка...»,
«Я все для него сдела-ла»,
«У меня уже другой заботы
нет...», в которых ярко
выражено чувство вины
за отсутствие искренности
и близости с ребенком
раньше. Возможно, таким
«психологическим купоном»
являет-ся сочувствие.
Однажды добившись чего-либо,
люди пытаются добиться
того же теми же средствами.
Таким
образом, приобретаются
«вторичные выгоды»,
кото-рые выступают
как мощные детерминанты
внутрисемейных от-ношений,
в которых скрыты
факторы, провоцирующие
срывы в период
реабилитации и прерывающие
ремиссию.
В
родительско-детских
отношениях СРРН проявляется
в том, что у
матерей формируется
опекающая (60%) и потворствующая (30%)
гиперпротекция, что
выступает как
положительное подкрепление
наркоманского поведения
у детей. У отцов
фор-мируется неустойчивый
стиль родительско-детских
отношений, что в поведении
часто проявляется как
противоречивые воздей-ствия,
близкие к ситуации
«двойного зажима».
Различия
в стиле родительско-детских
отношений, наличие
в структуре СРРН
несовместимых элементов,
отвержение отца-ми
воспитательного стиля
матерей -- все это приводит
к тому, что отношения
в супружеской паре
ухудшаются, развивается
острый кризис внутри
брачной пары.
В
подавляющем большинстве
семей это приводит
к тому, что структура
семьи стремительно
меняется: мать и наркотизирую-щийся
ребенок создают коалицию
с жесткими, ригидными
вне-шними границами
и обостренными, максимально
напряженны-ми эмоциональными
отношениями внутри.
Брак в этом случае практически
разрушается.
Важным,
на наш взгляд, является
поведение братьев
и сес-тер по отношению
к родителям и
наркоману. Несмотря
на то, что реакции
братьев и сестер,
отличающихся от наркомана
по возрасту и полу (старше --
младше; однополые --
разнополые), существенно
разнятся, у них есть
общее основание -- позиция
контролирующего родителя
по отношению к нарко-ману.
Очевидно, что такое
поведение детей-наркоманов
в се-мье становится
дополнительным источником
напряженности и конфликтов
и приводит к еще большей
спутанности отно-шений
и внутрисемейных ролей.
Таким
образом, основные элементы
семейных отношений
приобретают патологический
и психотравмирующий
характер.
Реализация
в групповой работе
с родителями наркоманов
принципов гуманистической
психологии, безусловно,
способ-ствует оказанию
им эмоциональной и
социальной поддержки.
Однако наиболее важным,
на наш взгляд, является
принятие ро-дителями
ответственности за
свое поведение и свою
жизнь, чему способствует
реализация модели группового
психологического консультирования,
методологической основой
которого высту-пает
трансактный анализ
Э. Берна.
Участники
группы в этом случае
воспринимаются как
дееспособные субъекты,
способные нести
ответственность
за свое поведение
и решение своих
про-блем. Руководитель
поддерживает коммуникации
в группе из эго-состояния
Взрослый. Освоение
участниками группы
терми-нологии структурного
и трансактного анализа
дает возможность для
эффективного исследования
ими особенностей внутрисе-мейных
отношений, внешней
и внутренней коммуникации.
Использование модели
психологического консультирования
и методологии трансактного
анализа позволяет решать
комплекс взаимосвязанных
задач, непосредственно
вытекающих из отме-ченных
выше особенностей семей
наркоманов и их родителей:
повышение
ответственности
за свое поведение и
свою жизнь;
развитие
готовности к творческому
реагированию на нар-команию
ребенка;
повышение
психологической
компетентности и
расшире-ние сознания;
изменение
реакции на проблему (от
поиска причин к по-иску
решений);
развитие
реалистичности мышления
и осознания отно-шений;
повышение
способности к
наблюдению.
Очевидно,
что перечисленные
задачи совершенно различ-ны
и по содержанию,
и по структуре, и
по методам их решения.
Поэтому важнейшей
характеристикой
родительских групп
яв-ляется, на наш
взгляд, плюрализм методов,
который дает воз-можность
применить большое количество
методов и средств в
процессе терапии. Латышев
Г.В. Организация мероприятий
по профилактике наркомании.
М., 1991.
Глава II.
Роль социального
работника в оказании
помощи семьям с больными
алкоголизмом.
2.1.
Системный подход
семьи в оказании
помощи алкоголику.
Социальному
работ-нику следует
отказаться от причинного
мышления, пе-рестать
воспринимать пьянство
больного как причину
несчастий его
семьи. Необходимо рассматривать
семью как систему,
в которой каждый
играет свою роль и является
частью общей проблемы --
алкоголизма. При системном
мышлении алкоголизм
уже не воспринимается
как пробле-ма одного
человека, а рассматривается
как симптом нару-шения
нормального функционирования
семьи. Тогда становятся
понятны причины болезни
всей семьи. Если со-циальный
работник поможет жене
больного избавиться
от прежних ошибок в
поведении весьма вероятно,
что ее муж обратится
за помощью к врачу.
Таким образом, если
потя-нуть за одно звено --
можно вытянуть всю
цепочку.
Однако
семья, как любая
система, стремится
к сохране-нию
некоего равновесия
и именно поэтому
является зак-рытой,
почти непроницаемой,
причем настолько, что
даже отвергает предлагаемую
помощь. Чем больше
давление из-вне, тем
сильнее сопротивление
системы. В работе с
семьей алкоголика необходимо
проявлять огромное
терпение. Со-циальный
работник должен понимать,
что изменения здесь
не происходят в одночасье,
по принципу «пришел,
увидел, победил» -- для
этого требуется время,
и порой весьма про-должительное.
Чтобы
сохранять равновесие,
семья как система
реаги-рует на алкоголизм
одного из своих членов
тем, что адапти-руется,
приспосабливается
к нему. Основной
метод адаптации --
отрицать существование
проблемы. Сохранение
в тайне алкоголизма
и связанных с
ним негативных последствий (драк,
морального разложения,
плохого выполнения
роди-тельских, профессиональных
обязанностей) -- главный
фо-кус, в котором сходятся
интересы всех родственников
семьи.
Семья
сокращает свои связи
с другими людьми
до миниму-ма, старается
отсекать от себя всякие
источники влияния и
помощи извне. Члены
семьи как бы берут на
себя ответст-венность
за поддержание стабильности
в системе. Они изо всех
сил стремятся контролировать
ситуацию, которая в
принципе контролю не
поддается.
Важный
принцип системы -- ее
целостность. Целое --
это нечто большее, чем
простая сумма элементов.
Сложен-ные вместе, они
еще не образуют систему.
Ее важнейший признак --
взаимодействие элементов.
Семья алкоголика может
плохо функционировать
не потому, что состоит
из плохих людей, а потому,
что ее члены пользуются
плохими правилами поведения,
не научены правильно
взаимодейст-вовать (например,
не умеют решать конфликты
без аг-рессии). Для поддержания
взаимодействия очень
важна обратная связь.
В семье больного алкоголизмом
она может быть нарушена.
Например, муж сильно
напился, не смог выйти
на работу, а жена старается
скрыть истинную причи-ну
прогула, ссылаясь на
плохое самочувствие
мужа, необхо-димость
поездки к заболевшим
отцу или матери и т.п.
Муж не испытывает на
себе результатов своего
пьянства, по-скольку
жена не дала сработать
обратной связи, и продолжа-ет
пить... Чем безответственнее
ведет себя муж, тем
больше ответственности
берут на себя другие
члены семьи.
В
семье больного алкоголизмом
работают негативные
обратные связи. Все
стараются сохранять
существующее по-ложение,
боятся любых перемен.
Здоровая семья также
стремится к сохранению
стабильности, но в ней
благодаря позитивным
обратным связям возможны
динамика взаи-моотношений,
восприятие новых суждений,
духовный рост каждого.
В противоположность
этому неизменность
системы семьи больного
алкоголизмом затормаживает
всякое разви-тие ее
членов. Копыт Н.Я. Профилактика
алкоголизма. М., 1986.
с. 66
Обратные
связи поддерживаются
существующими в
семье правилами.
Эти правила могут
быть открытыми, про-износимыми
вслух, как, например,
такое: «Дети должны
возвращаться домой
не позже 22 часов». Они
могут быть скрытыми,
но тем не менее известными
всем. Например, отец
убежден, что жену нужно
бить, держать ее в страхе,
и хотя он никогда не
высказывает это мнение,
дети его знают и тоже
усваивают подобное
отношение к женщине.
Взаимодействие
в системе осуществляется
через рас-пределение
ролей между всеми
ее членами. Однако главное
в каждой семье --
и благополучной,
и неблагополучной --
это супружеская диада,
то есть отношение мужа
и жены к самим себе
и друг другу. Это влияет
на всю семью. Если отношения
родителей нормальны,
у детей есть возможность
развиваться нормально.
Если супружеские отношения
запу-таны и разлажены,
то дети неизбежно испытывают
на себе стресс, что
вызывает отклонения
в их поведении.
В
семье больного алкоголизмом
присутствует доминан-тно-подчиненный
тип взаимодействия.
Один или оба супруга
могут иметь претензии
к другому, испытывать
недовольст-во, страдать
от стресса, причем досада
может прорываться только
под воздействием алкоголя.
В такой супружеской
диаде каждый попеременно
занимает то главенствующее,
то подчиненное положение,
бывает то жертвой, то
обвините-лем. Члены
диады склонны меняться
ролями; этот тип отно-шений
называют «феноменом
перевертыша». Когда
один из супругов в хорошем
настроении, другой --
чем-то недово-лен; когда
один желает близости,
другой держит дистанцию.
Супруги неспособны
наладить гармоничные
отношения и в то же
время не могут расстаться.
Доминирующее положение
супруга исполнено следующего
смысла: «Пока тебе плохо,
я чувствую себя сильнее,
надежнее, я более справедлив,
могу контролировать
себя, мне мало что угрожает».
Подчиненное положение
воплощает в себе следующий
смысл: «Моя жизнь не
удалась, и я намерен
испортить и твою. Я
ничего не могу с собой
поделать и должен положиться
на тебя».
Эти
отношения смягчают
неуравновешенность
в супру-жестве и
способствуют длительному
существованию такого
крайне несчастливого
брака. При всей кажущейся
враждеб-ности взаимоотношений
в «алкогольном» браке
супруги в сущности,
сами того не сознавая,
поддерживают друг друга
в стремлении сохранить
привычный для обоих
образ жизни. Отношения
в таких семьях хотя
и строятся по общей
схеме, в то же время
складываются достаточно
разнообразно. Таким
образом, в алкогольных
диадах супруги могут
доми-нировать попеременно,
но не достигают гармонии
взаимоотношений. Они
чувствуют, что бессильны
контролировать друг
друга, но все же ведут
бесполезную борьбу
за власть и контроль
над другим.
Адаптация
семьи к алкоголизму
претерпевает ряд
ста-дий.
Ранняя
стадия -- отрицание
проблемы в надежде
на улучшение поведения
больного. Члены семьи
испытывают чувство
вины и ответственности
за проступки больного,
са-моизолируются
от общества.
Средняя
стадия -- преобладание
у членов семьи чувств
горечи, враждебности,
презрения. Однако они
по-прежнему скрывают
пьянство больного.
Заключительная
стадия -- появление
у членов семьи
психосоматических
симптомов либо пристрастия
к алкого-лю. Супруга
эмоционально отстранилась
от больного, угро-жает
разводом или требует
его. Битти М. Алкоголик
в семье, или преодоление
сазависимости. М., 1997.
с. 18-25
Когда
семья пытается справиться
с пьянством больного,
ее члены берут
на себя определенные
роли, в связи с
тем, что алкоголик постепенно
перестает выполнять
свои функции добытчика
доходов и хозяина дома,
поскольку не принимает
участия в ведении хозяйства,
пропивает заработок,
теряет работу. Больной
алкоголизмом перестает
осуществлять и родительские
обязанности, а также
супружеские (сексуаль-ные)
функции либо в силу
изменений, наступивших
в состо-янии здоровья,
либо из-за отказа супруги
вступать с ним в сексуальные
отношения.
Чтобы
выжить в системе
нарушенных взаимоотноше-ний,
взрослые и дети в
алкогольной семье
принимают на себя определенные
роли, которые можно
назвать так: «пособ-ник»,
«козел отпущения»,
«компенсатор», «заменитель
взрослого» (герой семьи),
«сирота», «приспособленец».
«Пособник».
Чаще всего это
мать или жена. Пособник
извиняется перед
семьей, друзьями, родственниками
и сослуживцами за поведение
больного, помогает
скрыть его неблаговидные
поступки. Свое недовольство
и гнев на пью-щего отрицает,
пытается спасти его
от последствий пьянства.
Его действия облегчают
больному возможность
исполь-зовать известные
механизмы психологической
защиты -- отрицание
проблемы, преуменьшение
неприятных послед-ствий
пьянства, поддержание
идеальных представлений
о
Родители
в семье играют
роли заботливых учителей,
отдавая своим
детям время, заботу,
энергию и определяя
направление их развития.
Дети же выполняют роли
прилеж-ных учеников.
Дети любопытны и исполнены
жажды позна-ния окружающего
мира. Необходимо научить
их мыслить, чувствовать,
любить, принимать решения,
правильно ис-пользовать
свои способности, удовлетворять
свои потребно-сти.