Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:13, реферат
Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с героиновыми наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой.
Как отметил доктор Лукьянов в своей статье о программах снижения вреда, опубликованной на сайте «Нет – наркотикам»: «... Подводя некоторый итог деятельности данных программ на территории нашей страны, можно сказать, что, маскируясь под защиту прав и свободы, употребляющих наркотические вещества, на самом деле программы «снижения вреда» проводят антигуманную и циничную политику геноцида народов и результат ее действия налицо. За два десятилетия ее существования и проведения наркотизация обществ нарастает и увеличивается количество ВИЧ-инфицированных. Несмотря на отмеченные многолетние неудачные попытки снижения немедицинского употребления наркотиков и невозможность решения других, связанных с этим явлением проблем, заявления о доказанной эффективности программ в предотвращении распространения СПИДа и сужения спектра нанесенного психоактивными веществами вреда представляются неадекватными и лишенными всяких оснований».
Ещё одно направление работы с наркозависимыми, которое необходимо отметить, это так называемая аутрич-работа. Что же понимают под этим термином?
Апологеты данного направления деятельности называют себя уличными социальными работниками, которые проводят профилактическую деятельность непосредственно в группах так называемых «активных наркоманов». Что ж, это их право! Но мы считаем, что аутрич-работа не имеет ничего общего с профессиональной социальной работой по целому ряду причин. Главная из них это то, что основополагающая роль в аутрич-работе отводится бывшим или настоящим наркозависимым людям. Сразу возникает вопрос: как человек с деформированной психикой, имеющий тяжёлое хроническое прогредиентное заболевание, может эффективно оказывать какую-либо помощь? Скорее можно говорить о его включении в процесс оказания помощи, во взаимодействии и под жестким контролем со стороны специалиста соответствующего профиля, но никак не главного звена в этом процессе, которому всё отдано на откуп. Вторая причина так же важна – концепция программы аутрич-работы кардинальным образом расходится с концепцией практической социальной работы, основной задачей которой является включение, реинтеграция наркозависимых в здоровый социум, а не наоборот. То есть, аутрич-работники делают акцент на объединение нуждающихся в помощи людей по принципу наличия той или иной девиации (наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.). Таким образом, выводя социальную работу за рамки нормальных общественных отношений, проводники аутрич-работы, по большому счёту, обрекают и без того немало деформированных людей находиться, развиваться и удовлетворять свои витальные и культуральные потребности за счёт глубоко деформированной общности, группы. Действовать таким образом совершенно недопустимо.
Медико-социальная помощь лицам, зависимым от ПАВ, и их окружению за рубежом издавна является одним из наиболее приоритетных направлений социальной работы. Накоплен значительный практический опыт, нуждающийся в обобщении, осмыслении, и который может быть использован для оказания медико-социальной помощи лицам, страдающим зависимостью от ПАВ.
Специалисты по
социальной работе в наркологии имеют
широкое поле деятельности. На условном
домедицинском этапе они
Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».
Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня адаптации и функционирования лиц с физической, психической и социальной патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Объектом медико-социальной работы в наркологии являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, вызванные злоупотреблением и зависимостью от ПАВ, которые взаимно потенциируют друг друга и их решение затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности.
Особенность социальной работы в наркологии состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что, несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточна эффективна.
Оптимальное взаимодействие
вырабатывается лишь после длительной
совместной работы в смежном секторе,
после соответствующей
Медицинские работники
на практике вынуждены выполнять
ряд функций социальных работников
– отечественные
Чтобы обозначить место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов родственных профессий – врачей, психологов, педагогов, и других специалистов.
Основной целью медико-социальной работы в наркологии является комплексная социальная помощь, включающая медико-психологические, социально-психологические и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей. Социальная работа в наркологии – это не просто появление дополнительных функций у наркологической службы, это кардинальная перестройка всего лечебно-профилактического процесса и профилактической работы. В систему отношений с пациентом в качестве полноправного его партнера, наряду с медицинским персоналом, включается специалист по социальной работе, координирующий деятельность нескольких социальных работников или консультантов.
Модель организации социальной работы, в том числе в сфере наркологической помощи, наиболее прогрессивна и эффективна; ее нужно учитывать и осваивать в процессе подготовки кадров социальных работников в России. Таким образом, направления деятельности специалиста по социальной работе в любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций:
Исходя из перечисленных выше функций, можно сделать вывод, что деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении приобретает все более значимую роль. Все больше число программ по реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, разрабатываются и реализуются на практике при непосредственном участии специалистов по социальной работе.
В Российской Федерации система профессиональной социальной работы в целом содержательно, функционально и организационно находится на начальной стадии развития. С этим сопряжены определенные проблемы.
Мы должны осознавать, что залогом эффективности, да и самой возможности проведения социальной работы в наркологии на системной основе, является поиск и подготовка кадров. Наиболее актуальной в этой связи представляется разработка пакета документов для учебно-методического обеспечения кадров. Требуется не реорганизация, а подлинное создание различных уровней медико-социальной работы в сфере наркологической помощи.
Этот процесс
активно развивается в
Еще одна первоочередная
проблема – развитие медико-социальной
работы в наркологии с учетом особенностей
организации системы
В плане проблемной направленности различных форм медико-социальной работы в наркологии можно выделить: 1) профилактическую медико-социальную работу, нацеленную на предупреждение возникновения наркологических проблем; 2) медико-социальную работу с проблемными лицами, имеющими те или иные очерченные наркологические проблемы, но у которых не выявляются клинические формы наркологических заболеваний, а также с их микросоциальным окружением; 3) медико-социальную работу с наркозависимыми и их микросредой.
Также немаловажное значение имеет законодательная база, обеспечивающая деятельность специалистов по социальной работе в наркологии. К сожалению, здесь мы имеем дело с незаконченностью формирования и некой неполноценностью общей системы законодательства в данной области. Появляются только первые нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность специалистов по социальной работе в здравоохранении. Однако уже заложенные законодательные основы позволяют рассчитывать на дальнейшую разработку нормативно-правовых документов, которые очертят сферы деятельности специалистов по социальной работе в данной сфере.
Однако все
эти трудности представляется временными.
И уже сделанные шаги по внедрению социальной
работы в наркологию вселяют надежду на
то, что со временем она займет положенное
ей место и станет неотъемлемой частью
в процессе полноценной реабилитации
наркологических больных. Хочется надеяться,
что эффективность социальной работы
в наркологии в дальнейшем будет только
повышаться, и деятельность специалистов
станет неотъемлемой частью помощи лицам,
столь нуждающимся в поддержке.