Социальная работа с героиновыми наркоманами. Технология лечения и социальной реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:13, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с героиновыми наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой.

Работа содержит 1 файл

наркоманния. ребилитация.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

После обнаружения наркомании у подростка его болезнь становится общесемейной реальностью, что вне зависимости от исходной ситуации приводит к развитию острого семейного кризиса.

С позиций семейной психологии наркоманию у подро-стков  и молодежи можно  рассматривать как  крайнюю фор-му семейного кризиса. Даже если исходной ситуацией для начала наркотизации является обычное подростковое любо-пытство, чаще связываемое с особенностями возраста, обнаружившийся факт наркомании будет по-разному пережи-ваться и использоваться разными членами семьи. Отноше-ние к наркомании у разных членов семьи будет во многом определяться их зачастую неосознаваемыми отношениями друг к другу. Нередко это приводит к тому, что семейное вза-имодействие или поведение кого-то из членов семьи высту-пает как фактор, запускающий и фиксирующий наркотичес-кое поведение.

Например, неудовлетворенность  супругом может привести к тому, что он будет отвергаться  через приписывание ему ответ-ственности за наркоманию ребенка. Возникает своеобразный альянс: наркотизирующийся  подросток плюс борющийся за его жизнь родитель (как правило, мать) в противовес родителю, который считается главной причиной наркотизации. Социальная работа. М., 2003. №1. с. 45-50

Отвергаемый родитель, как правило  отец, дистанцирует-ся от все более замыкающейся в себе паре мать -- ребенок (обычно сын), предоставляя им возможность самим решать проблему. Однако периодически отцы предпринимают по-пытки вклиниться в материнско-детский альянс. Способы такого проникновения могут быть разными: от подкупа до агрессии. Очень скоро отец снова оказывается на периферии семейных отношений. Таким образом циклы повторяются один за другим, делая отношения в семье все более психопатологизирующими. В этом случае отказ от наркотиков должен был бы привести к перераспределению семейных ролей и изменению всей системы семейных взаимоотношений. Бессознательное сопротивление таким изменениям приводит к нарастанию провоцирующих проявлений.

В жизни это выглядит так: пролечившийся  и освободившийся от физиологической  зависимости подросток  в какой-то момент срывается и начинает снова употреблять наркотики.

Интимная  причина рецидива, как правило, не осознается и описывается  внешним обстоятельствам: прежние друзья, условия  жизни, стрессы и  др.

Сколь бы сильно ни отличались друг от друга подобные семьи их объединяет общая черта, заключающаяся в том, что супруги и остальные домочадцы говорят, думают и рассуждают на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают -- на другом, что образует как бы скрытую инфраструктуру их жиз-ни, своеобразный подтекст семейных отношений. Именно в этом подтексте и может скрываться причина, фиксирующая нар-котизацию подростка. Внешние стимулы, запускающие цепоч-ку наркотического поведения, могут выглядеть по-разному. Это могут быть:

-- непоследовательность  в ожиданиях, выражающаяся то в уверенности в успехе терапии и реабилитации, то в высказыва-ниях о бесперспективности и бесполезности терапии, фаталь-ной обреченности подростка;

-- упреки в неблагодарности,  слабоволии;

-- вербальные и невербальные  сообщения, подчеркивающие вину подростка за происходящее;

-- гиперконтроль, подозрительность, конфликтность.

В динамике отношений  в семьях наркоманов подросткового и  юношеского возраста можно выделить три  стадии:

1. Семья до момента  обнаружения факта  наркотизации (ста-дия  латентной наркотизации).

2. Семья в период  открытой наркотизации (от  момента об-наружения  факта наркотизации  до обращения за  психологичес-кой  помощью).

3. Семья в период  терапии, реабилитации  и после него. Наши  наблюдения показывают, что каждый из  этих этапов

обладает своей спецификой.

Мы  уже говорили о  том, что в подавляющем  большинстве случаев  наркотизирующихся  подростков и молодежи мы имеем дело с  одним из типов  проблемных семей.

На  стадии латентной  наркотизации подростки  могут при-бегать к наркотикам как  к средству ухода от давления семейнык конфликтов, других психотравмирующих ситуаций.

Профилактика  наркомании в работе с проблемными  семья-ми заключается  в управляемом  разрешении подавленного семей-ного кризиса. Однако реальность такова, что в поле зрения пси-хологов такие семьи попадают уже, как правило, в период от-крытой наркотизации подростка, когда в большинстве случав психологическая зависимость от наркотика сочетается с мошной физиологической зависимостью, а родители и другие домочадцы уже включены в систему наркоманского поведения и у них сформировался СРРН.

Типичными чертами родительско-детских  отношений в этот период становятся:

делегирующая  позиция родителей (когда  ответственность  и вина за наркоманию приписываются исключительно  подростку или  другому родителю);

тотальный контроль, недоверие  и подозрительность;

конфликтность и агрессивность  со стороны родителей;

патологическая  лживость, манипулирование  самыми святыми чувствами, обидчивость со стороны  подростка;

чувство вины родителей перед  подростком и друг другом.

Часто родители склонны  воспринимать ситуацию как се-мейную трагедию, что автоматически  распределяет роли: «ви-новник -- жертвы». Тогда неизбежными  становятся тотальное  недоверие и конфликтность, манипуляции и  лживость. Либо у  родителей развивается фобия утраты, что формирует активную (потворствующую или опекающую) протекцию у матерей и ра-стерянность и пассивность у отцов. Семейный кризис на этом этапе максимально обостряется. И даже если в этот период нар-коман проходит курс медицинского лечения, ремиссия, как пра-вило, не бывает продолжительной. Макаров В.В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. 1991. №3. с. 44

Обращение наркомана или  его родителей  за психологичес-кой  помощью является моментом перехода к третьей стадии, на которой разворачивается семейная терапия и реализуется пси-хологическая помощь родителям.

Задача-минимум -- изменить семейную ситуацию и сделать  принципиально невозможным  возврат к прежней  системе от-ношений.

Задача-максимум -- нормализовать и реконструировать ос-новные функции семьи, активизировать личность как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу. Парадоксальность ситуации может заключаться в том, что движение подростка от наркомании может одновременно означать для семьи движение к разводу. Как бы то ни было, мы счи-таем, что работа с семьей наркомана -- это, по сути дела, содействие в принятии членами семьи новых ответственных решений но поводу себя и своего места в семье.

1.2. Групповая работа  с родителями наркоманов.

Поскольку, как это было показано выше, подростковая нар-комания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании стала  работа с родителя-ми. В структуре системного терапевтического воздействия  на семью наркотизирующегося подростка важную роль играют групповые формы работы с родителями. Существенным явля-ется, на наш взгляд, то, что работа с ними может вестись как па-раллельно с реабилитационной программой наркомана, так и не-зависимо от нее. Даже если наркоман избегает лечения, родите-ли, посещающие родительские группы, могут изменить свое от-ношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходи-мость, и полезность таких групп.

Анализ  литературы, посвященной  групповым формам ра-боты с родителями, показывает, что при ее организации возмож-но использование различных моделей. Так, это могут быть:

психодинамически-ориентированные  группы (В. Шутц,А. Адлер);

дискуссионные группы (по модели, например, Р. Дрейкуса);

группы, основанные на модели группового психологичес-кого консультирования (X. Джайнотт);

группы, основанные на идеях  гуманистической  психоло-гии (К. Роджерс, Т. Гордон, М. Снайдер);

группы, основанные на идеях  о диалогической  природе че-ловеческой личности (М. М. Бахтин);

* бихевиористски - ориентированные  группы (А. Бандура,  Дж. Роттер);

системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р. Кэмпбелл).

Наш опыт работы с родителями и другими членами  семьи наркомана  показывает высокую  эффективность групп, основан-ных на идеях и принципах трансактного анализа (Э. Берн).

Однако  очевидно, что при  выборе той или  иной модели групповой  работы необходимо учитывать  специфические осо-бенности психического состояния  родителей наркоманов.

В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи химически зависимого пациен-та (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко ис-пользуется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдель-ных членов семьи (созависимый), так и для характеристики внут-рисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапев-тической практике с конца 70-х годов, он тем не менее продол-жает оставаться «нечетким и размытым», а сам феномен созависимости недостаточно исследованным. Мелоди Битти, ана-лизируя термин «созависимость», приводит несколько опреде-лений, данных весьма авторитетными в области обсуждаемых проблем специалистами.

Созависимость -- это «эмоциональное, психологическое  и поведенческое  состояние, возникающее  в результате того, что человек длительное время подвергался  воздействию угнетающих правил -- правил, которые  препятствовали открытому  выраже-нию чувств, а также открытому обсуждению личностных и меж-личностных проблем».

Неопределенным  продолжает оставаться не только понима-ние  сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет? По этому  поводу существует несколько  то-чек зрения, иногда противоречащих друг другу:

* созависимость -- это нормальная  реакция на людей  с на-рушениями  в поведении;

* созависимость -- это хроническое  прогрессирующее  забо-левание.

Мы  полагаем, что ответить на вопрос: является ли созави-симость  болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детермина-цией. И то, что на одном уровне может быть определено как бо-лезнь, на другом уровне не является таковым.

Наша  точка зрения заключается  в том, что созависимость -- это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимы-ми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №4. с. 16-20

Созависимость при этом выражается в поведении, направ-ленном на разрушение одной  из сторон конфликта. Очевидно, что такое  поведение является саморазрушающим. Таким  образом, в отношении  семьи наркомана, на наш взгляд, уместно опреде-ление саморазрушающейся семьи.

Анализ  существующих дефиниций  созависимости позволяет  выделить некоторые  существенные параметры  этого феномена.

1. Созависимость связана  с нарушением возможности  от-крытого выражения  чувств и обсуждения личностных и межлич-ностных проблем.

2. На поведенческом  уровне созависимость  проявляется в  виде стереотипных  форм.

3. Созависимость связана  с выхолащиванием  и обеднением эмоциональной  сферы личности.

Созависимость выражается в перемещении  фокуса от-ветственности и контроля со своей жизни на жизнь другого человека.

Созависимость -- это реактивный процесс, смысл и  цель которого заключаются  в снятии внутриличностного  конфликта способом саморазрушающего поведения.

Исследование  структуры и динамики реакций родителей подростка, употребляющего наркотики, показало, что обнару-жение употребления ребенком наркотиков приводит к разви-тию особого синдрома, который мы называем синдромом ро-дительской реакции на наркоманию (СРРН).

В структуре СРРН наиболее отчетливо выражены:

- у матерей, фобия  утраты ребенка,  чувство вины, стыд, вос-питательная  неуверенность, проекция  на ребенка собственных  отвергаемых черт ;

Информация о работе Социальная работа с героиновыми наркоманами. Технология лечения и социальной реабилитации