Социальная работа с героиновыми наркоманами. Технология лечения и социальной реабилитации
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:13, реферат
Описание работы
Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с героиновыми наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой.
После
обнаружения наркомании
у подростка его болезнь
становится общесемейной
реальностью, что вне
зависимости от исходной
ситуации приводит к
развитию острого семейного
кризиса.
С
позиций семейной
психологии наркоманию
у подро-стков
и молодежи можно
рассматривать как
крайнюю фор-му семейного
кризиса. Даже если исходной
ситуацией для начала
наркотизации является
обычное подростковое
любо-пытство, чаще связываемое
с особенностями возраста,
обнаружившийся факт
наркомании будет по-разному
пережи-ваться и использоваться
разными членами семьи.
Отноше-ние к наркомании
у разных членов семьи
будет во многом определяться
их зачастую неосознаваемыми
отношениями друг к
другу. Нередко это приводит
к тому, что семейное
вза-имодействие или
поведение кого-то из
членов семьи высту-пает
как фактор, запускающий
и фиксирующий наркотичес-кое
поведение.
Например,
неудовлетворенность
супругом может привести
к тому, что он
будет отвергаться
через приписывание
ему ответ-ственности
за наркоманию ребенка.
Возникает своеобразный
альянс: наркотизирующийся
подросток плюс борющийся
за его жизнь родитель (как
правило, мать) в противовес
родителю, который считается
главной причиной наркотизации.
Социальная работа.
М., 2003. №1. с. 45-50
Отвергаемый
родитель, как правило
отец, дистанцирует-ся
от все более замыкающейся
в себе паре мать --
ребенок (обычно сын),
предоставляя им возможность
самим решать проблему.
Однако периодически
отцы предпринимают
по-пытки вклиниться
в материнско-детский
альянс. Способы такого
проникновения могут
быть разными: от подкупа
до агрессии. Очень скоро
отец снова оказывается
на периферии семейных
отношений. Таким образом
циклы повторяются один
за другим, делая отношения
в семье все более психопатологизирующими.
В этом случае отказ
от наркотиков должен
был бы привести к перераспределению
семейных ролей и изменению
всей системы семейных
взаимоотношений. Бессознательное
сопротивление таким
изменениям приводит
к нарастанию провоцирующих
проявлений.
В
жизни это выглядит
так: пролечившийся
и освободившийся
от физиологической
зависимости подросток
в какой-то момент
срывается и начинает
снова употреблять наркотики.
Интимная
причина рецидива,
как правило, не осознается
и описывается
внешним обстоятельствам:
прежние друзья, условия
жизни, стрессы и
др.
Сколь
бы сильно ни отличались
друг от друга подобные
семьи их объединяет
общая черта, заключающаяся
в том, что супруги и
остальные домочадцы
говорят, думают и рассуждают
на одном уровне, а взаимодействуют,
чувствуют, переживают --
на другом, что образует
как бы скрытую инфраструктуру
их жиз-ни, своеобразный
подтекст семейных отношений.
Именно в этом подтексте
и может скрываться
причина, фиксирующая
нар-котизацию подростка.
Внешние стимулы, запускающие
цепоч-ку наркотического
поведения, могут выглядеть
по-разному. Это могут
быть:
--
непоследовательность
в ожиданиях, выражающаяся
то в уверенности в успехе
терапии и реабилитации,
то в высказыва-ниях
о бесперспективности
и бесполезности терапии,
фаталь-ной обреченности
подростка;
--
упреки в неблагодарности,
слабоволии;
--
вербальные и невербальные
сообщения, подчеркивающие
вину подростка за происходящее;
В
динамике отношений
в семьях наркоманов
подросткового и
юношеского возраста
можно выделить три
стадии:
1.
Семья до момента
обнаружения факта
наркотизации (ста-дия
латентной наркотизации).
2.
Семья в период
открытой наркотизации (от
момента об-наружения
факта наркотизации
до обращения за
психологичес-кой
помощью).
3.
Семья в период
терапии, реабилитации
и после него. Наши
наблюдения показывают,
что каждый из
этих этапов
обладает
своей спецификой.
Мы
уже говорили о
том, что в подавляющем
большинстве случаев
наркотизирующихся
подростков и молодежи
мы имеем дело с
одним из типов
проблемных семей.
На
стадии латентной
наркотизации подростки
могут при-бегать
к наркотикам как
к средству ухода
от давления семейнык
конфликтов, других
психотравмирующих
ситуаций.
Профилактика
наркомании в работе
с проблемными
семья-ми заключается
в управляемом
разрешении подавленного
семей-ного кризиса.
Однако реальность такова,
что в поле зрения
пси-хологов такие семьи
попадают уже, как правило,
в период от-крытой наркотизации
подростка, когда в большинстве
случав психологическая
зависимость от наркотика
сочетается с мошной
физиологической зависимостью,
а родители и другие
домочадцы уже включены
в систему наркоманского
поведения и у них сформировался
СРРН.
Типичными
чертами родительско-детских
отношений в этот
период становятся:
делегирующая
позиция родителей (когда
ответственность
и вина за наркоманию
приписываются исключительно
подростку или
другому родителю);
тотальный
контроль, недоверие
и подозрительность;
конфликтность
и агрессивность
со стороны родителей;
патологическая
лживость, манипулирование
самыми святыми чувствами,
обидчивость со стороны
подростка;
чувство
вины родителей перед
подростком и друг
другом.
Часто
родители склонны
воспринимать ситуацию
как се-мейную трагедию,
что автоматически
распределяет роли:
«ви-новник -- жертвы».
Тогда неизбежными
становятся тотальное
недоверие и конфликтность,
манипуляции и
лживость. Либо у
родителей развивается
фобия утраты, что формирует
активную (потворствующую
или опекающую) протекцию
у матерей и ра-стерянность
и пассивность у отцов.
Семейный кризис на
этом этапе максимально
обостряется. И даже
если в этот период нар-коман
проходит курс медицинского
лечения, ремиссия, как
пра-вило, не бывает
продолжительной. Макаров
В.В. Первичная профилактика
наркологических заболеваний
у подростков // Вопросы
наркологии. 1991. №3. с. 44
Обращение
наркомана или
его родителей
за психологичес-кой
помощью является
моментом перехода к
третьей стадии, на которой
разворачивается семейная
терапия и реализуется
пси-хологическая помощь
родителям.
Задача-минимум
-- изменить семейную
ситуацию и сделать
принципиально невозможным
возврат к прежней
системе от-ношений.
Задача-максимум
-- нормализовать и реконструировать
ос-новные функции семьи,
активизировать личность
как субъекта ответственности
за свою жизнь и судьбу.
Парадоксальность ситуации
может заключаться в
том, что движение подростка
от наркомании может
одновременно означать
для семьи движение
к разводу. Как бы то
ни было, мы счи-таем,
что работа с семьей
наркомана -- это, по
сути дела, содействие
в принятии членами
семьи новых ответственных
решений но поводу себя
и своего места в семье.
1.2.
Групповая работа
с родителями наркоманов.
Поскольку,
как это было показано
выше, подростковая
нар-комания является
семейной проблемой,
важной составляющей
вторичной профилактики
наркомании стала
работа с родителя-ми.
В структуре системного
терапевтического воздействия
на семью наркотизирующегося
подростка важную роль
играют групповые формы
работы с родителями.
Существенным явля-ется,
на наш взгляд, то, что
работа с ними может
вестись как па-раллельно
с реабилитационной
программой наркомана,
так и не-зависимо от
нее. Даже если наркоман
избегает лечения, родите-ли,
посещающие родительские
группы, могут изменить
свое от-ношение к наркомании,
свое поведение в семье,
свои реакции на ребенка.
Клиническая практика
подтвердила и необходи-мость,
и полезность таких
групп.
Анализ
литературы, посвященной
групповым формам ра-боты
с родителями, показывает,
что при ее организации
возмож-но использование
различных моделей.
Так, это могут быть:
психодинамически-ориентированные
группы (В. Шутц,А. Адлер);
дискуссионные
группы (по модели, например,
Р. Дрейкуса);
группы,
основанные на модели
группового психологичес-кого
консультирования (X.
Джайнотт);
группы,
основанные на идеях
гуманистической
психоло-гии (К. Роджерс,
Т. Гордон, М. Снайдер);
группы,
основанные на идеях
о диалогической
природе че-ловеческой
личности (М. М. Бахтин);
*
бихевиористски - ориентированные
группы (А. Бандура,
Дж. Роттер);
системы,
связанные с религиозными
взглядами на воспитание
детей и родителей (Р.
Кэмпбелл).
Наш
опыт работы с родителями
и другими членами
семьи наркомана
показывает высокую
эффективность групп,
основан-ных на идеях
и принципах трансактного
анализа (Э. Берн).
Однако
очевидно, что при
выборе той или
иной модели групповой
работы необходимо учитывать
специфические осо-бенности
психического состояния
родителей наркоманов.
В
настоящее время для
описания психического
состояния, развивающегося
у членов семьи химически
зависимого пациен-та (наркомания,
алкоголизм, токсикомания
и др.), широко ис-пользуется
термин «созависимость».
Понятие «созависимость»
используется как для
описания психического
состояния отдель-ных
членов семьи (созависимый),
так и для характеристики
внут-рисемейных отношений
в целом. Однако, несмотря
на то, что этот термин
начинает широко использоваться
в психотерапев-тической
практике с конца 70-х
годов, он тем не менее
продол-жает оставаться
«нечетким и размытым»,
а сам феномен созависимости
недостаточно исследованным.
Мелоди Битти, ана-лизируя
термин «созависимость»,
приводит несколько
опреде-лений, данных
весьма авторитетными
в области обсуждаемых
проблем специалистами.
Созависимость
-- это «эмоциональное,
психологическое
и поведенческое
состояние, возникающее
в результате того,
что человек длительное
время подвергался
воздействию угнетающих
правил -- правил, которые
препятствовали открытому
выраже-нию чувств,
а также открытому
обсуждению личностных
и меж-личностных проблем».
Неопределенным
продолжает оставаться
не только понима-ние
сути созависимости,
но и ее статуса: является
созависимость болезнью
или нет? По этому
поводу существует несколько
то-чек зрения, иногда
противоречащих друг
другу:
*
созависимость --
это нормальная
реакция на людей
с на-рушениями
в поведении;
*
созависимость --
это хроническое
прогрессирующее
забо-левание.
Мы
полагаем, что ответить
на вопрос: является
ли созави-симость
болезнью или нет,
однозначно нельзя,
поскольку она является
многоуровневым феноменом
со сложной детермина-цией.
И то, что на одном уровне
может быть определено
как бо-лезнь, на другом
уровне не является
таковым.
Наша
точка зрения заключается
в том, что созависимость --
это защитная компенсаторная
реакция на внутриличностный
конфликт. Сторонами
конфликта при этом
выступают крайне противоречивые
отношения со значимым
человеком (значимы-ми
людьми) и индивидуализированная
система культурных
норм, ценностей, предписаний
и т.п. Отечественный
журнал социальной работы.
М., 2004. №4. с. 16-20
Созависимость
при этом выражается
в поведении, направ-ленном
на разрушение одной
из сторон конфликта.
Очевидно, что такое
поведение является
саморазрушающим. Таким
образом, в отношении
семьи наркомана,
на наш взгляд, уместно
опреде-ление саморазрушающейся
семьи.
Анализ
существующих дефиниций
созависимости позволяет
выделить некоторые
существенные параметры
этого феномена.
1.
Созависимость связана
с нарушением возможности
от-крытого выражения
чувств и обсуждения
личностных и межлич-ностных
проблем.
2.
На поведенческом
уровне созависимость
проявляется в
виде стереотипных
форм.
3.
Созависимость связана
с выхолащиванием
и обеднением эмоциональной
сферы личности.
Созависимость
выражается в перемещении
фокуса от-ветственности
и контроля со своей
жизни на жизнь другого
человека.
Созависимость
-- это реактивный
процесс, смысл и
цель которого заключаются
в снятии внутриличностного
конфликта способом
саморазрушающего поведения.
Исследование
структуры и динамики
реакций родителей подростка,
употребляющего наркотики,
показало, что обнару-жение
употребления ребенком
наркотиков приводит
к разви-тию особого
синдрома, который мы
называем синдромом
ро-дительской реакции
на наркоманию (СРРН).
В
структуре СРРН наиболее
отчетливо выражены:
-
у матерей, фобия
утраты ребенка,
чувство вины, стыд,
вос-питательная
неуверенность, проекция
на ребенка собственных
отвергаемых черт ;