Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.
Дети-инвалиды как объект социальной работы. 3
Историко-теоретические подходы к оказаниюпомощи детям со специфическими нуждами . 10
Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами . 17
Выводы. 21
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в Республике Беларусь. 22
Заключение 28
Методические рекомендации 29
Литература 31
Таким образом, можно говорить о многофункциональности социальных работников, что, в свою очередь, требует от них комплекса разнообразных знаний, умений и навыков .
Среди основных, респондентами были выделены следующие знания:
Основные умения, выделенные респондентами:
- тонко чувствовать внутренний мир ребенка и быстро реагировать на его внутренние и внешние изменения
( %),
- эмпатия ( умение сопереживать ) ( %).
- работать в команде ( %),
- гибкий подход к решению проблем ( %).
В результате проведенного анкетирования были выявлены следующие навыки, необходимые при оказании помощи детям –инвалидам:
Кроме
профессионадльных качеств
Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают все респонденты. Однако, часть респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.
Что касается работы с семьей такого ребенка, то респонденты выделяют следующие формы оказания помощи родителям и сиблингам:
1. Психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги) ( %).
2.
Информирование в области
3. Материально-бытовая помощь ( %).
А также, в некоторых организациях проводятся праздничные мероприятия. В Хосписе большое место в работе с семьей занимает программа «Горевание», проводимая с родителями и сиблингами после смерти ребенка.
Нами также были получены следующие сведения о теоретических подходах, как основные были выделены:
То есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране. Однако, хотелось бы отметить, что у большей части респондентов возникли трудности при ответе на этот вопрос.
Безусловно, существует и определенный набор методов, используемых в работе с данной категорией детей. Среди основных респондентами были отмечены:
Были даны и другие ответы, но они для нас малоинформативны. Таким образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со всеми категориями детей-инвалидов. Однако, почти всеми респондентами было отмечено, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка. То есть, указывается на необходимость разработки индивидуальных программ, учитывающих особенности каждого ребенка.
3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов (№ 3, 7, 8, 9, 10).
Что касается проблем, с которыми сталкиваются работники организаций, то они разнообразны и сугубо индивидуальны. Среди них были названы такие как:
а также, некоторые другие проблемы.
Особое место занимают психологические трудности, которые, как показало исследование, испытывают около 60% респондентов. Среди них выделяются и непонимание со стороны собственной семьи, и трудности в общении с этой категорией детей. и неприятие отдельными родителями детей инвалидов (особенно папами) или негативное отношение к работникам организации. В Хосписе к этим проблемам относится также переживание смерти ребенка.
Анализ ответов показал, что наличие или лтсутствие таких проблем во многом зависит от заболевания ребенка, личностных качеств работника, а также, от длительности срока работы с этой категорией детей.
Особое внимание стоит уделить проблеме “сгорания специалиста”, наличие которой признают все специалисты. Надо сказать, что некоторые волонтеры отрицают наличие этой проблемы, что, возможно, связано с кратковременностью работы с этой категорией детей. Нами было также выявлено, что лишь 16,6% респондентов получают помощь специалистов для решения этой проблемы, но и они считают, что помощь недостаточна. Хотелось бы отметить некоторые интересные предложения по преодолению этой ситуации. Итак, респондентами было предложено:
Таким образом можно говорить об остроте этой проблемы в нашей стране, необходимости создания службы для оказания помощи специалистам при возможном использовании их предложений.
4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения (№ 13, 14).
В
ходе исследования нами была также
выявлена пролема повышения
При изучении предложений относительно своей работы в будущм нами были выявлены следующие пожелания:
( %);
Таким образом, можно говорить о несовершенстве государственной социальной политики в отношении оказания помощи этой категории населения, плохой материальной обеспеченности, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности социальной работы с детьми-инвалидами.
Выводы
В результате исследования нами было выявлено следующее:
В теоретическом плане нами были исследованы следующие проблемы:
Нами были также проведены исследования по выявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения.
Таким образом, в результате исследования выдвинутая нами гипотеза:
Эффективность социальной помощи различным категориям детей-инвалидов обусловлена особенностями государственой политики социальной защиты в Республике Беларусь, а также уровнем профессиональной подготовки и личностными качествами специалиста по социальной работе, - подтвердилась .
В результате исследования нами были разработаны следующие рекомендации для повышения эффективности социальной работы с детьми со специфическими потребностями: