Социальная работа с детьми-инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Содержание

Дети-инвалиды как объект социальной работы. 3
Историко-теоретические подходы к оказаниюпомощи детям со специфическими нуждами . 10
Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами . 17
Выводы. 21
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в Республике Беларусь. 22
Заключение 28
Методические рекомендации 29
Литература 31

Работа содержит 1 файл

социальная работа с детьми-инвалидами.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

        Таким    образом, можно    говорить    о    многофункциональности    социальных    работников, что,  в   свою    очередь, требует    от    них    комплекса    разнообразных   знаний,  умений    и    навыков .

      Среди     основных,     респондентами     были     выделены     следующие     знания: 

    • психолого-педагогические (в том числе, и в области специальной педагогики (    %),
    • медицинские (      %),
    • знания     в     области     дефектологии (       %),
    • знания     в      области     законодательства (       %).

    Основные    умения, выделенные    респондентами:

      -    тонко     чувствовать    внутренний    мир    ребенка     и    быстро     реагировать    на    его    внутренние    и    внешние    изменения   

           (       %),

    -    эмпатия   ( умение    сопереживать ) (       %).

    -    работать    в   команде (       %),

    -    гибкий     подход     к     решению     проблем  (       %).

      В    результате    проведенного    анкетирования    были     выявлены      следующие     навыки, необходимые    при     оказании    помощи     детям –инвалидам:

    • организаторские (       %),
    • коммуникативные (       %),
    • работы     с     детьми (       %),
    • оказания     первой     медицинской     помощи (       %).

     Кроме профессионадльных качеств работники  выделили ряд личностных, необходимых  для работы с этой категорией детей: отзывчивость, терпеливость, милосердие, самообладание, мудрость, дисциплинированность, стрессоустойчивость и, что интересно, чувство юмора (возможно оно помогает справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса).

     Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают все респонденты. Однако, часть респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.

     Что касается работы с семьей  такого ребенка, то респонденты выделяют следующие формы оказания помощи родителям и сиблингам:

     1. Психологическая помощь (индивидуальные  и групповые консультации, тренинги) (       %).

     2. Информирование в области законодательства, методической литературы и т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) (       %).

     3. Материально-бытовая помощь (       %).

     А также, в некоторых организациях проводятся праздничные мероприятия. В Хосписе большое место в работе с семьей занимает программа «Горевание», проводимая с родителями и сиблингами после смерти ребенка.

     Нами  также были получены следующие сведения о теоретических подходах, как основные были выделены:

  • гуманистические (       %);
  • командный подход (       %);
  • психологические теории (       %);
  • концепция «самопомощи» (       %);
  • интегративный (       %);
  • эклектический (       %);
  • подход к ребенку-инвалиду как к равному (уважение личности ребенка) (       %).

     То  есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к  оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране. Однако, хотелось бы отметить, что у большей части респондентов возникли трудности при ответе на этот вопрос.

     Безусловно, существует и определенный набор  методов, используемых в работе с  данной категорией детей. Среди основных респондентами были отмечены:

  • игровые (игротерапия) (       %);
  • арттерапия (       %);
  • метод интерактивной работы, взаимодействие (       %);
  • беседа (       %);
  • наблюдение (       %);
  • клоунотерапия (       %);
  • трудотерапия (       %).
 

     Были  даны и другие ответы, но они для нас малоинформативны. Таким образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со всеми категориями детей-инвалидов. Однако, почти всеми респондентами было отмечено, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка. То есть, указывается на необходимость разработки индивидуальных программ, учитывающих особенности каждого ребенка.

 

      3. Основные проблемы  социальных работников  при работе с  семьями детей-инвалидов (№ 3, 7, 8, 9, 10).

 

      Что касается проблем, с которыми сталкиваются работники организаций, то они разнообразны и сугубо индивидуальны. Среди них были названы такие как:

    • ограниченность доступа к информации (       %);
    • недостаточная компетентность в определенных вопросах, недостаток опыта (       %);
    • нехватка времени для своей семьи и личной жизни (       %);
    • недостаток материалов, средств, специального оборудования (       %);

     а также, некоторые другие проблемы.

     Особое  место занимают психологические  трудности, которые, как показало исследование, испытывают около 60% респондентов. Среди них выделяются и непонимание со стороны собственной семьи, и трудности в общении с этой категорией детей. и неприятие отдельными родителями детей инвалидов (особенно папами) или негативное отношение к работникам организации. В Хосписе к этим проблемам относится  также переживание смерти ребенка.

     Анализ  ответов показал, что наличие  или лтсутствие таких проблем  во многом зависит от заболевания  ребенка, личностных качеств работника, а также, от длительности срока работы с этой категорией детей.

     Особое  внимание стоит уделить проблеме “сгорания специалиста”, наличие которой признают все специалисты. Надо сказать, что некоторые волонтеры отрицают наличие этой проблемы, что, возможно, связано с кратковременностью работы с этой категорией детей. Нами было также выявлено, что лишь 16,6% респондентов получают помощь специалистов для решения этой проблемы, но и они считают, что помощь недостаточна. Хотелось бы отметить некоторые интересные предложения по преодолению этой ситуации. Итак, респондентами было предложено:

  1. Самовнушение (постоянно убеждать себя в нужности и полезности своего дела).
  2. Обращение к методам релаксации и т.п.
  3. Метод “абсолютного переключения” (при возникновении стрессовой ситуации “резко переключиться”, отвлечься на другой резко противоположный вид деятельности).
  4. Раннее выявление симптомов “сгорания” и индивидуальный подход при снятии проблемы.
  5. Групповая и индивидуальная терапия, тренинги.
  6. Проведение кругловых столов.
  7. Организация сети служб для решения этой проблемы.

     Таким образом можно говорить об остроте  этой проблемы в нашей стране, необходимости создания службы для оказания помощи специалистам при возможном использовании их предложений.

 

      4. Возможности повышения  квалификации и  перспективы оказания  помощи этой категории населения (№ 13, 14).

 

     В ходе исследования нами была также  выявлена пролема повышения квалификации. Как оказалось, в нашей стране не существует системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-инвалидами. Основными источниками повышения квалификации были названы:

  • различные конференции и семинары по обмену опытом (и, в первую очередь, с зарубежными коллегами) (       %);
  • через накопления собственного опыта в процессе работы (       %);
  • обучение за рубежом (       %);
  • изучение новой методической литературы (       %).

     При изучении предложений относительно своей работы в будущм нами были выявлены следующие пожелания:

  • видеть свою работу углубленной в профессиональном плане (       %);
  • работать в системе (т. е. работа должна быть более организованой)

        (       %);

  • достаточное материальное обеспечение (       %);
  • научная обоснованность подходов к работе (       %);
  • активное участие государственных структур в системе оказания помощи детям-инвалидам и их семьям (       %);
  • видеть свою работу полезной и интересной (       %).
 

     Таким образом, можно говорить о несовершенстве государственной  социальной политики в отношении оказания помощи этой категории населения, плохой материальной обеспеченности, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности социальной работы с детьми-инвалидами.

 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

 

     В результате исследования нами было выявлено следующее:

    1. В сфере оказания социальной помощи преимущественно работают женщины, чо является особенностью социальной работы в нашей стране. И так как социальная работа появилась относительно недавно у нас, то это, в основном, люди с педагогическим образованием.
    2. Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств, обусловленных специфичностью и многофункциональностью работы. Это свидетельствует о необходимости функционирования системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, которая в нашей стране организована недостаточно.
    3. Теоретические подходы к оказанию соцмальной помощи детям-инвалидам и их семьям и методы работы с ними, в основном, соответствуют мировым страндартам, так как являются адаптированным зарубежным опытом.
    4. Выявленные в ходе исследования проблемы указывают на несовершенство законодательной базы и социальной политики в области социальной работы с детьми с особеностями психофизического развития.
    5. Особую проблему составляет отсутствие служб по оказанию психолого-педагогической помощи работникам организации, опрошенных нами.

Заключение

 

     В теоретическом плане нами были исследованы  следующие проблемы:

  1. Историко-теоретические подходы к оказанию социальной помощи детям-инвалидам.
  2. Особенности различных категорий детей с ограниченными возможностями и работы с ними.
  3. Проблемы / барьеры, препятствующие нормальной интеграции инвалидов в общество.
  4. Особености законодательной базы в области социалной работы с этой категорией детей и их семьями в нашей стране.
 

     Нами  были также проведены исследования по выявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения.

     Таким образом, в результате исследования выдвинутая нами гипотеза:

     Эффективность социальной помощи различным  категориям детей-инвалидов  обусловлена особенностями  государственой политики социальной защиты в  Республике Беларусь, а также уровнем  профессиональной подготовки и личностными качествами специалиста по социальной работе, - подтвердилась .

 
 
 

      

Методические  рекомендации

 

     В результате исследования нами были разработаны  следующие рекомендации для повышения эффективности социальной работы с детьми со специфическими потребностями:

    1. Необходимо создание психолого-педагогической службы для сотрудников организации, занимающейся оказанием помощи детям-инвалидам.
    2. Необходимо создание организованной системы оказания социальной помощи всех видов этой категории населения (так как в настоящий момент помощь оказывается стихийно, в отдельных организациях).
    3. Учитывая пожелания респондентов, следует увеличить долю участия государственных структур в области социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями, обеспечить большую поддержку с их стороны.
    4. Необходимо расширение сети учреждений, занимающихся оказанием социальной помощи и поддержки этой категории населения.
    5. Следует создать систему учреждений по повышению квалификации кадров, расширить доступ к зарубежному опыту оказанию помощи, создать свои исследовательские группы по разработке и изучению методик работы и т.п. в этой области.
    6. Необходимо улучшение материальной базы организации, занимающихся социальной работой с этой категорией населения.
    7. Необходимо расширение информационной сферы, обеспечить доступ к необходимой информации специалистам и родителям, а также всему обществу в целом (что будет содействовать изменению общественого мнения в отношении инвалидов).
    8. Следует также совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.

Информация о работе Социальная работа с детьми-инвалидами