Социальная работа с детьми-инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Содержание

Дети-инвалиды как объект социальной работы. 3
Историко-теоретические подходы к оказаниюпомощи детям со специфическими нуждами . 10
Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами . 17
Выводы. 21
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в Республике Беларусь. 22
Заключение 28
Методические рекомендации 29
Литература 31

Работа содержит 1 файл

социальная работа с детьми-инвалидами.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      3. Поражение    и    заболевания    глаз , сопровождающиеся    стойким    снижением    остроты    зрения    до    0,08   в    лучшем   видящем     глазу     до 15  от  точки фиксации  во  всех  направлениях. На    1.01.1997г.    дети     с    заболеваниями     этой    группы    в    Республике    Беларусь    составляли    20% от общего   числа    детей-инвалидов .

      Психическое     развитие    детей  с  дефектами    зрения  в  значительной    степени    зависит    от    времени    возникновения    патологии   и от    времени    начала    специальной    коррекционной работы, а это ( психического  развития )   дефекты     могут     быть    компенсированы    за   счет    раннего    и    широкого    использования     функций    сохранных    анализаторов.

      Мастюкова  Е .М .     и     Московина  А .Г .   характеризуют    такого    ребенка    как    боязливого, малоконтактного . Поэтому     они     предлагают    обогащать    чувственный    и    практический   опыт    этих    детей, постепенно    включая    его    в     круг    здоровых    сверстников. В    работе    с    данной    категорией    детей    рекомендуется    так    же    использовать    их    особую    чувствительность     к     музыке .

      4. Онкологические    заболевания,  к    которым    относятся    злокачественные    опухоли    2    и    3    стадии    опухолевого    процесса    после    комбинированного    или    комплексного    лечения, включающего    радикальную    операцию; неподдающиеся    лечению     злокачественные    новообразования    глаза , печени    и    других    органов.

      В    последнее    время    число    онкологически    больных    детей   увеличивается    довольно    быстро. Для    этого    существуют    различные    причины:  в    нашей    республике,  например,  это    связывают     с    последствиями    аварии    на    Чернобыльской    АЭС;  в    других   странах, напрмер    в    Королевстве    Норвегии , ведущим    фактором, по    мнению    руководителя    Радиологического    госпиталя    профессора    Ольснеса  С ., является   «генетическое    накопление    дефектов , вызванных    многократным    перекрестным    скрещиванием    наследственного    материала  ...»[ 10 , 82 ].

      При    онкологическом    заболевании    кризисные    ситуации    могут    возобновляться    или    прерываться    более    или    менее    длительными    периодами    стабилизации , во    время    которой    производится    реабилитация    больного . Особенности    методов    лечения    в    сочетании    с   возростными    и    межличностными    особенностями    ребенка    ведут    к    возникновению    изменений    сначала    в    физическом, а    затем    и    в    психическом    его   состоянии . Так , в    результате     исследований,  проведенных    в   детском    саду    №270    г. Минска , было    выяснено, что    более    половины   (56  %)   родителей    отмечают    ухудшение    характера    своих    детей    в    результате    болезни, у    62%    родителей    появились    трудности    во    взаимоотношениях    с    детьми . У    такого    ребенка    отмечается    отгороженность   и   замкнутость ( 25% ) , а    так  же    раздражительность , агрессия    и    другие    проявления    невротического    характера  ( 56% ) . У     таких     детей     практически     нет   друзей , кроме    таких    же    больных    ребят , как    и    они . Таким    образом , они    как    бы    отгорожены    от    внешнего   мира , что    вызывает    задержку    в    развитии    социальных    навыков , социальную    дезадаптацию [ 8 ].

      Хотелось    бы    отметить, что    часто    злокачественные    опухоли    приводят    к    летальному    исходу . Это    так    же    вызывает    определенные    трудности    в    общении    и    оказании     помощи    таким    детям . До   некоторых    пор    считалось, что    дети, особенно   маленькие, не    чувствуют приближение    смерти, однако, это    не    так. Исаев  Д .Н ., который    занимался    изучением    этой     проблемы ,  подробно    описывает    чувства    и    переживания    детей    в    раннем    возрасте    и    отмечает, что    очень    большое    влияние    на     отношение    ребенка    к    смерти    оказывают    его    близкие , окружение . Безусловно , важна    в    этот    период    и    помощь    специалиста, с    которым    больной    мог    бы    поделиться    своими    переживаниями    и    страхами .

      5. Поражения    и    заболевания    органа    слуха . По    степени    снижения    слуха    различают    глухих    и    слабослышащих . Среди    глухих    можно    выделить    так    же    две    группы     в    зависимости    от    наличия    или    отсутствия    у    них    речи . Число    детей    с    этим    заболеванием    относительно    невелико , они    составляют    около    2%    всех    детей-инвалидов .

        Особенности    поведения    ребенка    с    нарушенным    слухом    разнообразны . Обычно    они    зависят    от    причин    нарушения . Например , у    детей    с    ранним    ограниченным    повреждением    мозга     дефект    слуха    сочетается    с    повышенной    психической    истощаемостью    и    раздражительностью. Среди    глухих    встречаются    замкнутые , «странные» , как    бы    «пребывающие    в    своем    мире»   дети. У    оглохших , наоборот , наблюдается    импульсивность , двигательная    расторможенность , иногда    даже    агрессивность [ 17 , 100 ].

      6.Хирургические    заболевания    и    анатомические     дефекты    и    деформации .

      7. Эндокринные     заболевания .

      Таким    образом, можно    было    убедиться , что    существует    довольно    большой    перечень    заболеваний, приводящих    к    инвалидности . Эти    болезни, несомненно «оставляют    свой    след»    на     поведении    ребенка , его    отношениях    с    окружающими    и    в    других    сферах    его    жизни, создавая    определенные    «барьеры»     на    пути    детей-инвалидов    и    их    семей     к    нормальной    жизни ,    к    их    интеграции    в    общество . 

      В    рамках    программы    «Выход»,  осуществляемой    Центром    реабилитации     молодых    инвалидов   (Next     Stop     New    Life ) , в    малых группах    проводились    дебаты на тему: “Общество и инвалид – несостоявшийся  диалог ? “.  В ходе дебатов были    выделены    следующие    проблемы / барьеры  , с    которыми    стал-кивается     семья    с    ребенком –инвалидом    и    сам    ребенок    в    нашей    стране :

       - социальная, территориальная и  экономическая зависимость    инвалидов    от    родителей    и    опекунов ;

      - при рождении  ребенка  с   особенностями психофизического    развития    семья    либо    расподается , либо    усиленно   опекает     ребенка , не    давая    ему    развиваться ;

      -  ведется     слабая     профессиональная    подготовка    таких    детей ;

      - трудности при  передвижении    по    городу  (не    предусмотрены    условия    для    передвижения     в    архитектурных    сооружениях, транспорте     и    т.п.) , что    приводит    к    изоляции    инвалида ;

      - отсутствие достаточного   правового    обеспечения  (несовер-шенство    законодательной    базы    в    отношении    детей     с    огра-ниченными     возможностями) ;

      - сформированность негативного общественного  мнения  по   отношению    к    инвалидам   (существование    стереотипа    “инвалид  -   бесполезный”   и   т.п. ) ;

      - отсутствие  информационного    центра    и    сети     комплекс-ных    центров    социально-психологической    реабилитации, а   так   же    слабость    государственной    политики  .

      Итак,  «Наличие    барьеров    между    инвалидами    и    общест-вом    обусловлено    тем ,  что    больное    общество    стремится    к    тому, чтобы  , откупившись    от    инвалида    с    одной    стороны, ограничить    его    социально    и    воспитать    в    нем    потребительское    отношение    к    здоровым   людям    и    обществу . Семья, являясь    частью    общества,  не    готова    к   тому , чтобы     воспитать    полноценную    личность    и    адаптировать    ребенка –инвалида    к    реальным    жизненным    условиям. Боясь  инвалидов,  с    другой     стороны,  их    начинают    усиленно    опекать. На    самом    деле, решая    физиологические    и    минимальные    социальные    проблемы    инвалидов    3-17    лет, их    развращают    гиперопекой,  внушают    комплекс     неполноценности     и    неспособности     к    самостоятельным    действиям . Когда    же    наступает    время    прекращения    социальных    программ , инвалиды    оказываются    неспособными    к    реальной    жизни. Они    уходят    в    себя»[ 20 ] .

      Такое    отношение    к    детям  с ограниченными  возможностями    свойственно     не     только    нашему    обществу. Однако,  за     рубежом    делается    все    возможное    для    решения    этой    проблемы. Для    этого    разработаны    программы    « Реабилитациябазирующаяся    на    непосредственном     окружении »   ( ООН )    и     « Инклюжен » ( США ) . Но    одно    дело   -   на    бумаге,  а     другое   -    в    жизни.  И,  хотя    люди    с    ограниченными    возможностями,  а    так же     их    семьи    по-прежнему    наталкиваются    на    барьеры    во    взаимопонимании    и    общении     с    другими    людьми,  многое     свидетельствует   о  том, что  в целом  социальные стереотипы      поведения,  отношения  к  инвалидам   постепенно    эволюционируют,  пройдя    путь    от    невнимания     и    отвержения    до    принятия    и    признания    их    прав, достоинства    и    полезности    обществу.

  • Таким    образом, очевидно, что    в    силу    особенностей детей – инвалидов    и    их    нужд    и    потребностей, им    необходима     профессиональная     помощь   специалистов. Эта    помощь    должна    носить    не   только    медицинский    характер , она    должна    быть   комплексной, затрагивать    все    стороны    жизни    такого    ребенка. . 

Историко-теоретические    подходы    к    оказанию

помощи    детям    со    специфическими     нуждами .

          

     Вопрос    об    оказании    помощи    и    обучении    детей  –инвалидов    был    поставлен     довольно    давно. На    территории    нашего    государства    призрение    таких    детей    первоначально    осуществлялось    при    монастырях,  школах,  в    приютах , воспитательных     домах , богадельнях .

          Изучением    исторического    опыта    работы    с    детьми-инвалидами    занималась    Бобла  И.М.  .В    своей    работе    она     указывает    на    то, что    первые    упоминания     о     благотворительности    в    отношении    ребенка-инвалида     относятся    к   9 - 13 векам . Однако ,  она    касалась    в    основном    только    некоторых    отдельных    детей    из    числа    сирот    и    подкидышей  .  Большинство    слепых  ,  глухонемых,  слабоумных    и    искалеченных    детей    воспитывалось    в   семье  , ее   силами    или    бродило    по    свету , существуя    на     подаяния .

          Хотелось     бы     отметить  ,  что    до    второй    половины    20  века  системы    оказания    помощи    этой    категории    детей    не    было ,  да    и    позже    она    не    сложилась . Однако , общественные    организации    и    частные    лица    стали    больше    внимания    и    материальных    средств    отдавать    решению    этого    вопроса. Стали    открываться     спецприюты  ,  школы , больницы , училища    для    различных    категорий    детей-инвалидов  (кроме    душевнобольных    и    слабоумных, которые, преимущественно ,содержались    в    домах    для    умалишенных , а    так   же    в    заведениях    больничного    типа ) .

           По   мнению    Григорьева    А.Д. , большую    роль    в    оказании    помощи    слепым    и    слабослышащим    детям    играло    Мариинское    попечительство    о    слепых , функционировавшее    с    1881    года    в    России    и    на    территории    Белоруси. Одним    из    первых   его    шагов    стала    перепись    слепых    в    стране . В    результате    деятельности     этого     общества     появилось     несколько    школ ,  приютов    и    училищ    для  слепых    детей, было    издано    несколько     книг    с    использованием    системы    Брайля.  При     обучении    важное    место    отводилось    профессиональному    образованию .

           В    нашей    стране    существовало    так    же    несколько    спе-циальных    заведений     для    детей    с    нарушениями    слуха . Первая    школа    для    них    была    организована    в    Вильно    в    1823    году     Маклаховцом  К . . Надо    заметить  , что    опыт    обучения     этой    категории    детей    к    тому    времени     уже    был    накоплен    за    рубежом,  функционировали    Варшавский  ,  Берлинский  ,  Лейпцигский      и    Парижский    институты    глухонемых    и    т.д. . Интересен    опыт    работы    частного    Минского    училища    для    глухонемых    и    заикающихся    еврейских    детей    ( 1888 г) , т .к .     там     впервые     было     применено     обучение     на    двух    языках  ( русский    и    еврейский )  .  Большой    вклад    в    оказание    помощи    глухонемым    внесла    деятельность    Попечительства   о    глухонемых    ( 1898  г.) , в    ходе    которой    было    открыто    несколько    учебных    заведений ,  выдавались    пособия    семьям , воспитывающим    глухонемых    детей, организовывались    приюты    для    таких    семей , а    так    же    были  созданы    курсы    для    обучения    специалистов    по    работе    с    этими    детьми .

Информация о работе Социальная работа с детьми-инвалидами