Социальная работа с детьми-инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Содержание

Дети-инвалиды как объект социальной работы. 3
Историко-теоретические подходы к оказаниюпомощи детям со специфическими нуждами . 10
Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами . 17
Выводы. 21
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в Республике Беларусь. 22
Заключение 28
Методические рекомендации 29
Литература 31

Работа содержит 1 файл

социальная работа с детьми-инвалидами.doc

— 281.00 Кб (Скачать)
align="justify">      7. Обучение ,  взаимодействие    между    людьми    должно    быть    га-рантией    того  ,  что    дети     действительно    будут     взаимодействовать    с    другими    индивидами     в    интегрированном    окружениии .

      Интересен    опыт    работы    за    рубежом    с   онкологически    больными    детьми . Почти    во    всех    западноевропейских     странах    и    в    США    функционируют    Хосписы , некоторые    из    них    оказывают    помощь    детям    с    определенными    заболеваниями  , другие -  всем    нуждающимся    умирающим    людям .  В    Королевстве     Норвегия ,где    проблема    заболевания    раком    стоит    очень    остро, помощь     оказывается    в   окружных   больницах , но   основную   заботу    об    онкологически    больных    берут   на    себя    общественные    и   частные    организации . Самая    крупная организация , решающая     все    психосоциальные    проблемы , связанные    с    возникновением    этого    заболевания    у    детей    и    взрослых , - это     “Норвежское    общество    борьбы    с    раком”  ( НОБР ) . Помощь    в   основном    ока-зывается     в    окружных    больницах    НОБР   ( их   пять ) , где    работают    психолог ,  специально    обученнная    медсестра     с   подготовкой    семейного     терапевта , специалиста –соционома ( социальный  работник    со    пециальной    подготовкой , в   том    числе    и    юридической , подготокой )   и ,  при    необходимости ,  другие    специалисты . В    основе    работы     всех    специалистов    лежат    два    основных    принципа  :  максимальная     открытость ,  полное    информирование    о    заболевании , его последствиях    и   т.д.    в    беседах   с    детьми     и    их    родителями ;  создание    максимально    благоприятных    психологических    и    социальных    условий    для    семьи . Особое    внимание   уделяется    работе   с    родителями    и    сиблингами  ( родные     братья    и   сестры )    больного    ребенка. При   хорошем    прогнозе    и    благоприятном    протекании    лечения    группа    специалистов,  в    том    числе    и    соционом  ,  проводят    для    семьи    индивидуальную    семейную    программу    психосоциальной   помощи.

      Деятельность    социального    работника  , в    основном , направлена    на    поддержание    необходимого    материально - бытового    уровня    семьи  , помощь    родителям    в    оформлении    документов    на    получение    денежных    пособий , страховых    выплат    и   т.п.. При    необходимости    он    помогает    в    улучшениии    жилищных    условий , санитарного    состояния    жилья  , транспортном    обслуживании    и   т.д. .

      При    оценке    работы     соционома     отчетом     может     служить    пакет    документов  ( письма , результаты   обследования   жилищных    условий,  заявление    родителей , ответы   официальных   органов    и    др. ) , полученные    в    ходе    ведения     работы    по    социальной    адаптации     семьи [ 10 ].

        Широкое    распространение    при    работе    с    онкологически   больными детьми    во    всем    мире    получила    “ Клоунотерапия”  . Так    же    активно    используется  “ Арттерапия”   в    оказании      помощи     как    детям  , так     и   взрослым     с    огрниченными    способностями . Но    особенно    важно    это    для    детей  , т.к.    в    детстве   и    юности    закладываются    манеры    и    особенности     поведения  , формируется     взгляд     на   мир , выявляются    пристрастия . Развитие   художественных    способностей    умственно    ограниченных    детей    особенным    образом    совершенствует    их    личность, восприятие  , самосознание, интеллект    и    коммуникативные    возможности. Художественное  творчество    используется    и    как    средство    объединения     детей    с   ограниченными    способностями    и    без    них , т.к.    здесь    важно только    наличие    дара  , через    который    общность    между     детьми   проявляется     быстрее .

      В    России    Институтом    развития     личности    РАО ( Москва )    при   участии     кандидата    педагогических    наук     Репринцевой  Г.И.    была   разработана  “Игротерапия”.Она   рекомендована    для    использования    психологами  ,  социальными    работниками     и    педагогами     в    работе    с    детьми    с    ограниченными    возможностями    (3-9   лет ) . Игротеропия    применяется     для    предупреждения    и    коррек-ции     невротических    реакций , утомляемости    и    отклонений     в    поведении    и    общении    этой    категории    детей . Она   может    быть    групповой    и    индивидуальной  , может    носить    личностный     характер  (игры   с  предметами)    или личностный    характер  (игры     с    людьми) .  В    игру  включаются     средства     “Арттерапии” . Параллельно    с    работой    с    детьми    проводятся    семенары  , консультации    с    родителями .  Таким    образом ,  в    рамках   Федеральной      программы    “ Дети    России ”    на    основе    русских    народных    сказок  ( “Репка” ,”Гуси-лебеди”   и    другие)    были    разработаны    и    опробированы    в    реабилитационном      центре    “Сломанный     цветок”    игротерапевтические  атракционы   для   детей  дошкольного и младшего школьного  возраста.  “ Особенностью  разработанных   атракционов    является     активное использования  игровых  способов общения ребенка с    игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов    заключается     в    том, что    с    первых    шагов    общения    с    ними    и    в    течение  последующих  встреч  ребенок    погружается    в    самый     понятный     ему    мир    сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами     новизны” [ 25 , 59 ] .

      За    рубежом    получила    распространение    и    другая    методика , разработанная    российскими    исследователями, -  это    игра    “Ринго –надежда”.  Аргун   Л.Е. , один    из     авторов    методики , предложил    использование    распространенной    игры    “ Ринго ”    для     людей    с    ограниченными    возможностями . Для    каждой    катего-рии    инвалидов    разработана    своя    методика    проведения . Игра     эффективно    влияет    на    физическое    развитие    и    психоэмоциональное    состояние [ 3 , 43 ].

      Для    детей    с    ДЦП    английская    фирма    “Рэхаб    энд    медикал”   предлагает    программу    “Развитие    основных    навыков    движения    через    обучения”  ( РОНДО ) . Учебный    план     РОНДО    ориентирован    на    активную    деятельность    и    предназначен     для     обучения     основным    двигательным     навыкам , необходимым    в    дальнейшей    жизни    как    в    домашней    обстановке, так    и    в   обществе . Курс    обучения    учитывает    естественную    механику    тела , рассматриваемую    совместно    с    учебным процессом .Эта   программа     является   результатом пятилетней    совместной    деятельности     учителей    и    врачей    графства    Керн  ( Англия ) . Фирма   “Рехабс     энд     медикал”    занимается     так    же    поставкой   специального    оборудования    для    механотерапии    и    психотерапии  [ 27 , 55 ] .

      Эрик    Шоплер , Маргарет    Ландзинд , Лезли  Ватерс  предла-гают    программу    ТЕАСН    для    аутичных    и    отстающих    в   раз-витии     детей.  Эта программа включает:

      1. Исследование,ориентированное на  психологическое развитие,   охватывает  способности  и  недостатки  ребенка в различных  функциональных    сферах   развития  .

      2. Индивидуальная    программа    развития    с   тренировочными    зада-ниями, специально  приспособленные  к  каждому ребенку , является    основной    линией  работы  с    ним . В  рамках  данной    программы    родители     рассматриваются     как  сотерапевты , а  не   как    причина    такого    состояния    ребенка [ 6 ] .

      Сотрудниками  Университета  Маккуэри  ( Сидней )    была    разработана    программа    ранней    педагогической    помощи    детям    с    отклонениями   в    развитии    “Маленькие     ступеньки” [ 22 ] .

      В    России    была    разработана    комплексная    инновационная    модель    “Центр    независимой    жизни     для    детей    с    ограниченными    возможностями” . Это    система   социальных    служб, которые    в    условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной    архитектурной    среды    и    консервативного   в    отношении    инвалидов    общественного    сознания , создает    режим    равных    возможностей    для    детей    с    особыми    проблемами .  Основная    задача    модели  - обучение    детей    и    родителей     умениям    и    навыкам    независимой    жизни. В   работе    используются     следующие     формы     оказания    помощи: беседы , семенары , творческие    кружки  , исследования, проведение    различных   меро-приятий , создание    служб ( например   “От   родителя    к   родителю”) , обучение    родителей , представительство    интересов, оказание    помощи    на     дому    и    т.п. [ 24 ] .

      Участие  социального    работника   в     реабилитации     инвалидов    носит    многоаспектный    характер , который     предполагает     не    только    разностороннее образование, но   и    наличие     соответствующих   личностных   качеств, позволяющих   инвалидам    относиться    к    ним    с  доверием .

      Учитывая, что    деятельность    социальных    служб    основывается   на    заканодательстве , регулируется    им , мы    считаем    необходимым  обратиться    к    этому    вопросу .                           

                                                    

                                                                                                                                          

Законодательство    в    области    социальной    работы    с    детьми- инвалидами .

      Конституция, как основной   закон   государства, важнейшие   законы, нормативно-правовые   акты   образуют   то   правовое   пространство , в котором   функционирует   социальный   механизм   защиты   и   поддержки   всех   слоев   населения. Эффективность деятельности   этого   механизма   непосредственно связана с   профессиональной   деятельностью   специалистов : социальных   и   медицинских   работников,  педагогов, дефектологов, психологов   и   т.д. Поэтому   необходима  юридическая   компетентность   всех   профессионалов, особенно   в   области   работы   с   наиболее   незащищенными   слоями   населения, к   которым   относятся    и    дети – инвалиды .

      В   основу   законодательства   Республики   Белорусь   в   сфере  работы    с  детьми    с    ограниченными    возможностями     положены   международные   документы   ООН ,гарантирующие   всем   категориям  населения    равные    права. Однако, для   детей-инвалидов , как   и   для    некоторых   других   малозащищенных   слоев   населения,предусматри-вается   ряд   специфических   прав   и   льгот,учитывающих   их   особые    нужды   и    положение .

      В   числе   основных   международных   документов,защищающих    и   гарантирующих   права   этой   категории    детей,можно   назвать   следующие: “Всеобщая    Декларация     прав    человека”, “Декларация    о   правах   инвалидов”, “Декларация   о   правах   умственно   отсталых   лиц”, “Конвенция   о   правах   ребенка”,“Стандартные   правила   обеспечения   равных    возможностей    для    инвалидов” .  

      Для   детей–инвалидов, согласно   “Конвенции   о   правах   ребенка”, предусматривается   приоритетное   удовлетворение   особых   потребностей   такого   ребенка   в   области   образования, профессиональной   подготовки, медицинского   обслуживания, восстановления   здоровья, подготовки   к   трудовой   деятельности, а   так   же   обеспечивается     соответствующая   помощь   такому   ребенку   и   его   семье (статья  23).

      На   удовлетворение   тех   же   нужд   направлен   закон   “О   правах   ребенка” (1993 г.).Он   определяет   правовой   статус   этой   категории   детей,как   самостоятельных   субъектов,и   направлен   на   обеспечение   его   физического   и   нравственного   здоровья, формирование   национального   самосознания   на   основе   общечеловеческих   ценностей   мировой   цивилизации. Особое   внимание   и   социальная   защита   гарантируются   детям–инвалидам,с   особенностями   психофизического   развития   и   оказавшимся   в   других   неблагоприятных  ситуациях .

      Как   и   все   другие   дети , ребенок   со   специфическими   по-требностями   имеет   право   жить   и   воспитываться   в   семье , которое   закрепляется   Кодексом   о   браке   и    семье”.Родители , соответственно , должны   принять   на   себя   обязанности   по  содержанию   своего   ребенка   до   16   лет   и   далее,если   ребенок   в   этом   нуждается. Однако,особое   внимание   уделяется   и   людям,воспиты-вающим   ребенка–инвалида(его   родителям,опекунам). Государством   выплачивается   пособие   по   уходу   за   такими   детьми,независящие   от   дохода   семьи. Время   ухода   за   ребенком   со   специфическими    нуждами   зачисляется   одному   из   родителей (который   осуществляет   уход) в   стаж   работы   для   получения   трудовой   пенсии. Матери, воспитывающие  ребенка-инвалида   в   возрасте   до   16   лет,ежемесячно   получают   оплачиваемый   свобод-ный   день(Постановление   Совета   Министров   РБ  №533   от  27.05.1997г.). Кроме   того, родители   инвали-дов   с   детства   имеют   право   на   более   ранний   срок   ухода   на   пенсию  ( Закон   РБ   “О    пенсионном    обеспечении” ) .

Информация о работе Социальная работа с детьми-инвалидами