Социальная работа с детьми-инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Содержание

Дети-инвалиды как объект социальной работы. 3
Историко-теоретические подходы к оказаниюпомощи детям со специфическими нуждами . 10
Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами . 17
Выводы. 21
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в Республике Беларусь. 22
Заключение 28
Методические рекомендации 29
Литература 31

Работа содержит 1 файл

социальная работа с детьми-инвалидами.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

           Итак , система    оказания    помощи    детям-инвалидам    не   была    создана    до   1917 года ; не    была    она    создана    и   за    время   советской    власти , когда    помощь    ребенку    со    специфическими    нуждами    сводилась    к    его    изоляции    в     специальной    школе    интернаторного    типи , поэтому,  по   нашему    мнению  ,  при     организации     помощи    таким     детям    в    настоящее    время    суще-ствует     необходимость    в    обращении    к    зарубежному     опыту .

      В    развитых    странах    за    рубежом    уже    сложились    опре-деленные    стандарты , формы    и    методы    работы    с    детьми-инвалидами .Естественно , в    каждой    стране    существуют    свои    особенности    оказания    помощи    этой    категории    населения, обусловленные    национальным    своеобразием , социально - экономическими     условиями   ,  психолого - педагогическими   традициями , ориентацией    на    определенные    научные    подходы . Однако, можно    выделить    и    некоторые    общие    тенденции , которые    необходимо    учитывать    при    создании    системы    оказания    помощи    таким    детям .

     Во-первых ,  это    максимально    возможная    интеграция    ребенка    с  ограниченными    способностями    в    общественную    жизнь ( в    том    числе    и    интегрированное    обучение ) .

     Во-вторых , преймущество    воспитания    этих    детей     в    семье .

     В-третьих , направленность    на    раннюю    диагностику    нарушений    и    их    лечение .

     В-четвертых , индивидуальный    подход    к    реабилитациии    и    абилитациии     ребенка     в     каждом     конкретном      случае .

           В    настоящее   время    создается , разрабатывается    ряд    программ , учитывающих    данные    тенденции .  Одна  из таких    программ , предложенная    ООН ,  -  это    Реабилитация , базирующаяся    на    непосредственном    окружении ( РНБО ). Она определяется, как    “стратегия  развития    общества , проводимая    с    целью    реабилитации , уравнивания   возможностей    и   социальной   интеграции    всех     инвалидов. Ее  цели  :  изменить    положение     дел     в    этой     области,  проводить    обучение , с    вовлечением    правительства    и    общественности  ; разработать    систему  , способную     оказать     помощь    всем    нуждающимся    инвалидам” [  18 , 113] . Суть   РНБО    заключается     в   том , семья    и    непосредственное окружение, освоив некоторые основные    реабилитационные   навыки , а  так  же  сам  инвалид  способны     самостоятельно     осуществлять    реабилитацию  .  Безусловно  ,  им     оказывается     по-мощь    и    поддержка    соответствующих    учреждений    систем    здравоохранения , образования , занятости    и    социальной    защиты .

           В    США    действует    программа    “Инклюжен”.  Ее    основы   были    заложены    “Реабилитационным    Актом”  ( закон   № 93-112 , 1973г. ) и    законом     об    обучении    детей-инвалидов ( 1974-1975 гг. ), в    которые    было    внесено    несколько    поправок    и    дополнений    со    временем . В    80-е    годы    20    века    в    Америке    начался     процесс    постройки    новых зданий     и    перестройки    старых    с    учетом     потребностей    различных    категорий    инвалидов . Для    этих    целей    правительством    выделялись    дополнительные    финансовые    средства    и ,  в    то    же    время ,  налагались    жесткие    санкции    за    нарушение    принятых    стандартов  .  Для    изменения     у    граждан    отношения     к     инвалидам     проводилась    продуманная    и   разработанная    психологами    и    другими    специалистами    кам-пания    в    средствах    массовой    информации    и    т.п. , большую   роль    в    этом    сыграли    и    религиозные    организации . Таким    образом    инвалиды    получили    доступ    ко     всем    сферам    жизнедеятельности    общества ,  при    этом    изменилось    восприятие    их    здоровыми    людьми .

      По    всей     стране     стали     появляться     общественные    орга-низации    и    клубы    для    инвалидов ,  а    так    же    различные    фонды .  Хотелось    бы     отметить  ,  что    в    США    именно    специализированные    фонды    и    организации    осуществляют    значительную     часть    услуг , положенных    человеку    со    специфическими    потребностями    по    закону , за    финансовые    средства , предоставленные     муниципалитетом .

           Что     касается     интеграции     в    обучении  , то    трудности    возникли    с    разработкой    программ  ,  подготовкой    персонала ,  разработкой    психологических     моделей    восприятия    детей –инвалидов    здоровыми    детьми     и    наоборот . Модель    “ Инклюжен”     подразумевает ,  что     даже    ребенок    с    сндромом    Дауна    может     обучаться    с    нормальными     детьми  . Конечно  ,  для    него    разрабатываются     отдельная    программа  , свои    облегченные    задания . Многое    в    успешности     осуществления    программы    зависит    от    учителя .

            В    поддержку    этой     модели    обучения    было    снято    не-сколько    фильмов    об    успешном    обучении    детей    с    ограничен-ными    возможностями . Однако ,  в    США    не    тказываются     и     от   специальных    школ , но    помещение    туда    ребенка    осуществляется    лишь    в    крайних    случаях [ 32 ].

            Говоря    о    социальном    обеспечении     в     Соединенных    Штатах  ,  необходимо    отметить  ,  что    инвалидам     обеспечивается    медицинское    обслуживание ,  выплата    пособий    и    компенсаций , жилищно-бытовое    устройство    и   доставка    в    учебные    заведения,  бассейн    и    т.п. , которую    осуществляют    социальные    службы . Используется    и    такой вид    социального    обслуживания  , как     на-домные    услуги  [ 28 ].

            Итак , можно    было    убедиться , что    в    США     функционирует    отлаженная    система    оказания    помощи     инвалидам ,  которая    охватывает    все    сферы    жизнедеятельности    и    способствует   максимально    возможнойинтеграции    человека    с    особыми    по-требностями    в    общество , а    так    же    обеспечивает    принятие     таких    людей    общесвом  . Немаловажную роль   при     осуществлении    социальной    работы    играет    комплексный     поход     и     участие    целого    ряда    специалистов    из     различных    областей     знаний    в    разработке    программ .

            В     Великобритании    помощь     имвалидам , в   том    числе     и   детям-инвалидам ,  оказывают   3   группы    организаций : частные    владельцы    домов  , обеспечивающих    уход     за     определенную    плату; общественный    сектор;  местные     власти  ,  которые    обеспечивают    большую    часть    социальных    услуг .

            Социальные   службы    оказывают    помощь    на    дому ,  в    дневных    центрах, интернатах    или    дневных    школах. В  перечисленных    учреждениях     при     работе    с    детьми     с    нарушенным    интеллектом     особое    внимание    уделяется     обучению     навыкам    общения ,  правилам     поведения    на    улице , в   общественных    местах , для    чего    организуются    специальные    прогулки  . Для    подростков    с    умственной    отсталостью    функционируют    центры    профессиональной    подготовки .

      Для    детей-инвалидов    и    больных    детей     при     госпиталях организуются    специальные    отделения     трудотерапии  . Трудотерапевты    в    области     педиатрии    ставят    своей    целью    “развитие    у    детей    оптимального    уровня    независимости    в    повседневной     жизни    с    точки    зрения    физической  ,  психической     и    социальной” [ 28 , 182 ] .

      Социальный   работник     из     Департамента     социальных    служб    в    Великобритании    оказывает    помощь    в    виде    совета, поддержки    и    консультирования     по    личным    делам    инвалида    и    его    семьи ; помогает    в    разработке    индивидуальных    программ     реабилитации  , которые    согласовываются    с    клиентом    и    его    семьей;  организуют    нормальную  ,  интересную    культурную    жизнь    инвалида    вне    дома    и   т.п. Департамент  может    предоставить    необходимое    оборудование    взаймы, выделить   дотацию,  оказывать    помощь    по    телефону    и    другим    видам    связи .

      В    Великобритании  так    же    существуют    частные    реаби-литационные    фирмы, которые    по    заказу    инвалида    могут     предоставить    любое    оборудование .

      Что   касается    образования    детей   с  ограниченными  возможностями, то    иртеграция    в    обучении    и    наличие     спецшкол     рассматриваются    как    необходимые    параллельные    условия    образования.  Они    поддерживают    порядок    и    гибкость    системы    образования    и    позволяют    таким    детям    включаться    в    нее    и    отходить    от    нее    по    мере    того, как    меняются     их    потребности .

      До    поступления    в     школу    в    большинстве     регионов     Англии  , а    так    же    в    некоторых    других    странах , достаточно    эффективно    используется    система    Потедж  ( педагогическое     обслуживание    на    дому    детей    от   0   до  4-5  лет    с    задержками    в    развитии ) , которая    зародилась    в    1970 году  в    США . В   основе    работы    с    такими    детьми    лежит    индивидуальная    программа, которая    составляется    для    каждого    ребенка    с     учетом    его    особенностей .

      Для     работы     с    детьми    с    нарушенниями    интеллекта    в   ряде    стран , преймущественно    Скандинавских , организуются    дома, в    которых    проживает    не    более    30    детей. В    них  создается    обстановка , максимально  приближенная к  семейной. Специалисты проводят   наблюдения   за   детьми , определяют    методы     лечения     и    реабилитации  , разрабатывают    индивидуальные    программы обучения. Обучение  всех    категорий    детей-инвалидов , в    основном , осуществляется    в    общеобразовательных   школах. Школьная  и  общественная    политика    направлена    на    то ,  чтобы    создать    условия    для    установления    максимально    близких    взаимоотношений    между    учениками    всех     категорий .

      Таким    образом , в настоящее   время    в    большинстве   стран    идет    переход    от     раздельного    образования    и    присмотра    за    детьми    со    специфическими    нуждами     к     их    полной     интеграции  ,  если    это    возможно  .  Этот    переход     регулируется     законодательством     стран . Мировым    опытом    образования    этой    категории    детей    выработаны    некоторые     минимальные     стандарты     для     организации     обучения    детей–инвалидов:                                                                                                       

      1. Учеников  с    серъезными    нарушениями    по    возможности    необ-ходимо    включить  с   учетом  педагогических    особенностей    в    обычные классы начальных  и средних школ.

      2. Если     степень    нарушения     мешает     полной     интеграции    в   обычном    классе , ученики должны    иметь социальный  и    образовательный    базис в   обычном    классе  и    получать   дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса  ( индив-идуальные    или    в    группах ) . 

      3. Дети     с    серъезными     умственными    и    физическими    недо-статками    могут    обучаться    в    отдельных    классах  в   рамках   начальной    и    средней    школ    при    систематических   планируемых  контактах  со    здоровыми     сверстниками  . При принятии  решений относительно  системы    обслуживания    приоритет отда-ется  возможностям   для детей получить    образование , а    не   неудобствам    администрации .                                          

      4. Индивидуальные    учебные    планы    разрабатываются    совместно    педогогами   и    родителями    с    учетом     потребностей    учеников    в    интегрированнном    обучении    и    обстоятельств    окружающей    среды . 

      5. При    организации    обучения    сознательно    планируется    само-стоятельность          

      6. Содержание    учебного    процесса    должно    быть   соотнесено  с    функциональными     навыками , которые    соответствуют     возрасту    ребенка    и    необходимы    для    деятельности     в    интегрированной    среде ( домашний    быт  , профессиональное    обслуживание ,   транспорт   и   т.п. ) .     

Информация о работе Социальная работа с детьми-инвалидами