Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть основные тенденции, характеризующие проблему подросткового алкоголизма в России и пути решения данной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- раскрыть особенности подросткового алкоголизма;
изучить причины ранней алкоголизации;
- рассмотреть последствия ранней алкоголизации;
определить основные направления социальной профилактики
по предупреждению подросткового алкоголизма.
рассмотреть технологии социальной профилактики по предупреждению подросткового алкоголизма.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Особенности подростковой алкоголизации…………………..8
Раздел 2. Причины ранней алкоголизации подростков………………...13
Раздел 3. Последствия ранней алкоголизации подростков…………….17
Раздел 4. Основные способы и направления социальной
профилактики подросткового алкоголизма……………………………20
Раздел 5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма…...35
Заключение…………………………………………………………………….5Список используемой литературы.
Групповые и индивидуальные занятия, проводимые психологами и педагогами и направленные на развитие навыков социальной адаптации, психофизиологической саморегуляции, повышение устойчивости к стрессам, уверенности в себе, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и т.д.
Вовлечение детей во внешкольную, внеучебную деятельность, в которой могли бы проявиться их способности, душевные качества, где они могли бы получить одобрение, знаки внимания, уважение окружающих.
Беседы, диспуты, лекции, проводимые медиками, психологами, психотерапевтами, педагогами, с объяснением общественных, психологических, медицинских и юридических последствий злоупотребления алкоголем.
Яркая полиграфическая продукция на рекламных щитах в общественных местах и в особенности в местах сбора молодежи.
Выступление популярных личностей, спортивных тренеров, священников, психотерапевтов, имеющих дело с молодежью. Темы для выступлений: «Формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни», «Формирование характера» (или силы воли, физического совершенства, развитие творческих начал, и т.п.).32
Проведение диспутов, вечеров вопросов и ответов с активным участием аудитории, с демонстрацией слайдов, плакатов, диаграмм, графиков.
Работа с семьей. Родители должны быть информированы о вреде алкоголя для подрастающего поколения и обучены умению направлять, заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, приобщение к культурным ценностям. Следует акцентировать внимание родителей на совместное проведение досуга в семейном кругу — посещение музеев, выставок, туристические походы и т.п.
Работа с подростковыми группами с социально-негативным поведением.
Контроль проведения досуга в социально-позитивных группах без подавления инициативы подростков, с направлением ее в социально приемлемое русло.
Компетентность разработчиков программ и занятий.
В первую очередь компетентность обеспечивается прямым и детальным знакомством с вопросами, касающимися обсуждаемого предмета. Квалифицированный нарколог, психолог, педагог, социальный работник, сотрудник МВД должны уметь заинтересовать подростков и долго удерживать их внимание без повышенного интереса к алкоголю.
В работе с подростками необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность организатора и руководителя профилактических занятий, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес слушателей способствуют повышению эффективности антиалкогольной работы.
Необходимо подчеркивать (приводя при этом соответствующие реальные конкретные примеры) неизвестность предстоящего, большую опасность возникновения беды.
Необходимо стремиться развеять ореол, атмосферу «романтики», окружающую употребляющих алкоголь, якобы создающих свои «общества», свою «культуру», разоблачить мифы, связанные с алкоголизмом. Употребление алкоголя следует рассматривать не как «особую жизнь», а как бегство от жизни, слабость, боязнь жизненных проблем и препятствий, тогда как эти препятствия на самом деле являются условиями и источниками развития и расширения личностных возможностей, прообразами свободы.
Изложение материала должно проходить без излишней драматизации, без многих сообщений об ужасах, опасностях, связывания употребления алкоголя, «моральной распущенностью». Профилактические сведения должны содержать установки на активное, раннее выявление лиц, употребляющих алкоголь, необходимость раннего обращения к врачу по поводу данного заболевания. Нравственное и трудовое воспитание подрастающего поколения необходимо направлять на формирование позитивно ориентированной личности в социальном плане, с высокой культурой и сильным характером, развитыми познавательными интересами, прочными стремлениями и навыками творческого труда и проведения досуга.
Учитывая сложность и ответственность проведения антиалкогольной профилактической работы в школе, она может вестись исключительно лицами, прошедшими специальную подготовку, которая должна обязательно включать в себя:
• изучение особенностей возраста;
• повышение коммуникативной компетентности;
• изучение актуальных потребностей и интересов подростков;
• освоение методов групповой работы;
• формирование навыков визуальной диагностики особенностей личности;
• изучение особенностей подростковых групп и субкультур;
Подготовка специалистов для проведения профилактической работы в школе должна носить междисциплинарный характер. Организация и проведение целевых программ, направленных на снижение спроса на алкоголь и уменьшение вреда от их употребления. Данные программы должны охватывать пять основных направлений:
1) широкая воспитательная работа — это повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов;
2) валеологическое воспитание — пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа — занятия, проводимые психологами и педагогами, посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни.
4) общественные меры борьбы — привлечение общественности к выявлению и выделению «групп риска», к социально-реабилитационной помощи;
5) правовые средства борьбы — пропаганда нормативных актов.
Содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний об алкоголе и формирование отношения к ним.
В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.33
Вывод: Главным условием эффективной профилактики алкоголизма среди молодежи является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Поэтому информационные технологии и образование являются основными в профилактике алкоголизма. Общественные технологии также играют достаточно весомую роль в системе профилактики. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с алкоголизмом. Психотехнологии являются основой любой программы социальной профилактике алкоголизма, и она играет большую роль в реабилитации больных.
Мотивационные
и терапевтические технологии
представляет собой
комплексное лечебное
воздействие с помощью
психологических средств
на психику больного,
на его организм с целью
устранения болезненных
симптомов и изменения
отношения к себе, своему
состоянию и окружающей
среде.
Заключение.
Наиболее актуальной проблемой в подростковой среде является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а также последующей социальной деградацией личности.
Основные причины алкоголизации молодёжи - это неумение правильно использовать свободное время, растущее психологическое напряжение, позитивная реклама в средствах массовой информации, уход от проблем, отчуждение, неустроенная жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания, алкоголизм родителей и неблагополучие в семье, мода, самоутверждение и конфликт с общественными нормами.
Последствия подросткового алкоголизма очень плачевны. Алкоголь разрушает организм подростка, губительно влияет на психику и здоровье, ведет к формированию алкоголизма. Что и приводит подростка к низкому самоконтролю и антиобщественному поведению и толкает его в дальнейшем к преступлениям. Механизмы болезни алкоголизма в молодёжной среде требуют дополнительного изучения, а также искоренения причин данной проблемы.
Социальная профилактика подросткового алкоголизма является основной и имеет целью предотвратить возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить позитивные результаты развития подростка.
Социальная профилактика является массовой, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Все мероприятия по искоренению подросткового алкоголизма подразделены на корригирующее и компенсирующее направление, включают в себя три компонента (образовательный, психологический и социальный), а также задачи (информирование, формирование мотивации, развитие факторов и навыков разрешение проблем).
Основой
первичной профилактики
подросткового алкоголизма
является здоровый образ
жизни. Она влияет, прежде всего,
на формирование здоровья
Главным условием эффективной профилактики алкоголизма среди молодежи является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Поэтому информационные технологии и образование являются основными в профилактике алкоголизма. Общественные технологии также играют достаточно весомую роль в системе профилактики. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с алкоголизмом. Психотехнологии являются основой любой программы социальной профилактике алкоголизма, и она играет большую роль в реабилитации больных.
Мотивационные и терапевтические технологии представляет собой комплексное лечебное воздействие с помощью психологических средств на психику больного, на его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
Основными причинами, возникновения алкоголизма являются социальные причины и, следовательно, наиболее эффективными методами борьбы с
этим заболеванием являются социальные методы, такие как профилактика,
реабилитация
и социально-психологические
Список
используемой литературы.
Информация о работе Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде