Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть основные тенденции, характеризующие проблему подросткового алкоголизма в России и пути решения данной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- раскрыть особенности подросткового алкоголизма;
изучить причины ранней алкоголизации;
- рассмотреть последствия ранней алкоголизации;
определить основные направления социальной профилактики
по предупреждению подросткового алкоголизма.
рассмотреть технологии социальной профилактики по предупреждению подросткового алкоголизма.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Особенности подростковой алкоголизации…………………..8
Раздел 2. Причины ранней алкоголизации подростков………………...13
Раздел 3. Последствия ранней алкоголизации подростков…………….17
Раздел 4. Основные способы и направления социальной
профилактики подросткового алкоголизма……………………………20
Раздел 5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма…...35
Заключение…………………………………………………………………….5Список используемой литературы.
Движущая сила этой технологии - родители подростков.
• Группа поддержки. Традиционна и эффективная форма работы по третичной и отчасти вторичной профилактике алкоголизма. Группа
поддержки - это массовое движение родителей и родственников подростков которые поддерживают методы антиалкогольной политики.
Социальные и педагогические технологии профилактики алкоголизма.
— антиалкогольное обучение подростков, а также их родителей.
— воздействие средств массовой информации, как на проблему алкоголизации молодёжи, так и на последствие алкоголизации.
— использование альтернативных употреблению алкоголя программ детско-подростковой и молодежной активности;
— создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные социальные организации и т.д.).
— проведение антиалкогольных мотивационных акций.
— организация деятельности социальных работников, волонтеров и
деятельность системы ювенальной юстиции.
Технологии занятости в профилактике алкоголизма.
Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с алкоголизмом. Эта работа строится по следующим направлениям .
1. Клубная работа. Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их, может структурировать свободное время подростка.
2. Дополнительное образование. Воскресные школы ( в том числе и религиозные), образование уменьшает запас свободного времени и увеличивает багаж знаний, который требует не только времени, но и внимания подростка.
3. Временное или частичное трудоустройство подростков.
Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.
Административные технологии профилактики алкоголизма.
Для осуществления любых мер по профилактике алкоголизма всегда требуются финансирование и поддержка власти.
I. Создание условий заинтересованности органов власти, управления проблемами алкоголизации подростков.
Здесь применимы три основных метода воздействия.
• пресса;
• общественное мнение;
• административный ресурс.
Психотехнологии.
Психотерапия является основой любой программы социальной профилактике алкоголизма, и она играет в реабилитации больных алкоголизмом.
Она осуществляется в нескольких формах и представляет собой комплексное лечебное воздействие с помощью психологических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.29
Конкретные психотехнологии профилактики алкоголизма базируются на понимании того, что у подростка необходимо развивать:
— представление о себе как об эффективном человеке, преодолевающем зависимость;
— навыки совладения со стрессовыми и проблемными ситуациями;
— навыки и возможности самоконтроля, когнитивной оценки стрессовых и проблемных ситуаций, своего поведения, эмоций, влечения к алкоголю и совладения с ним;
— Самоэффективность в процессе преодоления жизненных стрессовых ситуаций и ситуаций риска срыва;
— умение обсуждать позитивный опыт успешного преодоления ситуаций риска срыва и проводить анализ и оценку;
— способность к самонаблюдению как инструмент самоконтроля для усиления уровня осознания различных ситуаций; важно составлять перечень и график ситуаций, вести дневник, в котором фиксируются все ситуации, возникающие в реальной жизни, проводить их анализ, а также анализ собственной поведения по их преодолению;
— умение анализировать конкретные ситуации риска в качестве домашней работы — таким образом, происходит обучение конкретным формам копинг-поведения (важно составить индивидуальный список конкретных ситуаций риска в иерархической последовательности от менее рисковых к более и оценить выраженность риска для себя в балльной системе);
— навыки проработки вариантов преодоления ситуаций в последовательности от менее до более рискованных, вплоть до максимально трудных ситуаций; необходимо, чтобы подросток осознавал свою реальную готовность к их преодолению и ее степень, чувствовал себя эффективным — таким образом будет формироваться самоэффективность в преодолении алкогольного влечения;
— навыки по разработке копинг-стратегий (форм поведения, которые будут способствовать сопротивлению искушению алкоголизации или его избеганию);
— умение адекватно оценивать и анализировать себя, свои мысли, эмоции и действия и понимать, что повышение самоэффективности — это результат успешно усвоенных и развитых навыков преодоления стрессовых и рисковых ситуаций;
Терапевтические технологии.
Одним из важнейших условий эффективной терапии и реабилитации, больных алкоголизмом является включение их в терапевтическую среду, примерами которой могут служить терапевтические сообщества (ТС), 12-шаговая терапевтическая модель, системная резидентная семейная реабилитация. Данная модель основывается на компонентах нескольких различных моделей терапии средой приближающихся к понятию терапевтического сообщества, но имеющих свои особенности.30
Следует подчеркнуть, что терапевтическая среда, является психологически и социально поддерживающей средой, необходимым элементом и психосоциальным условием интернализации норм здоровой среды, фокусирующей не на болезни, а на восстановлении. Эта среда, важна для взаимодействия с зависимым от алкоголя подростком, не как с пассивным, объектом терапии, заботы, подавления или манипулирования, а как с активным участником процесса, несущим полную ответственность за собственное выздоровление. Это является идеологией и условием эффективной терапии. Важный аспект реабилитации, который предусматривается в условиях терапевтической среды, — реинтеграция потребителей алкоголя в первичную социальную систему, существующую на основе ценностных ориентации и норм здорового общества, но отражающую и актуальные потребности больных, помогающую их удовлетворению и решению насущных проблем. Это первый шаг в восстановлении коммуникации и реинтеграции, построении здорового жизненного стиля.
Мотивационной технологии.
Мотивационные технологии для лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков, был разработан В. Миллером и впервые применялся в программе «Выявление пьющих», составленной им и его коллегами.31 За последние годы мотивационное технологии претерпели различные модификации и в настоящее время представляют самим автором как терапия, повышающая мотивацию. Терапия, повышающая мотивацию, МЕТ, направлена на то, чтобы вызвать у подростка мотивацию на изменение и консолидировать его личные решения и планы с планом изменений и терапии зависимости от алкоголя в целом. Эта терапия относится к разряду клиент-центрированных, как и терапевтический подход, но при этом использует планирование и директивные техники. Еще одним отличием является то, что клиент-центрированная терапия, предназначена преимущественно для врачей общелечебной сети, т. е. для того этапа контакта с зависимым подростком, на котором его зависимость еще не является основным диагнозом, а рассматривается как фактор аддиктивного поведения, требующего изменения.
МЕТ имеет целью изменить жизненный стиль подростка в направлении менее опасного и вредного, а также помочь ему прийти к решению о необходимости прекращения употребления алкоголя и планомерного восстановления. Учитывая индивидуальные цели каждого подростка, МЕТ приводит его к осознанию своей главной и специфической цели — полному воздержанию от употребления алкоголя, постоянному развитию и изменению по направлению поддержания трезвого состояния. МЕТ может иметь и промежуточные цели, соответствующие личностным особенностям подростка, его актуальной ситуации и степени готовности преодоления зависимости.
МЕТ базируется на принципах когнитивной и социальной психологии. В рамках этих подходов происходит установление связей; между поведением подростка и его личными целями. МЕТ базируется на теоретических подходах, исследующих самовосприятие, самооценку и Я-концепцию в целом. В этом направлении происходит выявление и закрепление у подростка самомотивирующих установок — необходимых и часто наиболее значимых факторов в развитии изменений.
МЕТ использует многие приемы клиент-центрированной терапии. МЕТ используется как индивидуальная терапия, в процесс которой могут быть вовлечены члены семьи и значимые другие лица
Наиболее приемлемый вариант — использование МЕТ в условиях терапевтического стационара (сообщества) и вне его, в отрыве и без отрыва подростка от жизненного контекста. Однако необходимости во что бы то ни стало стремиться выполнить идеальное условие, так как МЕТ может быть использована во многие различных ситуациях и прежде всего в качестве мотивационной терапии, направленной на включение подростка в лечение алкоголизма.
Принципы построения профилактических программ.
По мнению медицинских работников, одной из главных причин взрывного роста заболеваемости алкоголизмом среди подростков является неосведомленность молодёжи и лиц с невысоким социальным статусом. В практической деятельности наркологов нередки случаи, когда молодой пациент сообщает, что даже не представлял себе эффекта и механизма действия алкоголя, не говоря уже о формировании зависимости.
Сложившаяся
ситуация требует срочного развития
системы контрпропаганды и
Прямая реклама — бытовой путь, т.е. из уст в уста; реклама энергетических напитков на радио, на транспорте и т.д.
Косвенная реклама — видео- и книжная литература с описанием причин и последствий алкоголизма. По мнению наркологов, психологов, и социологов, система контрпропаганды алкоголизма должна строиться на трех принципах.
1. Широкий выбор средств контрпропаганды.
2. Разумный выбор объектов профилактики.
3. Компетентность разработчиков программ и занятий.
Эти принципы лежат в основе построения школьных программ.
в области
антиалкогольной первичной
Средства контрпропаганды.
Речь идет о последовательной протиоалкогольной воспитательной работе в школе с 1-го по 11-й классы, включающей:
Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления алкоголем.
Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой об алкоголе, и умение принимать правильные решения.
Включение игровых программ воспитания трезвости, в обучение, начиная с младших классов и до окончания школы.
Формирование
здорового образа жизни и трезвеннических
установок у подрастающего
Целевая
работа с группой риска — определение
групп риска и оказание адекватной
помощи в преодолении проблем, ведущих
к появлению тяги к алкоголю: образовательно-
Информация о работе Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде