Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть основные тенденции, характеризующие проблему подросткового алкоголизма в России и пути решения данной проблемы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- раскрыть особенности подросткового алкоголизма;

изучить причины ранней алкоголизации;
- рассмотреть последствия ранней алкоголизации;

определить основные направления социальной профилактики
по предупреждению подросткового алкоголизма.
рассмотреть технологии социальной профилактики по предупреждению подросткового алкоголизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Особенности подростковой алкоголизации…………………..8

Раздел 2. Причины ранней алкоголизации подростков………………...13

Раздел 3. Последствия ранней алкоголизации подростков…………….17

Раздел 4. Основные способы и направления социальной

профилактики подросткового алкоголизма……………………………20

Раздел 5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма…...35

Заключение…………………………………………………………………….5Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Социальная профилактика.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

в) Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

3.Третичная профилактика алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего-лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.

— формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

— формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления алкоголя и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью.

— развитие навыков социального поведения, социальной компетентности, преодоления искушения алкоголизации;

— формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Задачи  третичной   профилактики.

а) Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

б) Создание групп взаимопомощи.

в) Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики».

г) Восстановление здорового жизненного стиля, продвижение по пути к здоровью, которое понимается как многоаспектная характеристика (это физическое и психическое восстановление, а также восстановление и дальнейшее развитие когнитивного функционирования — умения думать, оценивать социальные и индивидуальные ситуации и перспективы, принимать решения и решать проблемные ситуации, ставить краткосрочные и перспективные цели, планировать свою жизнь.

д) Восстановление и позитивное развитие социального функционирования, т.е. новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием, а также восстановление либо построение новой здоровой социальной сети. Важнейшей структурой в этом процессе является семья, взаимодействие с которой в этот период приобретает особое значение.

Основные  компоненты и направления работы с детьми и подростками.

Профилактическая работа с подростками должна включать в себя три компонента и направления.

    1. Образовательный компонент.

— знание о действии алкоголя на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях, к которым они приводят.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

— знание и понимание своих чувств, эмоций, а также возможных способов работы с ними и заботы о себе.

Цель: формирование развитой Я-концепции у подростка.

  1. Психологический компонент.

 —  коррекция определенных психологических  особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления алкоголя; создание благоприятного доверительного климата в семье, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

Цели: психологическая  поддержка подростка; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.

   3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для  здорового образа жизни.

   1.Информационное.

Подросткам довольно много рассказывают о вреде алкоголизма, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления алкоголя. Сейчас раздают буклеты и развешивают плакаты о

вреде алкоголизма. Мы живем в так называемое «информационное время». Причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антиалкогольную профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более, совсем другого рода информацию она получает из Интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней не содержатся запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых.

   2.Пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления алкоголя. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.22

    3.Личностное ориентирование.

Механизм  его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у подростка навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных    жизненных   ситуаций, а также   проблем общения.23 Существует   различные   программы   в   этом   направлении. Их    общая    цель - научить    управлять    собой    и объективно оценивать   свои   действия   и поступки, развить   его веру   в свои  силы   и  свои   возможности, помочь  ему  достигнуть социально   значимых   результатов   в жизни.

Таким образом, каждое из направлений имеет  преимущество, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления  антиалкогольной профилактики  адекватно   и   в комплексе.

Программы профилактической работы.

Для подростков.

1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению алкоголя.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребле- 
ния алкогольной продукции,  причинах и формах заболеваний,   связанных с ними, путях к выздоровлению; о связи злоупотребления алкогольной продукции и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.

3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствую- 
щих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффек- 
тивного поведения:

  • Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим воз- 
    можностям и недостаткам);
  • собственной системы ценностей, целей и установок; спо- 
    собности делать самостоятельный выбор, контролировать свое по 
    ведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные пробле- 
    мы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможно- 
    сти контролировать ее;
  • умения общаться с окружающими, понимать их поведение и 
    его перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и 
    социальную поддержку;

—потребности  в получении и оказании поддержки  окру- 
жающим.

4.Развитие навыков поведения, ведущего к здоровому образу жизни и досугу  и  препятствующего злоупотреблению алкоголем.

  • принятия решения и преодоления жизненных проблем;
  • восприятия, использования и оказания психологической и 
    социальной поддержки;
  • оценки социальной ситуации и принятия ответственности за 
    собственное поведение в ней;
  • отстаивания своих границ и защиты своего персонального 
    пространства;
  • избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя.
  • бесконфликтного и эффективного общения.

Для родителей.

1.обеспечение знаниями психологических особенностей подростка; особенностей семейных взаимоотношений, семейных стрессов и поведения, направленного на их преодоление.

2.помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.

3.определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социальных ресурсов.

4.определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой).

5.обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми.

6.выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи.

7.выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям; обучение их основам  оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.

Для учителей.      

В программах профилактики алкоголизма для учителей существенное место отводится обучению педагогов созданию психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, аффилиации; разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.    

Программы предусматривают теоретические  и практические занятия: лекции, беседы, обсуждения, ролевые игры и другие психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.24

При проведении профилактической работы очень важно  установить доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие отношения. Занятия с младшими подростками должны проводиться преимущественно в игровой форме, но также содержать и элемент серьезной интеллектуальной и психологической работы.

В рабочей  группе необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, соблюдать  конфиденциальность, возможность открыто  высказывать свое мнение и обозначать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении участниками заданий, а также решений, принимаемых группой.25

Очень важным компонентом работы являются домашние задания, которые предназначены, прежде всего для включения в профилактическую активность членов семьи, друзей. Это способствует улучшению взаимоотношений членов семьи с их социальным, окружением и позволяет включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни.

Еще одним  важным компонентом профилактических программ является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий  в группе представляет собой развивающуюся систему взаимоотношений, в которой происходит получение и осмысление информации и жизненного опыта. Члены группы действуют в направлении взаимного понимания и поддержки. Таким образом, происходит развитие важнейших качеств личности, позволяющих человеку управлять своим поведением и эффективно решать социальные проблемы, а впоследствии обучить этому других — друзей, членов семьи и т.д.26

Профилактика  алкоголя в семье.

Базовая концепция семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности.27 В рамках семейной профилактики используются различные программы первичной и вторичной профилактики.

Направления семейной профилактики.

Информация о работе Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде