Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть основные тенденции, характеризующие проблему подросткового алкоголизма в России и пути решения данной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- раскрыть особенности подросткового алкоголизма;
изучить причины ранней алкоголизации;
- рассмотреть последствия ранней алкоголизации;
определить основные направления социальной профилактики
по предупреждению подросткового алкоголизма.
рассмотреть технологии социальной профилактики по предупреждению подросткового алкоголизма.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Особенности подростковой алкоголизации…………………..8
Раздел 2. Причины ранней алкоголизации подростков………………...13
Раздел 3. Последствия ранней алкоголизации подростков…………….17
Раздел 4. Основные способы и направления социальной
профилактики подросткового алкоголизма……………………………20
Раздел 5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма…...35
Заключение…………………………………………………………………….5Список используемой литературы.
Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения; - многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков); - пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация); - пьянство способствует созданию криминальной ситуации; - пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением; -пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.19 Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны - часто наигранные и компенсаторные - бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивным подчинением. Подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Веселовский В.В. находит у подростков, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых - агрессивность. Социальное поведение подростков, подверженных влиянию алкоголя, принципиально меняется.20
Вывод:
Последствия подросткового
алкоголизма очень
плачевны. Алкоголь
разрушает организм
подростка, губительно
влияет на
психику и здоровья,
ведет к формированию
алкоголизма. Что и приводит
подростка к низкому
самоконтролю и антиобщественному
поведению и толкает
его в дальнейшем к преступлениям.
Раздел 4. Основные способы и направления социальной
профилактики подросткового алкоголизма.
Основные способы профилактики подросткового алкоголизма.
Социальная профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.
Под социальной профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на: сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.21
Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Первичная, или социальная профилактика направлена на сохранение и
развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение
неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной
среды.
Первичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в
предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев
микросоциальной среды, формирование у подростков таких нравственных и
гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму
возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками.
Основой первичной профилактики подросткового алкоголизма является
здоровый образ жизни. Первичная профилактика алкоголизма состоит в уменьшении частоты появления новых проблем, связанных с употреблением алкоголя, прежде всего предупреждение их возникновения.
Вторичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в выявлении
групп подростков, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, и
больных, максимально ранней формой, полным и комплексном
осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной
почвы, применением всей системы мер воспитательного воздействия в
семье.
Третичная профилактика подросткового алкоголизма направлена на
предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений,
реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации подростков.
Таким образом, первичная, вторичная и третичная профилактика алкоголизма является осознание форм собственного поведения, развитие, личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Все мероприятия по искоренению подросткового алкоголизма могут быть подразделены на два ведущих направления.
1) Корригирующее направление.
Оно заключается в прямом воздействии на питейные обычаи среды и алкогольное поведение подростка и его окружения, на политику в отношении цен и организации торговли спиртными напитками, на административно-правовое регулирование мер по предупреждению подростковой алкоголизации. Содержанием этого направления является разрыв звеньев цепи развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни, создание условий для воспитания трезвого образа жизни подростков.
2) Компенсирующее направление.
Оно связано с изменением всей плоскости обыденных общественных отношений, на которой находятся алкогольные обычаи, вытеснением и заменой
их более совершенными, здоровыми. Это направление проявляется формированием у подрастающего поколения таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении.
Главные цели и задачи профилактической работы.
1.Первичная профилактика алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития подростка. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.
Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни.
— информирование подростков о вреде алкоголизма (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
— формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
— развитие факторов здорового, социально эффективного образа жизни и поведения.
— развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от употребления алкоголя.
Задачи первичной профилактики.
а) Воздействие средств массовой информации о вреде алкоголизма и изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и их родителей.
б) Ориентировать подростков на способность сделать свой собственный выбор, подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор.
в) Дать подросткам возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.
г) Сформировать позицию молодого человека на основе самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о то, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
д) Выявление группы риска.
е) Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей.
ж) Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголя в школах и по выявлению группы риска).
2.Главная цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять алкоголь подростков (группа риска) и помощь потенциальным алкоголикам, во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикации алкоголя. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем, изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.
При этом
среда рассматривается в
— формирование мотивации на полное прекращение употребления алкоголя.
— формирование мотивации на изменение поведения.
— изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
— формирование социально-поддерживающего поведения и
стратегии поиска социальной поддержки в социальных сетях.
Задачи вторичной профилактики.
а) Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение
и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).
б) Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию
(тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие
напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).
Информация о работе Социальная профилактика алкоголизма в подростковой среде