Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:04, курсовая работа
Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений
социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится
очень значимой для общества.
дифференциации населения, в том числе молодёжи.
· Противоречие между формированием в России новой политической
системы и непоследовательностью
осуществления политического
демократизацию. В России ныне наблюдается политическая усталость, апатия
молодёжи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Это –
следствие ответной реакции молодёжи на безразличие государства и общества к
её проблемам. Вместе с тем, в обществе утверждается политический плюрализм в
создании новых молодёжных структур.
· Противоречие между декларируемым строительством правового
социального государства и правовой, социальной незащищённостью молодёжи, в
том числе детей. В стране чётко обозначились обнищание молодёжи, снижение
рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детской
заболеваемости, смертности. Лишь 14% детей сегодня практически здоровы, 35%
страдают хроническими заболеваниями. Вырос уровень подростковой преступности
(каждое десятое
преступление совершается
токсикомании, которые в 1,5 – 2 раза растут быстрее, чем среди взрослых.
В Российском обществе стала проявляться тенденция «дурных болезней от дурного
поведения». Так, в Сахалинской области превышен эпидемический порог по
количеству заболеваний сифилисом. 23 подростка в возрасте до 14 лет больны
сифилисом. Случаи заболевания сифилисом были отмечены в каждом учебном
заведении – от профтехучилища до самых престижных вузов.
Особое влияние на молодое поколение оказывает преступный мир, а
распространение его морали, психологии создаёт предпосылки воспроизводства
закононепослушания молодых людей. Усугубляется процесс маргинализации
молодёжи и детей, которые оказались в положении изгоев общества (бродяги,
нищие, наркоманы, алкоголики и т. п.).
Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является
несоответствие слова и дела. Порою в школе, вузе, на работе, молодые люди
получают информацию об успехах реализации программ, о новых законах, но в
реальной жизни они видят другое. Принятые программы не реализуются,
демократия часто является прикрытием для бюрократов, не срабатывает принцип
социальной справедливости. В такой ситуации у некоторой части молодёжи
происходит как бы раздвоение их сознания и жизнедеятельности. На работе или в
процессе учёбы молодой человек имеет вполне бдагопристойное поведение, а в
быту, в семье, с друзьями совершает безнравственные поступки.
Новая социально-политическая, информационная обстановка в России открывает и
новые возможности работы с молодёжью. Система управления процессами
воспитания может стать достаточно эффективной. Но для этого необходимы
следующие условия:
· объективный учет особенностей предшествующего и современного
состояния процессов воспитания, менталитет и поведенческие характеристики
молодёжи и другие факторы, формирующиеся в период реформ;
· в её основу должны быть положены принципы демократического
общества, а также механизмы оптимального сочетания управления и само
управления;
· своевременно блокировать и устранять факторы, тормозящие реализацию
процессов социализации и воспитания молодёжи;
· иметь научно обоснованную государственную молодёжную политику и
эффективные механизмы её реализации.
Разрешение противоречий может осуществляться в разнообразных формах и
различными средствами. Главное заключается в том, чтобы личные интересы,
потребности молодого человека не расходились с требованиями общества, с
индивидуальными возможностями и способностями личности.
В заключение можно сформулировать некоторые выводы. Во-первых, преобразования
в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между
требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом,
инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого
противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании,
в развитии демократии и гласности.
Во-вторых, успех социализации и воспитания молодёжи возможен при
использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных
отношениях, в образе жизни, и нейтрализации факторов, которые мешают
осуществлению задач социализации, обучения и воспитания.
В-третьих, в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих
поколений на активное участие в обновлении российского общества творчески
использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем
человечеством.
В-четвёртых, перестройка
системы образования и
быть успешна лишь тогда, когда она станет делом всего общества. Важно
переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему
воспитания, обучения на молодое поколение.
В-пятых, систематически
проводить конкретно-
политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты
по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами
обучения и воспитания молодёжи.
Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации и
воспитания молодёжи,
создаёт теоретико-
государственной молодёжной политики, определения эффективных механизмов её
реализации.
Глава 3. Главные институты социализации подростка: семья и группа сверстников.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и
влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества,
влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее
восприимчив. Семейные условия ,включая социальное положение, род занятий,
материальный уровень
и уровень образования
предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного
воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся
внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с
возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически
ни одного социального или
подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем
или прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так ,если в прошлом
школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели
главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее
влиятелен.
По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с
высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью ( средний балл выше 4
) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов.
Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети имеют навыки
самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков
и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами.
Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так
называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов,
посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление:
поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за
нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка
определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для
ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых , идентификация:
ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать
таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко
откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и
коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводится к непосредственному “парному”
взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной
ролевой
где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не
выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где
мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее
важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого
жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а
тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства
личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей ( ни по
сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и
преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют
в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые,
доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие,
холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания
являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество
исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный
сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше
шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими
людьми и устойчивый положительный образ “Я”. Изучение юношей и взрослых,
страдающих