Психология и педагогика социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В современной науке применяются два принципа возрастной периодизации индивидуального развития индивида: первый - основанный на биологических принципах, рассматривающий жизнь как последовательно сменяющиеся стадии формирования человека, и второй - опирающийся на социальные характеристики становления личности. Многие периодизации опираются именно на социальные характеристики по тем учреждениям где ребенок социализируется, например, ясельный сад, дошкольное, школьное детство и т.д. И.С.Кон пишет: « Возрастные свойства - это место личности и человека в социальной структуре», и таким образом, ставит акцент именно на процессе социализации личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность социализации: понятие, уровни, этапы, типы.
Глава 2. Учет общих закономерностей развития молодежи для анализа процесса социализации в семейно-брачных отношениях и в профессиональной деятельности.
2.1. Возрастная периодизация фаз развития человека.
2.2. Социально-психологические и физиологические особенности развития молодежи.
2.3. Специфика развития Я-концепции молодежи
2.4. Развитие мотивационной сферы молодежи, и как следствие семейно-брачные отношения в процессе социализации.
2.5. Социальное поведение в профессиональной деятельности в период молодости
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

Психология  и педагогика социализации молодежи.  
 
 

                     Выполнила:

                     Проверил:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                 2010

                 Содержание

Введение

Глава 1. Сущность социализации: понятие, уровни, этапы, типы.

Глава 2. Учет общих закономерностей развития молодежи для анализа процесса социализации в семейно-брачных отношениях и в профессиональной деятельности.

2.1. Возрастная  периодизация фаз развития человека.

2.2. Социально-психологические  и физиологические особенности  развития молодежи.

2.3. Специфика  развития Я-концепции молодежи

2.4. Развитие мотивационной сферы молодежи, и как следствие семейно-брачные отношения в процессе социализации.

2.5. Социальное поведение в профессиональной деятельности в период молодости

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Сущность социализации: понятие, этапы, типы, уровни. 

     В современной науке применяются  два принципа возрастной периодизации индивидуального развития индивида: первый - основанный на биологических принципах, рассматривающий жизнь как последовательно сменяющиеся стадии формирования человека, и второй - опирающийся на социальные характеристики становления личности. Многие периодизации опираются именно на социальные характеристики по тем учреждениям где ребенок социализируется, например, ясельный сад, дошкольное, школьное детство и т.д. И.С.Кон пишет: « Возрастные свойства - это место личности и человека в социальной структуре», и таким образом, ставит акцент именно на процессе социализации личности.

     Термин "социализация", несмотря на его  широкую распространенность, не имеет  однозначного толкования среди различных  представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной  психологии употребляются еще два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается  довольно критическое отношение, связанное  уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Интуитивно угадываемое содержание этого понятия  состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым  индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

     Социализация  - это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).

     Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии.

     При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли  знаний сыграли свою роль причины  двоякого рода: социальные и теоретические. Анализ теоретических причин касается того, каким образом социально-психологические  идеи вызревали в "недрах" других отраслей знания. По выражению Б.Д. Парыгина, исследуя данный вопрос должны быть проанализированы работы "предшественников" социальной психологии, в отличие от работ  ее "зачинателей", т.е. исследователей, впервые попытавшихся создать первые "образцы" собственно социально-психологических  концепций (Парыгин, 1971. С. 21). Процесс  создания предпосылок социальной психологии не отличается от процесса развития любой  научной дисциплины, его содержание - это зарождение социально-психологических идей первоначально в области философии, а затем постепенное отделение их от системы философского знания. Данное отделение осуществлялось за счет отделения таких дисциплин как психология и социология.

     Исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических  знаний в лоне самых разных философских  концепций: американский исследователь  О. Клайнберг считает, что большинство  проблем социальной психологии зародилось в философских системах древности; Г. Олпорт считает родоначальником  этих проблем Платона. Через все  эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии: Платон и Аристотель, в философии нового времени: Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Социально-психологические идеи были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и  социально-психологические аспекты выделить трудно.

     Период  выделения социальной психологии в  самостоятельную дисциплину относится  к середине XIX в. К этому времени  можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам  общественной жизни: языкознание, антропология, этнография и археология, которые  для интерпретации накопленных  фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной  культуре, американский этнограф и  археолог Л. Морган исследует быт  индейцев, французский социолог и  этнограф Леви-Брюль изучает особенности  мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось  принимать в расчет психологические  характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами. Социальная психология стала независимой отчасти  потому, что специалисты различных  областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы (Шибутани, 1961). Несмотря на шуточный характер этого  утверждения, в нем в общем  точно подмечена потребность  выделения какого-то нового класса проблем, которые не подведомственны  никакой из ранее существовавших дисциплин. Еще более определенно  эта потребность проявила себя в  развитии тех двух наук, которые  считаются непосредственными "родителями" социальной психологии: психологии и  социологии.

     Социализация же предполагает непрерывное социальное воспроизводство посредством научения и выполнения различных социальных ролей, т.е. социально одобренных форм поведения, ожидаемых от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений, и превращения их во внутренние структуры человеческой психики. «Интериоризация обуславливает мотивационное ядро личности в процессе приобретения социального опыта… и именно потребностно-мотивационная сфера индивида является ядром его социализации» (Титов Б.А.). 

  Б.Н.Дукович выделяет три основных уровня формирования мотивов в процессе социализации:

1. Функционально-ролевой слой, т.е. мотивы, обусловленные нормативным поведением человека в социальной среде и определяемые в основном полом, возрастом, профессией и статусом.

2. Слой социального характера, т.е. мотивы, определяемые характерологическими чертами личности (общительность. замкнутость, адаптивность, система симпатий и антипатий); они выступают как Факторы внутренней организации поведения и способствуют формированию устойчивых социальных позиций.

3. Мотивы, определяемые интериоризованными принципами жизни, мировоззренческими установками личности, составляющие нравственное ядро личности, обеспечивающее ее единство и стабильность. 

     Процесс социализации человека осуществляется на трех уровнях;  биологическом, психологическом, социально-педагогическом.

1.Биологический  уровень. Это связь организма  человека с окружающей его средой, зависимость социализации индивида от географической среды. Связь организма с окружающей средой отмечают и этнографы, которые описывают специфику взаимоотношений людей в различных культурных общностях,  и физиологи, исследующие процессы нервной системы.

2.Психологический уровень. В процессе социализации выделяется две стороны личности - как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активной самореализации, развитие Я-концепции, о которой будет рассказано позднее, рассматривая особенности Я-концепции именно у молодежи. 

     Человек, как объект общественных отношений это часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. В результате этого взаимодействия у индивида складывается иная форма отражения, познания, осмысления, обобщения условий и факторов его жизни, образуются новые потребности, мотивы, установки, привычки , таким образом, формируется личность. 

3. Социально-педагогический уровень. Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания. (Титов Б.А.)

     Процесс социализации индивида начинается с зачатия и продолжается до тех пор, пока не завершается его социальное существование. Отсюда можно говорить лишь об интенсивности социализации в различные периоды жизни человека. 

     Помимо  уровней формирования мотивов в  процессе социализации существуют стадии социализации и институты.

     Понятие стадии в Большой Советской Энциклопедии формулируется как «определенная  ступень в развитии чего-либо, имеющая  свои качественные особенности.»(БСЭ, т.44, с.493)

     Вопрос  о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе  психологического знания (Кон, 1979). С  точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет  период раннего детства. Это привело  и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как  процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С  другой стороны, временные рамки  процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том  же теоретическом ключе экспериментальные  работы, исследующие социализацию в  период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы  социальной психологии делают сегодня  особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

В отечественной  социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации  стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии(Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).:

Дотрудовая стадия.

Дотрудовая  стадия социализации разделяется на два самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления  его в школу, т.е. тот период, который  в возрастной психологии именуется  периодом раннего детства

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого  термина.

 К  этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.  Относительно периода обучения  в вузе или техникуме существуют  различные точки зрения. Если  в качестве критерия для выделения  стадий принято отношение к  трудовой деятельности, то вуз,  техникум и прочие формы образования  не могут быть отнесены к  следующей стадии. С другой стороны,  специфика обучения в учебных  заведениях подобного рода довольно  значительна по сравнению со  средней школой.

Трудовая  стадия.

Трудовая  стадия социализации охватывает период зрелости человека—  это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки  мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением  образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более  того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает  особое значение этой стадии. Признание  трудовой стадии социализации логически  следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая стадия.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой  более сложный вопрос. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом  общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для  ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место: сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.  В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах "усвоения социального опыта" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея "десоциализации", наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — "зрелость" (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности (Берне, 1976. С. 53; 71—77). Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Информация о работе Психология и педагогика социализации молодежи