Влияние телевидения на процесс социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:32, творческая работа

Описание работы

Цель работы понять каким образом телевидение влияет не только на процесс социализации молодежи, но и в целом на психику, мышление, поведение людей. Это воздействие так велико, что средства массовой информации всерьёз называют его четвёртой властью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»…..............4
1.1. Понятие «Социализации»……………………………………………. 8
1.2. Влияние телевидения и СМИ на процесс социализации…………....11
2. «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь»....………………...……………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………….....14
Анкета…………………………………………………………………...............15

Работа содержит 1 файл

kontrolnaya.doc

— 100.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

по дисциплине «Социология»

 

на тему «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………3

1. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»…..............4

    1.1. Понятие «Социализации»……………………………………………. 8

    1.2. Влияние телевидения и СМИ на процесс социализации…………....11

2. «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь»....………………...……………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………….....14

Анкета…………………………………………………………………...............15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время телевидение, видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека.

Цель работы понять каким образом телевидение влияет не только на процесс социализации молодежи, но и в целом на психику, мышление, поведение людей. Это воздействие так велико, что средства массовой информации всерьёз называют его четвёртой властью.

С помощью ТВ можно извлекать известную пользу. Для этого необходимо владеть технологиями правильного просмотра телепередач. Передачи по ТВ несут в себе функция вызывания невротической зависимости и последующего снятия его.

Эта проблема актуальна, т.к. современный человек всё больше и больше смотрит телевизор, как зомбирует его. Надо попытаться найти решение такой проблемы, иначе в будущем люди будут очень агрессивны и неуравновешенными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»

1.1. Понятие «Социализации»

Социализация - (от лат. socialis - общественный) – включение индивида в систему общественных отношений через освоение и усвоение культурных ценностей, социальных норм и моделей поведения посредством взаимодействия с другими индивидами.

Социализация предполагает одновременно:

-         усвоение социальных ролей и образцов поведения, позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего социального статуса;

-         овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками, смыслами и т.д. культуры;

-         приобретение собственного социокультурного опыта и личностной (социальной, этнической, конфессиональной и т.д.) идентичности;

-         достижение статуса "взрослого" - самостоятельного и автономного деятеля, способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, к которым принадлежит индивид.

Социализация - двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля, призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур.

Через процессы социализации обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества, и задаются их качественные параметры, обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития. Социализация обеспечивается принятыми в культуре и институциализированными в социуме и его соответствующих подсистемах технологиями и стратегиями обучения, профессиональной подготовки, образования, воспитания, поддержанием необходимого уровня функциональной грамотности социальных деятелей.

Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом определяется:

-         привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения "правил общественной жизни" в широком смысле слова;

-         успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся);

-         умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни;

-         поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок. 

Таким образом, социализацию следует рассматривать как один из основных социообразующих, наряду со стратификацией и институционализацией, процессов, проявляющийся на всех уровнях и охватывающий все сферы общественной жизни. Характер и поддерживаемые параметры социализационных процессов позволяют во многом как типологизировать социумы, относящиеся к разным цивилизациям и эпохам, так и понимать специфичные только для этих социумов и их культур конкретные социокультурные и личностные феномены. Существенны и показательны в социологическом контексте, в частности, те сломы социализационных стратегий и технологий, которые фиксируются при переходах от традиционных к индустриальным и от последних к постиндустриальным типам социальности .

Это связано с изменением характера и параметров протекания других социокультурных процессов. Из наиболее существенных факторов в этом отношении следовало бы назвать:

-         принципиальное изменение демографического поведения, акселерацию, иные стратегии построения брачно-семейных отношений;

-         увеличение требований к получаемому стандарту образования, длительность и сложность овладения современными профессиями, возрастание квалификационных требований;

-         рост территориальной и социальной мобильности, максимальную динамизацию социокультурной жизни, необходимость постоянной корректировки и смены приобретаемых идентичностей;

-         предельную урбанизированность образа жизни, его жесткое подчинение временным ритмам, анонимизацию социальных отношений;

-         изменение моделей экологического, экономического, политического, культурного и индивидуального поведения;

-         влияние массовой культуры, рекламы, средств массовой информации, новых компьютерных и информационных технологий;

-         факторы психологического характера (одиночество, стрессы, культурные шоки, психические заболевания и т.д.).

В результате не только размываются этапные границы социализации, возрастает сложность и насыщенность социализационных процессов, но и массовизируются феномены так называемых "опережающей" и "запаздывающей" социализаций, во многом ставится под вопрос сам финитный характер ее первичной формы и возникает необходимость переопределения сути социализации вторичной.

Под последней в социологии традиционно понимали совокупность процессов социально-адаптационного характера, характеризующих изменения в жизни "социально-зрелого" ("взрослого") человека - носителя сформированных личностных структур, автономного и ответственного за самостоятельно принимаемые решения. При таком подходе к трактовке социализации некоторые социологи вообще отрицали необходимость понятийного оформления этих процессов как социализационных, считая возможным рассматривать их в терминах социальной адаптации - приспособления на разных уровнях "включенности" к изменениям социокультурных, жизненных и возрастных ситуаций. Особые, но слабо прописанные проблемы в данном случае представляли собой тематизмы:

-         завершения активного жизненного цикла, в связи с чем предлагалось обсуждение разных версий "десоциализации" пожилых людей, сужающих сферу своей социокультурной активности;

-         маргинализации и пауперизации тех или иных социальных групп и индивидов;

-         ресоциализации отдельных людей, потребность в которой возникала в результате перенесенной болезни или полученной травмы (на чем предметно фиксировались прежде всего психологи);

-         кардинальной смены языковой и/или культурной среды (чем занимались прежде всего культурологи и антропологи).

Таким образом, в отличие от более или менее соблюдаемого единства (при всем многообразии дисциплинарных и парадигмальных версий), в понимании сути первичной социализации, наиболее спорным и уязвимым для критики оказался концепт вторичной, что было усилено критической рефлексией процессов, стимулированных обществами.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Влияние телевидения и СМИ на процесс социализации

 

Влияние СМИ в настоящее время является неоднозначным: детские, юношеские и педагогические православные издания оказывают положительное образовательное и воспитательное влияние на читательскую аудиторию. Развлекательные рекламные СМИ негативно влияют на детей и молодежь, развивая потребительские инстинкты и приучая ее к сомнительным идеалам массовой культуры. В 2001-2003 году российские образовательные учреждения, стремясь к профилактике негативных воздействий СМИ, перешли в режим самообслуживания, создавая собственные СМИ (газеты, журналы, альманахи, школьные и институтские радио и телестудии). Выход из сложившейся ситуации можно увидеть в повсеместном внедрении в учебную программу образовательных учреждений спецкурсов и факультативов по специальности «Медиаобразование», создание методик по проведению конкретных мероприятий, обеспечивающих положительное влияние СМИ на детей и молодежь. Определяя последствия воздействия телевидения, мы должны также постоянно помнить о совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство сообщений или образов, появляющихся на телевидении, мы видим или слышим десятки, если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное воздействие трудно имитировать в лабораторных условиях и проконтролировать в ходе полевых экспериментов, имеются методы, позволяющие его исследовать. Американский ученый Р. Харрис выделяет четыре основных класса поддающихся оценкам последствий поведенческие, установочные, когнитивные и физиологические.

Поведенческие последствия: в данном случае человек совершает некоторые действия, например проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом.

Установочные последствия: второй класс последствий воздействия телевидения связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, можно стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате, но приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.

Воздействие установок не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из телевидения, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием. Например, если мы принимаем на веру созданный в полицейском сериале образ большого города, таящего в себе множество опасностей, это представление не только накладывает отпечаток на наши установки по отношению к городам, но также может косвенно повлиять на наши когнитивные и поведенческие модели.

Когнитивные последствия: третий класс последствий когнитивные эффекты (т.е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации во время просмотра телевидения. Например, телевидение «навязывает повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.

Физиологические последствия: четвертый класс эффектов масс-медиа, которые, вероятно, измеряют реже, но которым начинают уделять все большее внимание, - это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием телевидения. К примеру, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа - волн, испускаемых мозгом.

Необходимо подчеркнуть, что СМИ могут оказывать значительное влияние на общество, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь»

Информация о работе Влияние телевидения на процесс социализации молодежи