Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:32, творческая работа
Цель работы понять каким образом телевидение влияет не только на процесс социализации молодежи, но и в целом на психику, мышление, поведение людей. Это воздействие так велико, что средства массовой информации всерьёз называют его четвёртой властью.
Введение………………………………………………………………………3
1. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»…..............4
1.1. Понятие «Социализации»……………………………………………. 8
1.2. Влияние телевидения и СМИ на процесс социализации…………....11
2. «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь»....………………...……………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………….....14
Анкета…………………………………………………………………...............15
2
Творческая работа
по дисциплине «Социология»
на тему «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»…..............4
1.1. Понятие «Социализации»…………………………………………
1.2. Влияние телевидения и СМИ на процесс социализации…………....11
2. «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь»....………………...……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Анкета………………………………………………………………
Введение
В настоящее время телевидение, видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека.
Цель работы понять каким образом телевидение влияет не только на процесс социализации молодежи, но и в целом на психику, мышление, поведение людей. Это воздействие так велико, что средства массовой информации всерьёз называют его четвёртой властью.
С помощью ТВ можно извлекать известную пользу. Для этого необходимо владеть технологиями правильного просмотра телепередач. Передачи по ТВ несут в себе функция вызывания невротической зависимости и последующего снятия его.
Эта проблема актуальна, т.к. современный человек всё больше и больше смотрит телевизор, как зомбирует его. Надо попытаться найти решение такой проблемы, иначе в будущем люди будут очень агрессивны и неуравновешенными.
1. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»
1.1. Понятие «Социализации»
Социализация - (от лат. socialis - общественный) – включение индивида в систему общественных отношений через освоение и усвоение культурных ценностей, социальных норм и моделей поведения посредством взаимодействия с другими индивидами.
Социализация предполагает одновременно:
- усвоение социальных ролей и образцов поведения, позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего социального статуса;
- овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками, смыслами и т.д. культуры;
- приобретение собственного социокультурного опыта и личностной (социальной, этнической, конфессиональной и т.д.) идентичности;
- достижение статуса "взрослого" - самостоятельного и автономного деятеля, способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, к которым принадлежит индивид.
Социализация - двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля, призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур.
Через процессы социализации обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества, и задаются их качественные параметры, обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития. Социализация обеспечивается принятыми в культуре и институциализированными в социуме и его соответствующих подсистемах технологиями и стратегиями обучения, профессиональной подготовки, образования, воспитания, поддержанием необходимого уровня функциональной грамотности социальных деятелей.
Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом определяется:
- привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения "правил общественной жизни" в широком смысле слова;
- успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся);
- умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни;
- поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок.
Таким образом, социализацию следует рассматривать как один из основных социообразующих, наряду со стратификацией и институционализацией, процессов, проявляющийся на всех уровнях и охватывающий все сферы общественной жизни. Характер и поддерживаемые параметры социализационных процессов позволяют во многом как типологизировать социумы, относящиеся к разным цивилизациям и эпохам, так и понимать специфичные только для этих социумов и их культур конкретные социокультурные и личностные феномены. Существенны и показательны в социологическом контексте, в частности, те сломы социализационных стратегий и технологий, которые фиксируются при переходах от традиционных к индустриальным и от последних к постиндустриальным типам социальности .
Это связано с изменением характера и параметров протекания других социокультурных процессов. Из наиболее существенных факторов в этом отношении следовало бы назвать:
- принципиальное изменение демографического поведения, акселерацию, иные стратегии построения брачно-семейных отношений;
- увеличение требований к получаемому стандарту образования, длительность и сложность овладения современными профессиями, возрастание квалификационных требований;
- рост территориальной и социальной мобильности, максимальную динамизацию социокультурной жизни, необходимость постоянной корректировки и смены приобретаемых идентичностей;
- предельную урбанизированность образа жизни, его жесткое подчинение временным ритмам, анонимизацию социальных отношений;
- изменение моделей экологического, экономического, политического, культурного и индивидуального поведения;
- влияние массовой культуры, рекламы, средств массовой информации, новых компьютерных и информационных технологий;
- факторы психологического характера (одиночество, стрессы, культурные шоки, психические заболевания и т.д.).
В результате не только размываются этапные границы социализации, возрастает сложность и насыщенность социализационных процессов, но и массовизируются феномены так называемых "опережающей" и "запаздывающей" социализаций, во многом ставится под вопрос сам финитный характер ее первичной формы и возникает необходимость переопределения сути социализации вторичной.
Под последней в социологии традиционно понимали совокупность процессов социально-адаптационного характера, характеризующих изменения в жизни "социально-зрелого" ("взрослого") человека - носителя сформированных личностных структур, автономного и ответственного за самостоятельно принимаемые решения. При таком подходе к трактовке социализации некоторые социологи вообще отрицали необходимость понятийного оформления этих процессов как социализационных, считая возможным рассматривать их в терминах социальной адаптации - приспособления на разных уровнях "включенности" к изменениям социокультурных, жизненных и возрастных ситуаций. Особые, но слабо прописанные проблемы в данном случае представляли собой тематизмы:
- завершения активного жизненного цикла, в связи с чем предлагалось обсуждение разных версий "десоциализации" пожилых людей, сужающих сферу своей социокультурной активности;
- маргинализации и пауперизации тех или иных социальных групп и индивидов;
- ресоциализации отдельных людей, потребность в которой возникала в результате перенесенной болезни или полученной травмы (на чем предметно фиксировались прежде всего психологи);
- кардинальной смены языковой и/или культурной среды (чем занимались прежде всего культурологи и антропологи).
Таким образом, в отличие от более или менее соблюдаемого единства (при всем многообразии дисциплинарных и парадигмальных версий), в понимании сути первичной социализации, наиболее спорным и уязвимым для критики оказался концепт вторичной, что было усилено критической рефлексией процессов, стимулированных обществами.
1.2. Влияние телевидения и СМИ на процесс социализации
Влияние СМИ в настоящее время является неоднозначным: детские, юношеские и педагогические православные издания оказывают положительное образовательное и воспитательное влияние на читательскую аудиторию. Развлекательные рекламные СМИ негативно влияют на детей и молодежь, развивая потребительские инстинкты и приучая ее к сомнительным идеалам массовой культуры. В 2001-2003 году российские образовательные учреждения, стремясь к профилактике негативных воздействий СМИ, перешли в режим самообслуживания, создавая собственные СМИ (газеты, журналы, альманахи, школьные и институтские радио и телестудии). Выход из сложившейся ситуации можно увидеть в повсеместном внедрении в учебную программу образовательных учреждений спецкурсов и факультативов по специальности «Медиаобразование», создание методик по проведению конкретных мероприятий, обеспечивающих положительное влияние СМИ на детей и молодежь. Определяя последствия воздействия телевидения, мы должны также постоянно помнить о совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство сообщений или образов, появляющихся на телевидении, мы видим или слышим десятки, если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное воздействие трудно имитировать в лабораторных условиях и проконтролировать в ходе полевых экспериментов, имеются методы, позволяющие его исследовать. Американский ученый Р. Харрис выделяет четыре основных класса поддающихся оценкам последствий поведенческие, установочные, когнитивные и физиологические.
Поведенческие последствия: в данном случае человек совершает некоторые действия, например проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом.
Установочные последствия: второй класс последствий воздействия телевидения связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, можно стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате, но приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.
Воздействие установок не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из телевидения, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием. Например, если мы принимаем на веру созданный в полицейском сериале образ большого города, таящего в себе множество опасностей, это представление не только накладывает отпечаток на наши установки по отношению к городам, но также может косвенно повлиять на наши когнитивные и поведенческие модели.
Когнитивные последствия: третий класс последствий когнитивные эффекты (т.е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации во время просмотра телевидения. Например, телевидение «навязывает повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.
Физиологические последствия: четвертый класс эффектов масс-медиа, которые, вероятно, измеряют реже, но которым начинают уделять все большее внимание, - это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием телевидения. К примеру, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа - волн, испускаемых мозгом.
Необходимо подчеркнуть, что СМИ могут оказывать значительное влияние на общество, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других.
2. «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь»
Информация о работе Влияние телевидения на процесс социализации молодежи