Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:58, реферат

Описание работы

В наше время значение личности в обществе можно рассматривать по-разному. С одной стороны, личность – это значимая часть социума, основной его компонент – каждый сформировавшийся духовно человек, который отдает себя на пользу своего государства. С другой, индивид является всего лишь частичкой общества, его маленьким фрагментом, что уменьшает в разы значение каждого человека в мировом масштабе. Тем не менее, все эти частицы – люди – должны тесно взаимодействовать друг с другом во имя поддержания целостности системы.

Содержание

Введение . . ……………………………………………………………3
Социализация: понятие, общая характеристика……………………4
Первичная социализация……………………………………………..6
Агенты первичной социализации……………………………………7
Вторичная социализация……………………………………………..8
Институты вторичной социализации………………………………10
Концепции социализации…………………………………………...10

Работа содержит 1 файл

реферат по социализации.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Вторичная социализация — это следствие кризиса того первичного представления о мире, который был усвоен человеком во время первичной социализации. Переходя в новый мир, человек теряет старый и все те чувства, которые были с ним связаны. Обратная сторона вторичной социализации — это ностальгия по утерянному раю.

Переходя во вторичный мир, человек  теряет чувство своей защищенности, поскольку "большой мир" — это "жестокий", переменчивый и противоречивый мир. С одной стороны, этот мир наполнен нормами, а с другой стороны, это — расплывчатый и непонятный мир, в котором подчас бывает не ясно, где друзья, а где враги, что хорошо, а что плохо, где правда, а где ложь.

С приходом старости и  теми драматическими событиями, что  сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление по сравнению с предыдущими этапами.

Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия между социализацией взрослого и ребенка: социализация взрослого в большой степени направлена на изменение своего внешнего поведения, а детская – корректирует базовые ценностные ориентации; взрослые оценивают нормы, дети в большинстве случаев могут их только усваивать; социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыкам, социализация же детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

То есть детям в их большинстве  свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам.

Кризис первичной социализации — это не только кризис картины мира, это также кризис своего места в мире. В первичном мире — это чаще всего центральное место, во вторичном мире — это одно из огромного количества возможных вариантов. В первичном мире чаще всего нет необходимости бороться за свое место, во вторичном мире — отсутствие активности приводит к вытеснению человека на периферию социума.

Таким образом, кризис социализации неизбежен. Однако пути преодоления этого кризиса могут быть различными и зависят от ряда важных факторов:

• фактор контраста —  наличие слишком большой разницы  между первичным и вторичным миром или слишком резкого перехода;

• фактор агрессивности  среды — ощущение дискомфорта  и враждебности со стороны вторичного мира;

• фактор личностных ресурсов — определяет реакцию человека при  встрече с трудностями вторичного мира (например, активность или пассивность), способность к личностным изменениям и пр.;

• фактор посредника —  присутствие проводника, объясняющего новые впечатления и ощущения, поддерживающего первые шаги, активизирующего  личностные ресурсы и оптимистическую  позицию.

Тому или иному развитию человека во вторичном мире, то есть преодолению кризиса социализации можно противопоставить попытки возвращения в первичный мир, которые, конечно, могут быть лишь символическими. Эти попытки можно рассматривать, с одной стороны (в социально-психологическом плане), как патологию, а с другой — как основу разнообразных социо-культурных феноменов, в целом расширяющих поле культуры: иррациональный консерватизм — отрицание всякого нового опыта, не согласующегося со старым; социальный нигилизм — уход из "большого мира" в разного рода микросоциальные группы (например, религиозные общины); отказ от мира в пользу виртуальной реальности (телевидение, литература, компьютерные игры, наркомания), а также от реальности вообще (суицид); регрессия — попытки обретения прежних ролей и переживания прежних ощущений; активная реконструкция первичного мира, его символическое воплощение (разного рода хобби, мещанство, создание произведений искусства, политические утопии).

 

Институты вторичной  социализации

 

Как и в первичной социализации, во вторичной, или продолженной, есть свои агенты социализации. Первичные агенты социализации тоже играют здесь роль и могут также выступать как агенты вторичной. Агенты вторичной социализации – представители школы, университета, предприятия, армии и т.д., то есть все те, кто является представителем официальных структур и влияет на социальную деятельность человека. Термин «вторичная» обозначает тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния», оказывает менее важное влияние, так как личность человека уже почти сформирована. И их воздействие обычно менее глубокое, чем у первичных. Вторичными в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. И именно они относятся к институтам социализации. Вторичные агенты выполняют одну или две функции и, в отличие от первичных, их влияние довольно ограниченно. Агенты не могут заменять друг друга, так как они выполняют различные функции и имеют узконаправленную специальность. Например, судья не может заменить бригадира или учителя.

Еще одно различие между агентами первичной и вторичной социализации – агенты вторичной социализации получают за свою деятельность материальное вознаграждение.

 

Концепции социализации

 

Итак, ценность первичных  и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает. Когда бизнесмен создает собственное предприятие, то в соратники он привлекает людей проверенных, тех, на кого можно положиться и кому стоит доверять. Кто они? Агенты первичной социализации – родственники, друзья, знакомые. А в кого нередко превращаются агенты вторичной социализации, то есть начальники и коллеги? В агентов первичной социализации – друзей и знакомых. Таков еще один закон или принцип социализации – кругооборот вещей в природе, закон взаимопревращения.

Институты социализации взаимодействуют между собой  в реальной жизни. В действительности все они суммарно, а не каждый по отдельности оказывают воздействие на познавательный процесс, создают тот самый «социальный контекст», который трудно ухватывается в социально-психологических исследованиях, но именно от которого зависит реальный путь освоения человеком социального мира. Своеобразным «полигоном», где взаимозависимость различных социальных институтов в их воздействии на познание может быть прослежена, является процесс социализации. Другая ситуация, раскрывающая возможности такого анализа, - особые периоды в жизни общества, когда ломаются привычные структуры общественной жизни, возникают радикальные социальные преобразования.

Поиски теоретического осмысления связи индивида и общества в западноевропейской и американской философской и психологической науке относятся к XX в. Они велись как с позиции субъективного идеализма, когда общество понималось как сумма индивидов, а общественное сознание как «спроецированное и увеличенное индивидуальное сознание», так и с позиции объективного идеализма, при котором общество провозглашалось социальным организмом, не сводимым к совокупности сознания личностей, а выступающим в форме коллективных представлений, обладающих императивной силой отношений к индивиду.

Классификацию существующих в западной науке концепций социализации проведем на основе того, как сторонники определенного направления представляют себе цели и сущность социализации, модус поведения личности, который она призвана формировать.

Адаптивная  концепция социализации. С наибольшей полнотой адаптивная концепция социализации нашла свое выражение в теоретической системе Джона Дьюи (1859-1952). Он считал школу «лабораторией буржуазной демократии» и утверждал, что она может стать мощным средством изменения социальной среды, отношений между людьми. По его мнению, заложенные у человека от природы уникальные способности могут проявиться лишь в процессе социализации, а социализацию он понимает как приспособление к общественной среде и подчеркивает, что необходимо в этом процессе «выкристаллизовывать» индивидуальность каждого человека. Важнейшим понятием в концепции социализации у Дж. Дьюи является категория «опыт». Опыт для него — и цель, и средство образования. По мнению Дж. Дьюи, опыт включает все переживаемое человеком: ощущения и мысли, невежество и знание, чувства, привычки, потребности, интересы, любовь и ненависть... Опыт он считает единственно реальным миром подлинных ценностей. Поэтому социальное становление личности — это не что иное, как постоянная «реконструкция» ее опыта.

Ролевая концепция  социализации. На позициях ролевой концепции социализации стоит известный американский социолог и психолог Джордж Герберт Мид (1863-1931). В своей теории, названной «социальным бихевиоризмом», он рассматривает человека как активное социальное существо. В своем главном труде «Разум, самость и общество» Дж. Мид убедительно объясняет, что человек осознает собственную «самость», идентичность, только если смотрит на себя со стороны глазами другого, как бы принимая роль другого. По мнению Дж. Мида, ребенок начинает овладевать такими социальными ролями в индивидуальных и групповых играх и усваивает в первую очередь роли «значимых других» — это родителей, авторитетных взрослых, с которыми у него складываются личные отношения. Но автор рассматривает еще ролевой уровень «обобщенный другой», также проявляющийся в процессе социализации. В процессе социализации ребенок не просто «примеряет» и присваивает социальные роли, чтобы стать их носителем, а интерпретирует (термин Дж. Мида) реальную социальную ситуацию, так как, принимая роль другого, он приобретает новое отношение к себе. Таким образом, социализирующийся ребенок, принимая роли, задаваемые ему обществом, усваивает их сам.

Критическая концепция социализации. Одним из главных теоретиков критической концепции социализации является Карл Роджерс (1902-1987). К. Роджерс убеждает, что в процессе социализации у личности важно формировать гибкость в оценке самой себя, умение под напором опыта переоценивать ранее возникшую систему ценностей. «Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобства несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой, — не куклой, не роботом, не машиной, но уникальным, индивидуальным "Я"». В таком понимании индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.

Абрахам Маслоу (1908-1968), также  стоящий на позиции критической концепции социализации, заявляет, что человек от природы совершенен и способен активно творить собственную жизнь: стремится сохранять здоровье, общаться с миром прекрасного, отстаивать свою автономию и идентичность. Он доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают особой иерархией врожденных человеческих потребностей: от элементарных (в пище, в продолжении рода) до потребности в безопасности и защите, любви, уважении и, наконец, до потребности в истине, добре, красоте, справедливости и самоактуализации. На этом основании А.Маслоу утверждает, что социальное поведение человека полностью самодетерминировано и каждая личность сама себя творит, сама является архитектором своего жизненного опыта, а не создается окружающим социумом.

Таким образом, психологи  гуманистической школы, отстаивающие критическую концепцию социализации, такое личностное качество, как социальность, соотносят в большей степени с биологической единицей — организмом, а социальные потребности — с инстинктивными биологическими корнями. И поэтому самоактуализация понимается ими как «рост изнутри», который в своей исходной точке не зависит от социальной среды, от человеческой культуры.

Когнитивная концепция социализации. Одним из ведущих представителей когнитивной концепции социализации является американский психолог и педагог Лоуренс Колберг (1927-1987).  Л. Колберг рассматривает процесс социализации личности прежде всего как процесс развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни. При этом социальная среда определяется им не как система внешних воздействий, а как система возможностей, которые стимулируют личность к принятию определенных социальных ролей. Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому:

1. неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней; в этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.

2. расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей.

Колберг выделяет следующие  уровни нравственного развития:

1. доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей.

2. конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной и, следовательно, определяет наши суждения о «правильном» и «неправильном».

3. постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов; они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.

Концепция социального  научения. Одним  из авторитетных представителей теории социального научения является американский психолог Ури Бронфенбреннер (1917г. р.).  В своих работах У. Бронфенбреннер рассматривает социализацию как совокупность социальных влияний среды и условий жизни одновременно на четырех уровнях:

  • на уровне микросистемы (социального окружения семьи, группы сверстников, школьных приятелей, иногда религиозной общины);
  • на уровне мезосистемы (влияний, возникающих от взаимодействия институтов социализации, например семьи и школы, семьи и религиозной общины);
  • на уровне экзосистемы, «расширенной семьи» (влияний, организуемых друзьями семьи, соседями, общественными организациями, городскими властями, средствами массовой информации);
  • на уровне макросистемы (установок и идеологии, действующих в данной культуре, социальных представлений и норм в той или иной субкультуре).

Информация о работе Социализация личности