Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:28, реферат

Описание работы

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие социализации. Основные теории социализации
а) теория «зеркального Я» Ч.Кули, Дж. Мид
б) психоаналитическая теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом
в) психоаналитические теории: социализация как непрерывный процесс (Орвиль, Г. Брим-младший, Э. Эриксон)
г) теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже
д) теория нравственного развития Л. Кольберга
2. Социализация как процесс. Фазы и этапы социализации
3. Социальные факторы и механизмы социализации
Психологические механизмы
Социально-педагогические механизмы социализации
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Работа содержит 1 файл

Тема 23.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


Тема 23. Социализация личности

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие социализации. Основные теории социализации

а) теория «зеркального Я» Ч.Кули, Дж. Мид

б) психоаналитическая теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом

в) психоаналитические теории: социализация как непрерывный процесс (Орвиль, Г. Брим-младший, Э. Эриксон)

г) теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже

д) теория нравственного развития Л. Кольберга

2. Социализация как процесс. Фазы и этапы социализации

3. Социальные факторы и механизмы социализации

Психологические механизмы

Социально-педагогические механизмы социализации

ВЫВОДЫ

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:


ВВЕДЕНИЕ

 

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.

Когда употребляется понятие “формирование личности”, то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

В настоящей контрольной работе мы постараемся изучить основные сведения о социализации личности, т.е. о процесс усвоения человеком норм, ценностей и правил данного общества.

Мы рассмотрим процесс социализации и его деление на этапы в свете различных научных теорий. А также ознакомимся с различными механизмами социализации.

Цель данной работы – получить наиболее полное представление о процессе «вживания» личности в окружающую её социальную среду.

 

 


1. Понятие социализации. Основные теории социализации

Согласно самому общему определению, социализация – "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе"[1].

Более широкое определение дает в своём учебнике С.С. Фролов:

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности[2].

Основные теории социализации:

а) теория «зеркального Я» Ч.Кули, Дж. Мид

Кули[3] считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:

1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Эта теория придаёт важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошёл дальше в своём анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы неспособны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать своё поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребёнок начинает приобретать чувство своего «Я».

б) психоаналитическая теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом

По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

в) психоаналитические теории: социализация как непрерывный процесс (Орвиль, Г. Брим-младший, Э. Эриксон)

Социальный психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей её жизни. Согласно теории Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса, даже если он разрешается не полностью.

г) теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

д) теория нравственного развития Л. Кольберга

Еще одна позиция в рассмотрении процесса социализации, сложившаяся в 70-е - 80-е годы, - концепция «баланса идентичности» (функционально-личностный подход). Данная концепция исходит из того, что в каждой конкретной ситуации личность должна всегда как бы балансировать между требованиями «быть, как все» и требованиями «быть как никто другой», то есть одновременно быть идентичной и уникальной.

Для осуществления социализации такого типа необходимы и серьезные орга-низационно-педагогические реформы, которые демократизировали бы школу, и изменения «ролевых стереотипов», расширение прав и полномочий детей и подростков, побуждение их к сознательному и творческому действию в социальной среде, к самоопределению. При этом особо подчеркивается значение активности личности в процессе социализации и ее социальной ответственности.

Одним из ведущих представителей этой концепции является американский психолог и педагог Лоуренс Кольберг. Находясь в значительной мере под влиянием идей Дж. Дьюи и Ж. Пиаже, Л. Кольберг рассматривает развитие морального сознания как важный аспект целостного процесса формирования личности. При этом социальная среда определяется им не как система внешних воздействий, а как система возможностей, стимулирующих личность к принятию определенных социальных ролей.

В течение 12 лет Л. Кольберг экспериментально исследовал группу мальчиков (75 человек, в возрасте от 10 до 16 лет) из разных стран и разной социокультурной среды, выясняя взаимосвязь их нравственных суждений и поведения. Он определил уровни (этапы) морального сознания подростков:

1) предморальный («конвенциональный», договорный, обусловленный чем-то внешним или кем-то из окружающих);

2) конформистский (ориентация на те роли, которые одобряются и оправды-вают ожидания окружающих, мораль «пай-мальчика»);

3) автономный (поведение направляется самостоятельно принятыми нравственными решениями).

Но Л. Кольберг подчеркивает, что каждая стадия морального сознания растущей личности — не итог бесед о морали и нравственных наставлений взрослых, а результат присвоения социального опыта, «принятие роли» в ходе самостоятельного нравственного решения и «самоактуализации». Поэтому он возражает против жесткой социализации и выступает за то, чтобы каждый ребенок активно участвовал в жизни школы, класса, нес определенную ответственность за свои действия, в духе принципа справедливости, и имел возможность сотрудничать с педагогами и това-рищами.

Особая ценность концепции Л. Кольберга для практики воспитания состоит в том, что он показал, как превратить школу в «справедливое сообщество» и сделать ее реальным «полигоном» социализации. Коротко, его система определяет три главные стороны школьной жизни: организацию, содержание и методы.

 

2. Социализация как процесс. Фазы и этапы социализации

 

Рассмотрим процесс социализации и его этапы подробнее.

Стадии социализации:

                  первичная социализация (адаптации) - от рождения до подросткового периода - ребенок усваивает социальный опыт на уровне подражания;

                  стадия индивидуализации - желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения (до 18-25 лет);

                  стадия интеграции - желание найти свое место в обществе "вписаться" в общество;

                  трудовая стадия - весь период зрелости человека - человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду;

                  послетрудовая стадия - пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация может быть:

                  первичной - индивид социализируется как младший, опекаемый член общества;

                  вторичной - освоение индивидом социальных ценностей в качестве самостоятельного члена общества.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, как человек осознает себя как "Я"? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я', основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка в конечном счете ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну.

Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения. Социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистов[4].

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе сознания своего «Я».

По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я – сам» и «Я – меня». «Я – сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я – меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я – сам» реагирует на воздействие «Я – меня» так же, как и на воздействие других людей. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают своё «Я – меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатление о себе.

Третий этап, по мнению Мида, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» - безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Более подробно рассмотрены все стадии развития личности в соответствии с теорией Эриксона.

Восемь стадий человеческого развития по Эриксону:

1. Доверие – недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать что они преодолели свой первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.

Информация о работе Социализация личности