Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм, т.е. он не наделен никакими личностными качествами и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом каких-либо установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, поведением и ответственностью, а также с своим индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Содержание

Введение 3
1.Социализация как процесс,его основные этапы 4
2.Агенты и институты социализации 5
3.Воспитание и социализация,их соотношение. 6
Заключение 8
Список использованной литературы: 9

Работа содержит 1 файл

Социология контрольная.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

    Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

    «Калининградский  государственный технический университет» 
     
     

    Контрольная работа по социологии

    Тема  №12 Социализация личности

    Выполнила студентка Миранюк Алиса Леонидовна

    учебной группы 08зФК шифр 322 
     
     
     
     
     
     
     

    Контрольная работа                                                        Контрольную работу проверил

    сдана___________________                                              _________________________ 

    на доработку_____________ 

    Допустить к  защите:_______

    _________________________ 
     

    Контрольная работа зачтена 

    __________________________ 
     
     
     

    Калининград,2011г.

    Содержание: 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

 

Известно, что  младенец вступает в большой мир  как биологический организм, т.е. он не наделен никакими личностными качествами и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом каких-либо установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, поведением и ответственностью, а также с своим индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Социализация  как процесс,его  основные этапы

 

Под социализацией  личности понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических  механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Социализация  человека начинается с рождения и  продолжается на протяжении всей жизни .В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.Процесс социализации личности– основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.  
Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал. 
В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. 

Можно выделить следующие периоды социализации:

. Первичная социализация.Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи ит.д.

Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где  между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская  община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми  

существуют только формальные отношения.

 Обе группы  – первичная и вторичная, –  как и оба типа отношений  (неформальные и формальные), жизненно  необходимы человеку. Однако время,  уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

2.Агенты  и институты социализации 

 

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные  за обучение культурным нормам и 

освоение социальных ролей.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс  социализации и направляющие его.

Так как социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, то и агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной  социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. институтами первичной социализации выступают  семья , дошкольные детские учреждения, школа. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли

Агенты вторичной  социализации — представители администрации  школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она  сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.  

Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом  как первичной, так и вторичной социализации.

Агенты первичной  социализации выполняют каждый множество  функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной  — одну-две. Среди агентов первичной  социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему.

Функции агентов  первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Объясняется  это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение.

Различие между  двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а  агенты первичной социализации не получают.

3.Воспитание  и социализация,их  соотношение.

 

Соотношение понятий "социализация" и "воспитание"является довольно сложным.

В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы  общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что, по сути, и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова - как управление процессом развития личности - можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента  

возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Результаты воспитания проявляются в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения.О результатах воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности, уровень интеллигентности, наличие самоконтроля.Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихийное усвоение культурных норм.Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание родителям.

К субъектам  воспитания относятся лица, оказывающие  целенаправленное или стихийное  влияние на формирование ребенка: родители; родственники; друзья; знакомые; значимые другие — реальные (настоящие) герои; воображаемые (литературные) герои; учителя; другие лица.

Таким образом, социализация выступает базовым  процессом включения человека в  данное общество, элементами или частями  которого могут быть воспитание, обучение и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

 Социализация – это процесс посредством которого индивидом усваиваются

основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.

   На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование

социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек

становится дееспособным участником социального взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

 

1.Кравченко А.И. Социология: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/А.И. Кравченко-М.,1998-с.111-132

2.Фролов С.С.  Срциология: учебник для высших  учебных заведений.-2-е изд.,перераб.  И доп./С.С. Фролов-М.,1996-С.81-89 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социализация личности