Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Содержание

1. Введение стр. 2-3
2. Понятие социализации стр. 4-5
3. Формы и механизмы социализации личности стр. 5-8
4. Средства социализации стр. 8-11
5. Социальные роли стр. 11-12
6. Особенности социализации личности стр. 12-15
7. Социализация как адаптация стр. 15-16
8. Заключение стр. 17
9. Список литературы стр.18

Работа содержит 1 файл

Реферат Социальная психология.docx

— 38.33 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ   АГЕНТСТВО   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский ядерный университет  «МИФИ»

Озерский технологический  институт – филиал НИЯУ МИФИ

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

Реферат

по дисциплине: «Социальная психология»

Тема: «Социализация личности»

  Преподаватель         _______________________________С. А. Посохина

                Выполнил

студент гр. 1М-20Д  _______________________________П. С. Соколов

2011

 

Содержание

  1. Введение стр. 2-3
  2. Понятие социализации стр. 4-5
  3. Формы и механизмы социализации личности стр. 5-8
  4. Средства социализации стр. 8-11
  5. Социальные роли стр. 11-12
  6. Особенности социализации личности стр. 12-15
  7. Социализация как адаптация стр. 15-16
  8. Заключение стр. 17
  9. Список литературы стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность является одним из тех  феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так  или иначе обусловливаются двумя  противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в  соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение  при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки  зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности  личности, считая, что личность –  это некоторый продукт, полностью  формируемый в ходе социального  опыта. Очевидно, что это крайние  точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические  особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора  формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение  личности, данное В.  Ядовым: “Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения” . В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие  влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая  наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические  факторы, а также факторы физического  окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой  опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие социализации

С первых дней своего существования  человек окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен  в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с людьми человек  приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его  личности.

Социализация  личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его  в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное  видение общественных отношений. При  этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых  функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается  из множества составляющих, среди  которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

б) культура труда производственной и других видов деятельности.

В процессе социализации человек  обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.

Усвоение социального  опыта всегда субъективно. Одни и  те же социальные ситуации по-разному  воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. А потому они  оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который  выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может  быть существенно различным. Таким  образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот

опыт, но и активно его  перерабатывает.

Личность выступает в  качестве активного субъекта социализации. Процесс социализации не завершается  по достижении человеком взрослого  возраста. Социализация личности, образно  говоря, по типу относится к процессам  «с неопределенным концом», хотя и с  определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого  следует, что социализация не только никогда не завершатся, но и никогда  не бывает полной.

 

 

 

 

 

 

Формы и механизмы  социализации личности

Личность не может сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более  — пожилых людей. При этом она  носит индивидуальный характер и  связана с определенными циклами  в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного  и социального развития личности.

Сложилась традиция, согласно которой в структуре социализации принято выделять:

  1. содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту);
  2. широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность.

Как правило, прежде всего, рассматривают  содержание социализации, которое не является прямым результатом того, что человек видит и слышит. Можно видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать о четвертом. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью  социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида к этому. Причем данные отношения  зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась: материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Человек  может только внешне

демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области  политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Широта же социализации также зависит от множества факторов и в ходе нее  отражает границы совершенствования  личности.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому.

Традиционный  механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе

взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами и представляет собой  психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и  идентификации. Значимыми лицами могут  быть родители, любимый учитель, уважаемый  взрослый, сослуживец, друг-сверстник  своего или противоположного пола.

Рефлексивный  механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

Социализация каждого  человека осуществляется с помощью  всех названных механизмов, но для  обеспечения нужных результатов  социализации созданы эффективные  приемы воздействия на массовое сознание, как прогрессивные — воспитание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные — манипулирование  или, иначе говоря, «модификация»  поведения людей. К последним  относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение  слухов и мифов, «промывание мозгов», «оболванивание», осуществляемые в  целях обеспечения лояльности, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству. Кроме того, в условиях тоталитаризма социализация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или страха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракизма за инакомыслие, психического насилия, включая и использование психотропного оружия.

При этом следует иметь  в виду, что социализация — не пассивный процесс, а активный, где  важную роль играют установки, обусловливающие  избирательность личности как объекта  социализации.

 

 

 

Средства социализации

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных  средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы  вскармливания младенца и ухода  за ним; формируемые бытовые и  гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных  песен и сказок до скульптур); стиль  и содержание общения, а также  методы поощрения и наказания  в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих  организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам  и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в  своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт  между личностями, личностью и  группой, организацией, являются:

  1. язык
  2. ценности и нормы поведения
  3. навыки и умения
  4. статусы и роли
  5. поощрения и санкции

Рассмотрим эти средства Язык - основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Ценности - это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы - усвоенные личностью общественные образы мышления, поведения, общения.

Навыки и умения - это образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но дает новые навыки общения во всемирной электронной сети Интернет.

Информация о работе Социализация личности