Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:44, реферат
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Введение.
Основная часть:
Социализация личности.
Основные факторы, влияющие на развитие личности:
Биологическая наследственность.
Роль воспитания в развитии личности.
Духовная культура и формирование личности.
Влияние окружающей среды на формирование личности.
Особенности взаимодействия личного опыта и факторов на становление личности в различные периоды жизни:
Детство и младший школьный возраст.
Подростковый и юношеский периоды.
Формирование личности в зрелом возрасте.
Вывод.
Список литературы.
План
Введение.
Основная часть:
Вывод.
Список литературы.
Введение
Личностное развитие человека происходит
на протяжении всей жизни. Личность является
одним из тех феноменов, которые редко
истолковываются одинаково двумя разными
авторами. Все определения личности так
или иначе обусловливаются двумя противоположными
взглядами на ее развитие. С точки зрения
одних, каждая личность формируется и
развивается в соответствии с ее врожденными
качествами способностями, а социальное
окружение при этом играет весьма незначительную
роль.
Представители другой точки зрения полностью
отвергают врожденные внутренние черты
и способности личности, считая, что личность
– это некоторый продукт, полностью формируемый
в ходе социального опыта.
Несмотря на многочисленные понятийные
и другие различия, существующие между
ними почти все психологические теории
личности едины в одном: личностью, утверждается
в них, человек не рождается, а становится
в процессе своей жизни. Это фактически
означает признание того, что личностные
качества и свойства человека приобретаются
не генетическим путем, а вследствие обучения,
то есть они формируются и развиваются.
Формирование личности – это, как правило,
начальный этап становления личностных
свойств человека. Личностный рост обусловлен
множеством внешних и внутренних факторов.
К внешним относятся: принадлежность индивидуума
к определенной культуре, социально-экономическому
классу и уникальной для каждого семейной
среде. С другой стороны, внутренние детерминанты
включают генетические, биологические
и физические факторы.
Основная часть:
Социализацией личности
можно назвать процесс
Первые элементарные сведения
человек получает в семье, закладывающей
основы и сознания, и поведения. В социологии
обращено внимание на тот факт, что ценность
семьи как социального института долгое
время недостаточно учитывалась. Более
того, ответственность за воспитание будущего
гражданина в определенные периоды советской
истории пытались снять с семьи, переложив
на школу, трудовой коллектив, общественные
организации. Принижение роли семьи принесло
большие потери, в основном нравственного
порядка, которые впоследствии обернулись
крупными издержками в трудовой и общественно-политической
жизни.
Эстафету социализации личности
принимает школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского
долга совокупность усваиваемых молодым
человеком знаний усложняется. Однако
не все они приобретают характер последовательности
и завершенности. Так, в детстве ребенок
получает первые представления о Родине,
в общих чертах начинает формировать свое
представление об обществе, в котором
он живет, о принципах построения жизни.
Мощным инструментом социализации личности
выступают средства массовой информации
— печать, радио, телевидение. Ими осуществляются
интенсивная обработка общественного
мнения, его формирование. При этом в одинаковой
степени возможна реализация как созидательных,
так и разрушительных задач. Социализация личности органично
включает в себя передачу социального
опыта человечества, поэтому преемственность,
сохранение и усвоение традиций неотделимы
от повседневной жизни людей. При их посредстве
новые поколения приобщаются к решению
экономических, социальных, политических
и духовных проблем общества. Таким образом, социализация
личности представляет, по сути, специфическую
форму присвоения человеком тех гражданских
отношений, которые существуют во всех
сферах общественной жизни.
2. Основные факторы, влияющие на развитие личности:
В первую очередь, как биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Однако биологический фактор
необходимо учитывать, так как благодаря
биологическому фактору создается бесконечное
разнообразие темпераментов, характеров,
способностей, которые делают из каждой
человеческой личности индивидуальность,
т.е. неповторимое, уникальное создание.
Наследственность проявляется
в том, что человеку передаются основные
биологические признаки человека (способность
разговаривать, работать рукой). С помощью
наследственности человеку передаются
от родителей анатомофизиологическое
строение, характер обмена веществ, ряд
рефлексов, тип высшей нервной деятельности. К биологическим факторам
относятся врожденные особенности человека.
Это такие особенности, которые ребенок
получает в процессе внутриутробного
развития, обусловленные рядом внешних
и внутренних причин.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.
Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.
Культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.
Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.
Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. На начальных этапах своего существования наука не оказывала какого-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого.