Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Общество — это мир людей. Человек живет в этом мире. В нем он рождается, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3
I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО..................... …...4
II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................................... .7
III. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ...................................... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 13

Работа содержит 1 файл

социология 1111.doc

— 1.50 Мб (Скачать)


2

 

АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

на тему: «Социализация личности»

 

 

 

 

                                                                   Выполнила студентка гр. зиБХ1-319

                                                            Черкашина Евгения Николаевна

 

 

 

Омск - 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3

I.       ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО..................... …...4

II.    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................................... .7

III.  СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ...................................... 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 13

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Общество — это мир людей. Человек живет в этом мире. В нем он рождается, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение. Со всем этим связан целый ряд таких важных социологических понятий, как социализация, социальные статусы и роли, ненормативное поведение, конфликты и т.д.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                          ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде  всего,  провести   разграничение   понятий   «человек»,   «индивид», «личность». Понятие «человек»  употребляется  для  характеристики  всеобщих, присущих  всем  людям  качеств  и  способностей.  Это  понятие  подчеркивает наличие  в  мире  такой  особой  исторически  развивающейся  общности,   как человеческий род, человечество, которое  отличается  от  всех иных материальных систем только  ему  присущим  способом  жизнедеятельности.

Благодаря  этому  способу  жизнедеятельности,   человек   на   всех   этапах исторического развития, во всех точках земного шара  остается  тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Существует   человечество   как   специфическая    материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует.  Живут и  действуют  конкретные  люди.   Существование   отдельных   представителей человечества  выражается  понятием  «индивид».  Индивид  –   это   единичный представитель человеческого рода,  конкретный  носитель  всех  социальных  и психологических черт человечества:  разума,  воли,  потребностей,  интересов и т. д.  Понятие  «индивид»  употребляется   в   значении «конкретный человек».  При  такой  постановке  вопроса  не  фиксируются  как особенности   действия   различных   биологических   факторов    (возрастных особенностей,  пола,  темперамента),  так  и  различия  социальных   условий жизнедеятельности человека. Однако полностью  абстрагироваться  от  действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют  большие  различия  между жизнедеятельностью  ребенка  и  взрослого  человека,  человека  первобытного общества и более  развитых  исторических  эпох.  Чтобы  отразить  конкретно исторические  особенности  развития  человека  на  различных   уровнях   его индивидуального  и  исторического  развития,  наряду  с  понятием  «индивид» используют и понятие «личность». Индивид  в  данном  случае  рассматривается как отправной момент для формирования личности от  исходного  состояния  для онто- и филогенеза человека, личность –  итог  развития  индивида,  наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом  изучения  ряда  гуманитарных  наук,  прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает  личность с точки зрения ее положения в мире как  субъекта  деятельности,  познания  и творчества. Психология изучает личность в  качестве  устойчивой  целостности психических  процессов,  свойств  и  отношений:   темперамента,   характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход  выделяет  в  личности  социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности  связана  с  процессом формирования личности и развития  ее  потребностей  в  неразрывной  связи  с функционированием и развитием социальных общностей,  изучением  закономерной связи личности и общества, личности  и  группы,  регуляции  и  саморегуляции  социального  поведения  личности.  Социология  в  целом  содержит  множество теорий  личности,   которые   отличаются   друг   от   друга   кардинальными методологическими установками.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на  следующие  типы:1

1)  биологическая  наследственность;  

2)   физическое окружение;

3) культура;

4)  групповой  опыт;

5)  уникальный  индивидуальной опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________

1 Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2003. – 344 с.

На формирование личности определенное влияние  оказывают  биологические факторы, а также факторы физического окружения и  общие  культурные  образцы поведения  в  отдельной  социальной  группе.  Однако   главными   факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно  являются  групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в  полной  мере проявляются в процессе социализации личности.

 

II.           СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализацая представляет собой процесс вхождения индивида в общество. Она идет по двум взаимопереплетающимся направлениям (рисунок 2.1). С одной стороны, включаясь в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений, действующее лицо.

Социализация начинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубокой старости. Она охватывает все процессы приобщения индивида к культуре:

-         его обучение и воспитание,

-         взаимодействие с другими людьми,

-         освоение им  ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности,

-         приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек.

 

Рис. 2.1. Двусторонний процесс социализации индивида

 

В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе.

Непосредственными сферами социализации являются прежде всего семья, а также воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых, соседей, средства массовой информации. При этом в процессе непрерывной социализации все новых и новых людей происходят накопление и передача культурного опыта от поколения к поколению (на научном языке так называемая культурная трансмиссия), обеспечивающая самобытность, устойчивость и в то же время обновление каждого общества.

Многие психологи и социологи  подчеркивают,  что  процесс  социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают,  что  социализация взрослых   отличается   от   социализации   детей   несколькими   моментами.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение,  в  то  время, как социализация детей формирует ценностные  ориентации.  Социализация  взрослых рассчитана на то, чтобы  помочь  человеку  приобрести  определенные  навыки, социализация в детстве в большей мере имеет  дело  с  мотивацией  поведения.

Психолог Р.  Гарольд  предложил  теорию,  в  которой  социализация  взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а  как  процесс,  в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от  детских  мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или  идея  о  том,  что  наши требования должны быть законом для окружающих).

   Групповой опыт

    В самом начале жизненного пути человек  не  имеет  своего  собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского  тела.  Даже различение физических границ собственного  тела  от  всего  остального  мира является  результатом  довольно  длительного,   последовательного   изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум  и  движение вокруг его кроватки  принадлежат  иному  миру,  а  не  являются  частью  его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового  общения, когда человек осознает  свое  «Я»?

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью  отличия  своего «Я»  от  других  личностей.  В  результате  многочисленных  исследований  он определил,  что  развитие  концепции  собственного  «Я»  происходит  в  ходе длительного,   противоречивого   и   запутанного   процесса   и   не   может осуществляться  без  участия  других   личностей,   т.е.   без   социального окружения. Каждый человек,  по  предположению  Ч.  Кули,  строит  свое  «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он  вступает в контакт.

   Уникальный индивидуальный опыт

    Почему дети, выросшие в одной семье,  так  сильно  отличаются  друг  от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не  было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то  сходен, а  в  чем-то  различен.  Каждый  ребенок  воспитывается  в  семье  с  разной структурой. Он может быть единственным, а  может  иметь  брата  или  сестру, общение с которыми придает  его  личности  новые  черты.  Кроме  того,  дети общаются  с  различными  группам,  воспринимают  роли  разных  людей.   Даже близнецы с  одинаковой  наследственностью  всегда  будут  воспитываться  по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми  же  людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же  радости  и огорчения. В  связи  с  этим  можно  сказать,  что  каждый  личностный  опыт уникален потому, что никому в  точности  не  удается  повторить  его.  Можно также отметить, что  картина  индивидуального  опыта  усложняется  тем,  что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует  его.  Каждый  человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним,  как  кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также  опыт своих родителей, близких, знакомых.

Социальный статус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей,  приобретением  нового  статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного  образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл,  человеку  приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии  особое название.

Информация о работе Социализация личности