Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка
Шпаргалки по социологии
Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Необходимо организовывать новые профсоюзы - попытки реформирования прежних., по сути государственных, профсоюзов не привели к успеху. Нужны также полноценные предпринимательские объединения - те, что существуют сегодня, либо неэффективны, либо преследуют узкие, не включающие интересы всего общества цели. Возникнут, разумеется, и другие «группы интересов» - общенациональные, региональные и локальные. Так или иначе, лишь на основе взаимодействия интересов труда и капитала станут возможными и экономическая модернизация, и создание демократического (пусть для начала ограниченно демократического, близкого к авторитарному типу) государства, которое смогло бы стать арбитром в соперничестве различных групповых интересов. Этот процесс означает одновременно и становление гражданского общества в России.
Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:
· создание
экономического фундамента на основе
многообразия форм собственности и
социально ориентированной
· формирование
нового типа государственности, базирующегося
на приоритете права, способного к социальному
партнерству, в условиях реально
сложившейся дифференциации интересов
различных групп и общностей.
Особая роль в этом процессе должна
принадлежать интеллигенции, сочетающей
патриотизм и объективно-критический
подход к реальностям социально-
· создание
реального плюрализма в обществе.
Этому способствует падение влияния
традиционных партий и рождение новых
форм массовой политической деятельности,
а также появление
· преодоление
традиционной конфронтационной гражданской
и политической культуры, т.е. стабилизация
общества на основе гражданского мира
с приданием ему
39. Понятие правового государства и его взаимодействие с гражданским обществом.
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации. Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.[1]
Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Существенную роль в развитии гражданского общества играет представительное государство. Его черты таковы:
– государство суверенно, обладает верховной властью и монополией принуждения, не зависит от власти других государств, власти церкви, жрецов, сословий, военачальников, негосударственных организаций.
– государство выступает от имени всего населения (народа, нации). Государство хотя бы официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство и управление не являются личным делом монарха, государство обособляется от сословий, каст (хотя де-факто в политике учитываются интересы какой-то части общества).
– появляются и утверждаются постоянные общенациональные представительные учреждения парламентского типа (не только сословные). Создаются институты представительной демократии - явления, свойственного формированию гражданского общества.
– действует управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, а также постоянная армия. Бюрократия выступает как иерархически организованная система управления.
– налоги формируют государственную казну, средства из которой расходуются на содержание армии и государственного аппарата.
– государство официально
признает юридическое равенство
граждан, их права и свободы, устанавливает
гарантии этих прав и свобод.
40. Сущность и характеристики социальных конфликтов
Конфликты – это столкновение противоположных целей, принципов и взглядов, субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов, как представители тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.
Причины конфликтов:
1.
наличие противоположных
2. Идеологические причины.
3. Социальное неравенство.
4.
Отношение между элементами
Функции конфликтов:
1.
разрядка психологической
2. Коммуникативная (связующая).
3. Консолидирующая.
4. Разрушительная.
Классификация конфликтов:
-
по сферам социальной
- по субъектам конфликта:
1. личностный конфликт – это конфликт внутри себя, т.е. на уровне индивидуального сознания.
2. Межличностный – разногласия между двумя или несколькими людьми из одной или нескольких групп (чаще всего сроятся на эмоциях).
3. Межгрупповой конфликт – это конфликт между группами, социальными общностями.
4. Конфликт принадлежности, когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность.
5. Конфликты между средой.
- по типам социальных действий.
1.
конфронтация – пассивная
2. Соперничество – борьба за признание личных достижений со стороны общества, социальной организации, социальной группы.
3. Конкуренция.
4.
Схватка – когда противников
разделяют непримиримые
5. Дебаты – возможен спор, маневры и компромиссы.
6. Игры, когда обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил и никогда не доходят до разрешения социальных отношений.
Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с
особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения
взглядов, формами отстаивания своих интересов.
Виды конфликта:
1. открытые.
2. Скрытые.
3. Ложные (отсутствует объективное основание и только у одной стороны существует основание).
Действующие лица конфликта:
1. лица, которые принимаю участие в конфликте, но не осознают его причины.
2. Субъекты – люди которые осознают противоречия интересов и влияют на ход конфликта.
Виды субъектов конфликта:
- первичные группы (непосредственные участники конфликта).
- Вторичные группы – те, кто стремится быть не замешанным в конфликте, но вносят свой вклад в его разжигание.
- Лица, заинтересованные в разрешении конфликта.
Механизмы социального конфликта и его стации:
1. предконфликтная ситуация.
2. Непосредственно конфликт, начинается с инцидента, т.е. действий, направленных на изменение поведения противников. Действия в конфликте могут быть открытыми и скрытыми, непосредственными и опосредованными, физическими, психическим и идеологическими.
3.
Разрешение конфликта.
41. Динамика и разрешение социальных конфликтов.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную (затухание).
Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы. Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство. Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса. На первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками. Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы». Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3). Конфликт считается завершенным, если устранена его причина – конфликтная ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта. Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).
Разрешение конфликтов.
В конфликтологии рассматриваются в качестве приоритетных четыре возможных средства воздействия на участников конфликта, которые бы привели к разрешению конфликта [12; 156]:
1. Средства убеждения. Они возможны, если противник готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого. Преимущества подобного способа в его гибкости и доверительном характере.
2. Навязывание норм. Нормы навязываются соперникам извне, ссылаясь на интересы общественных взаимосвязей. Это институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции. Его главное преимущество в генерализуемости и возможности предсказания поведения соперников. Основной недостаток - отсутствие достаточной гибкости.
3. Материальное стимулирование - используется в зависимости от ситуации. Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как-то компенсировать свои потери. Посредством стимулирования можно выработать минимум доверия, в основе которого можно выработать более или менее приемлемое решение конфликта. Преимущество этого способа - в его гибкости. Недостаток - в его малом практическом применении, относительная безрезультативность и слабая нормативность.
4. Использование власти - применяется только ситуативно и только посредством негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительности применяется в сочетании с предыдущими способами, которые все перемешиваются между собой.
Предполагается, что возможность влияния на участников тем успешнее, чем лучше понимание, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространство действий.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта 1)во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
2) стороны должны
стремиться к снятию
3) стороны должны
демонстрировать взаимное
4) участники переговоров
должны стремиться превратить
содержательную и скрытую
5) все участники
переговоров должны проявлять
склонность к компромиссу.