Шпаргалки по "Этнологии и этнографии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы. Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры.

Работа содержит 1 файл

Вопросы по теории этнологии и этнографии.docx

— 143.02 Кб (Скачать)

б) Этносоциальный организм – совокупность людей одной этнической принадлежности, входящих в состав отдельного социального организма (племени в доклассовых обществах, государства в классовых). 

 

* В советской науке примерно с начала 1950-х стал применяться для обозначения различных видов этноса, находящихся стадиально между племенами  или союзом племен и нацией.  

 

2) Метаэтническая общность – группы этносов, обладающих (хотя бы в неразвитой, зачаточной или остаточной форме) элементами общего самосознания, основанными на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии. Обычно у этих разных общностей возникает нечто общее (ср. эллинизм или позднюю римскую империю).

3) Нация. Результат либо трансформации соответствующей народности в нацию, либо объединения нескольких народностей. Более интенсивные, чем в народности, культурно-информационные связи.

4) Субэтнос. Характеризуется наличием самосознания и самоназвания. Однако по своему происхождению, языку и многим элементам культуры субэтнос представляет собой часть более широкой этнической общности, что также отражается в самосознании его членов и их втором самоназвании или этнониме.

5) Этнографическая  группа – локальное подразделение этноса, отличающееся от аналогичных ему своим диалектом (говором) и теми или иными компонентами материальной и духовной культуры, выявляемым главным образом в результате специальных обследований. Может выделиться в результате утери субэтносом особого самосознания.

6) Локальная группа. Компактное поселение представителей некоторого этноса. Чаще всего – социально-экономические коллективы (общины) охотников и собирателей, осваивающие определенные территории. Один или несколько родов. Численность: 30-50 чел.  

 

9. Хозяйственно-культурные типы   

(на примере индейцев  Америки).

Хозяйственно-культурные типы – исторически сложившиеся комплексы хозяйства и культуры у народов, приблизительно равного уровня развития и живущих в сходных условиях. (По М.Г. Левину и Н.Н. Чебоксарову).

Признаки: характер, облик и уровень развития хозяйства и хоз. деятельности людей. ХКТ характеризует хозяйственно-производительную, технологическую сторону пр-ва, а так же его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик всей общественной системы в целом и социально-экономических укладов в частности.

Первичная, первобытно-общинная эпоха:

– присваивающее хозяйство

– примитивно-производящее хозяйство  

 

Ко вторичной эпохе относится интенсивно-производящий этап развития хозяйства.  

 

Этапы развития хозяйства:

1) Присваивающий ХКТ:

– бродячая охота и собирательство тропиков

– специализированная охота и собирательство тропиков

– прибрежное рыболовство  и собирательство 

– охота, рыболовство, собирательство умеренного пояса

+

– пешая таёжная охота

–  арктическая охота на морского зверя

– оленная охота

– охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства  

 

2) Ранний производящий  ХКТ:              

 – ручное земледелие тропиков

– комплексное хозяйство  ранних земледельцев субтропиков              

 – земледелие и  животноводство умеренного пояса               

 – оленеводство тайги  и тундры

3) Развитый производящий (экстенсивный) ХКТ:               

 – пастушеское скотоводство и земледелие              

 – кочевые и полукочевое скотоводство номадов               

 – традиционное земледелие  и животноводство предгосударств AFR              

 – земледелие и  животноводство лесной зоны EUR

4) Производящий (интенсивный)  ХКТ:       

 – плужное и ручное земледелие древних цивилизаций (в т.ч. рабовладельческих: Др. GRE  и ДР. Рима).        

 – плужное земледелие средней  полосы      

 – средневековый ремесленно-торговый  городской  

 

ХКТ индейцев Америки.  

 

Поскольку этнологическое исследование жизни американских индейцев началось сравнительно поздно – на рубеже XIX-XX вв., установить, что там было до прихода  европейцев очень сложно. Ко времени  начала их изучения, индейцы окончательно превратились в лубочный образ, в  эссенцию индейского образа жизни, как  его представляли себе американцы.

Принято классифицировать до-европейские народы Америки именно по ХКТ, так как это по языкам сделать это просто невозможно; сравнивая ХКТ, кроме того, можно условно сравнить разные общности по уровню развития. Итак: 

 

1. Охотники и рыболовы - Эскимосы и индейцы севера (побережье С. Америки от Аляски до побережья Гренландии, лесные районы).

Охота. На тюленей и моржей, круглогодично (с лодок или через лунки). Мясо – в пищу, шкура – на обувь и лодки, кости – на орудия, жир – в пищу и для освещения/отопления. Охота на оленя, медведя, пушного зверя, мускусного быка, водоплавающую птицу – только летом. Летом же ловили и заготавливали рыбу, собирали ягоды.

Орудия. Гарпун (копье с отделяющейся головкой, ремнем, воздушным пузырем); лодки – мужские одноместные (каяк с противоводным фартуком) и женские многоместные (для транспортировки добычи; деревянный каркас, кожаная обшивка). Для сухопутной охоты и рыбной ловли: копье, лук, стрелы, силки и ловушки. Зимой – лыжи-ракетки. Собачьи упряжки.

Жилища. Летом – чум (деревянный конический каркас, обшивка кожаная) для маленькой группы людей. Зимой – на побережье в землянках, в иглах. Одежда. Из меха оленя – меховая рубаха с капюшоном, штаны, меховые мокасины с подвязками к поясу, рукавицы. Зимой – 2 комплекта одежды. Для женщин – то же, но штаны и рубаха сшиваются вместе.

Пища. Мясо, жир, рыба, ягоды, коренья, растения.

Социум. Общины и более широкие, но менее жесткие объединения. На С-З сложилось общество со значительным соц. расслоением (!).

Религия. Анимизм (вера в «хозяйку моря»). Шаманизм и тотемизм.  

 

2. Земледельческие народы (комплексное хозяйство) – Аппалачи, могикане, сиу, навахи, индейцы майя, ацтеки и инки.

Хоз-во огородного типа. Подсечно-огневое. Кочевое. Главная культура – маис (5000 до н.э., из центра Америки на север и юг). Также – клубневые, помидоры, фасоль, тыква.  Ацтеки и инки выращивали перец, какао, авокадо, табак и хлопок. Очень слабое развитие животноводства (ламы) – из-за огородного типа земледелия. На Амазонке в пищу употребляли водяную лилию Виктория регия и дикий рис.

Орудия. Мотыги, палки-копалки. Появляются топоры, молоты, ножи. Ацтеки и инки обрабатывают камень, создают мозаики, обрабатывают Cu, Ag, Au. У них же была развита торговля.  

 

 

 

Жилища. Большие дома со стенами из древесной коры или меньших размеров постройки с заполнением стен глиной. Южнее – пуэбло – сооружения из камня или сырцового кирпича со множеством помещений. У инков  были жилища из камня – без окон и мебели.

Одежда.  ♂ – кожаный фартук, набедренная повязка из травы,  ♀ – накидка до колен, юбка. У ацтеков практиковалось ношение украшений. У ♂ инков – туника и плащ, у ♀ – широкие пояса и плащи с застежками.    

Социум. Филиация – по женской линии. Материнская родовая община у ирокезов – овачира. Племенной совет. У ацтеков – кальпулли– общинные подразделения = кварталы. Целью войны для ацтеков был захват пленных – для жертвоприношений. У инков – айлью – соседская община.   

Религия. Культ предков, тотемы, духи, культ солнца и обряды вызывания дождя.  У каждого человека свой дух-покровитель. Ацтеки верили в загробную жизнь: хорошую или плохую.   

 

Охота была главным каналом  проникновения в культуру индейцев частнособственнических отношений. С I тыс. до н.э. появляются первые города: Теотиуакан майя, Чиму Чан-Чан в Андах,  в XIV в. н.э. – Теночтитлан ацтеков, Куско инков.               

 У майя и ацтеков была оригинальная письменность, у инков – кипу – узелковое письмо.  Есть свидетельства о наличии связей между отдельными центрами культур Америки.

10. Историко-этнографические области.

– регионы, в которых вследствие длительного обитания разных народов на одной территории возникла определенная культурная общность, которая определяется, главным образом, общими хозяйственными и культурно-бытовыми чертами.

Но подобная классификация  создана ещё не для всех областей мира. К тому же отсутствуют четкие критерии при выделении этих самых  историко-культурных областей. 

И все же есть несколько  основных критериев:

a.     Господствующая религия.

b.     Метаязык (основной для данной территории).

c.      Графемы (всем известное, разбираемое на цитаты, возможно – сакральное литературное произведение). 

 

ИЭО бывают разных размеров и уровней. Например:

а) Кавказ

б) страны Кавказа

в) области стран Кавказа

г) народы областей стран  Кавказа

11.Соотношение этноса и языка.

1.     Понятия «язык» и «этнос» не тождественны (иногда язык меняется, а этнос остается). Два разных этноса могут иметь один язык (страны Латинской Америки и собственно Пиренейский п-ов).

2.     Языковые компоненты определяют границы и своеобразие этноса. Наряду с религией, язык – основа для классификации этносов.

3.     Коммуникация – важнейшее условие существования этноса. А без языка она невозможна.

4.     Как и этнос, язык изменяется с течением времени (естественный процесс упрощения и адаптации, заимствования из соседних языков).

5.     Родство языков обычно означает родство народов. Иногда (как в случае с индейцами Америки), получилось сделать обратные выводы: вывести родство языков из этнического родства (т.к. сложная грамматика индейских языков не позволяла их структурировать).  

 

 

 

19. Межэтнические конфликты в современном мире.

1.     Стимулы к конфликту: стремление к автономии, ирредентизм, этно- эгалитаризм, ксенофобия, сепаратизм.

2.     Основой для межэтнического конфликта может стать любая национально-культурная составляющая.

3.     Безболезненного выхода из межнационального конфликта не существует (Геллнер).  

 

Национализм. Стремление совместить этнические границы с политическими. Стремление к тому, чтобы верхушка государства была той же национальности, что и граждане. Эгоизм националистов. Связь национализма с материальным благосостоянием националистов. Количество этносов гораздо больше кол-ва потенциальных государств (Геллнер) => межэтнические конфликты неизбежны. 

 

Типы межэтнических  конфликтов:

a.     Конфликт психологических стереотипов. С уличными лидерами, стихийные, неуправляемые.

b.     Кофликт доктрин. Чистый национализм. Превосходство одной нации над другой, защита национальных границ, оправдание агрессии своей нации. 

c.      Конфликт политических институтов. Две стороны конфликта поддерживаются разными политическими системами. В этом случае у враждующих сторон по крайней мере есть представители, которые могут вести переговоры.  

 

13. Этнологические источники.

Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей  и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина). 

 

 

                       Основные  группы источников:

1) Артефакты – материальные  предметы культуры изучаемого  народа

2) Мемораты – отражения тех или иных сторон этнического объекта

3) Классические письменные  нарративные источники

4) Полевой материал (сведения  собираемые этнографией) 

 

1.     Письменные источники. Самые ценные. Клинопись, папирусы, летописи, хроники, служебные документы. С распространением письменности число и значение таких источников растет.

2.     Изобразительные материалы. Фрески, рисунки, барельефы, мелкая пластика, орнаменты и т.д. Ценность таких источников в том, что они существовали тогда, когда письменностью ещё не было.

3.      Документальные источники. Фотографии, материалы, собранные в ходе специальных экспедиций, карты и чертежи.

4.     Музейные собрания. Женские головные уборы – очень характерная черта любого этноса. Также – костюмы, муз. инструменты и проч.

5.     Фольклор. Танцы, народная музыка, песни, загадки и др. Особенно информативны обряды (свадьба, похороны).

6.     Лингвистика. Язык, его развитие. Родство языков обычно означает родство народов, но иногда, в силу исторических причин, такие народы могут различаться по хозяйству и культуре => привлекать другие источники. Бывают и билингвальные этносы.

7.     Антропология. Дает важные сведения об этногенезе. По антропологическим данным устанавливается принадлежность к одной из рас.   

 

 

 14. Науки о народах в зарубежных странах и степень их соответствия этнологии.

Наука о народах сложилась  в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Сев. Америке к середине XIX века.  

 

FR этнология (traditions populaire – народные традиции)

UK социальная антропология

US культурная антропология                                                                                                                   

– изучали в сравнительном плане, главным образом, первобытные неевропейские  народы и индейцев Америки, и только к XX веку в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы.    

 

GER, SWZ, AVT  – в этих странах сложилась традиция разделения этнологии на Völkerkunde (этнология – исследование внеевропейских отсталых народов) и Volkskunde (народоведение – изучение развитых народов Европы), которое зародилось ещё в довоенные годы (труды Вильгельма фон Риля). Поиск «истинно народного» духа (идеи Гегеля о блуждании духа нации и его исканиях). Всё этническое носит характер самого совершенного (тело, душа, мысли). Основа для будущего национализма в Германии и расовой иерархии.                             

 

До WWII:

Информация о работе Шпаргалки по "Этнологии и этнографии"