Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:57, реферат
Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы. Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры.
USA – школа исторической этнологии Франца Боаса. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Выступал за исторический метод исследования. Его школой было разработано учение о «культурных ареалах».
FR – социологическая школа Эмиля Дюркгейма. В основе этой школы лежали идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития.
GER – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. По их мнению (подкрепленному таким авторитетом, как Зигмунд Фрейд), обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы. Изучая народы, обращают внимание прежде всего на детей и воспитание.
После WWII:
UK и USA – неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).
15. Эволюционистское направление в этнологии и его виднейшие представители.
Наука этнология складывается только во 2 половине XIX века, но, не смотря на это, этнологические знания накапливались с древнейших времен. В это время во всех областях науки преобладал эволюционизм – и этнология не стала исключением.
Основные принципы эволюционистской школы:
1) развитие человека и культуры – некое поступательное движение
2) концепция единого развития человеческого общества и культуры
3) Но: есть разные стадии человеческого развития. В силу этого причины отсталости кроются не более чем в задержке дописьменных народов в своем развитии. Следовательно, считалось, что историю разных социальных институтов можно проследить на примере какого-нибудь более отсталого племени.
Представители эволюционистской школы:
Edward Taylor, L.G. Morgan, A. Bastian, Mc. Lennon, J. Frazer, Миклухо-Маклай.
Так, Taylor изучал «пережитки»; считал, что, изучая архаические явления сохраняющиеся на последующих стадиях развития, можно выяснить происхождения того или иного явления (напр. в общественной жизни).
Bastian разработал концепцию «элементарных» и «народных» идей. Первым поставил вопрос о роли этнических факторов, о значении связи этнологии с историей.
16. Диффузионистское направление в этнологии и его виднейшие представители.
В основе этого направления
лежит представление о
В трудах Фридриха Ратцеля была впервые обоснована связь истории и культуры с окружающей средой. По логике диффузионистов элементы культуры возникают один раз в одном месте, а дальше только заимствуются.
Направления диффузионизма:
1) культурная морфология Лео Фробениуса
2) культурные круги Фридриха Гребнера
3) культурно-историческая школа В
Основные положения:
а) все разнообразие культуры связано с пространственными перемещёниями и заимствованиями
б) считали, что для человеческого общества исконно были характерны монотеизм и моногамия (культурно-историческая католическая школа В. Шмидта).
17. Структурно-функционалистское направление в этнологии и его виднейшие представители.
Функционализм.
Теоретические основы этой школы были сформулированы Рихардом Турнвальдом и Брониславом Малиновским. В GER это направление не имело широкого успеха, ну а в UK стало чуть ли не господствующим.
Ключевое слово – функция. Любой элемент культуры надо изучать с точки зрения его функциональности. Функциональная необходимость того или иного явления вызывает его появление.
Так, Малиновский резко критиковал Тайлора и его теорию пережитков. Он считал, что при переходе на новую стадию развития культурный элемент приобретает новую функцию.
Структурализм.
– структура элементов, как целостность
– основной элемент – социальная структура, которая изучается на основе выделения взаимосвязей между различными элементами культуры
Так, в UK структурализм связан с именем Эванса Причерда, выдвинувшего теорию структурного производства. Во FR структуралистское направление было представлено в основном структурной лингвистикой Де Соссюра.
Под социальной структурой они часто понимали конкретную этническую общность.
12. Проблемы прикладной этнологии.
1. Влияние исследователя на исследуемую среду.
2. Проблема межкультурной коммуникации – так, европейцу тяжело понять аборигена Австралии или просто азиата.
3. Проблема интерпретации источников.
Можно ли использовать этнологическое знание на практике? Большинство ученых считает, что да. Малиновский читал лекции англичанам-колонизаторам. Русские колонизаторы и переселенцы столкнулись с теми же проблемами в Сибири и на Кавказе.
Основные задачи Этнологии: участие в разрешении межэтнических конфликтов, их предупреждение, кросс-культурные программы, создание экономических программ для этносов (как продать лёд эскимосам), этнология в школах для малых народов, защита интересов малых народов и сохранения культурного наследия.
18. Этнографическая деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая
(1846-1888)
1. 1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.
2. 1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.
3. 1879-1881 – Австралия. Меланезия.
4. За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.
5. Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.
6. Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.
7. С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.
8. Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.
9. Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри».
20. Основные методы этнологического исследования.
Собственно «этнология» появляется тогда, когда появляются определенные методы изучения источников, на основе которых делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторической и современной жизни этносов.
I. Вопросы общефилософского содержания. Познание сущностных отношений внутри и между этносов.
II. Общенаучные методы в этнологии:
1) исторический – изучаемые явления рассматриваются с точки зрения их зарождения, развития и перспективы будущего изменения
2) функциональный – выявление значения того или иного культурного элемента в жизни этнической общности
3) структурный – выявление строения изучаемого объекта; системы социальных отношений
4) системный – мысленное расчленение объекта изучения на компоненты, составляющие и элементы и поиск связей между ними
III. Исследовательские средства, обеспечивающие этнологическую эмпирическую работу:
1) метод поиска и сбора информации (экспедиции и т.п.)
2) обработка собранного
фактического материала
– классификация
– типологизация
3) интерпретация полученных результатов
– их обобщение
и сопоставление с
4) сравнительно-этнологический метод исследования (эволюционистская этнологическая школа)
5) метод картографирования этнологических явлений (диффузиционистская этнологическая школа)
6) сравнительно-типологический метод. (Оскар Монтениус) – построение и сравнение типологических рядов
7) метод количественного анализа (статистический метод). Развитие сравнительно-типологического метода. Задача правильно выбрать типологические группы. С этим методом связано широкое распространение анкетирования (т.е. стандартизации собираемой информации).
Вопросы по регионам.
1. Происхождение народов Австралии.
К моменту прихода в AUS белых, численность её аборигенного населения составляла ~ 300 тыс. человек. Первые люди появились на этом континенте 30-40 тыс. лет назад. (Древнейшая археологическая находка датируется возрастом 30 тыс. лет до н.э., у оз. Манго (очаги и каменные орудия)). Очевидно, что они пришли из Юго-Восточной AZ, когда это, вероятно, стало возможно благодаря пику Вюрмского оледенения (уровень океана был на 10 м. ниже, чем в настоящее время).
Сунда – протоEURAZ
Сахул – протоAUS
Данные серологического анализа (анализа генетической плазмы крови) показали, что всю AUS могли заселить всего-навсего 15-20 человек, которые, вероятно проникли на её территорию двумя независимыми группами, долго существовавшими в изоляции друг от друга.
14-17 тыс. лет до н.э. – термический максимум на территории AUS. Бόльшая часть земли превратилась в выжженную пустыню, исчезли целые племена аборигенов. В результате длительной изоляции здесь сохранилась адаптивная (очень примитивная) и была выработана совершенно особенная когнитивная культура.
AUS была открыта европейцами в 1606 г. К этому времени в AUS жило около 500 племен, даже не имевших вождя (своего рода этнолингвистические общности). До 1967 г. Аборигенов даже не считали за людей, их популяция к тому моменту уже катастрофически сократилась (~ до 50 тыс. человек).
Сейчас аборигенное население AUS снова насчитывает ~ 300 тыс. человек (вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива), что составляет ~ 2% от всего населения AUS. Аборигены AUS говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой AUS филии (надсемье).
1788 г. – первый флот с капитаном
Артуром Филиппом, привёзший несколько
сот английских каторжан. А с
1851 года здесь началась
60% населения – потомки англичан (=> англиканцы)
25% населения – потомки ирландцев (=> католики)
12% населения – потомки шотландцев (=> пресвитериане)
2. Этнологическая характеристика народов Восточной Азии.
– Китай, Япония, Северная и Южная Кореи и Монголия, Вьетнам:
Этническая история. Началось всё в Китае, долинах рек (Янцзы, Хуанхэ).V–IV тыс. до н.э. – культуры Циньляньган и Яншао. Разделилась на 2 ветви: З. (предки тибето-бирманцев) и В. (предки CHI). В южной части Ю-В. AZ сформировались протоайны, населившие JP. III-VI века н.э. – восточноазиатское переселение народов. Сформировался единый Китай и Япония. VII-XII вв. – консолидация остальных значительных этносов.
Этнос. 4 крупнейших народа – вьетнамцы, китайцы, японцы, корейцы. Общая изначальная культура – древнекитайская. Теперь – значительные различия (растут с конца 19 в.). Идут процессы консолидации этнических общностей, но некоторые общности ещё слишком разобщены (мяо и яо, напр.). А вымершие айны притворяются ради туристов и соц. льгот живущими.
Лингвистика.
1) Алтайская семья / языки З. Китая, монголов и манчжуров + JP и KOR
2) Сино-Тибетская / CHI и тибетские языки
+ Австронезийская (население о. Тайвань, «гаошань»)
+ Австроазиатские языки (мон-кхмеры в Китае)
+ языки Паратайской яз. семьи и семьи Мяо-яо
Антропология. Монголоиды. Тихоокеанские (сев. Китай, корейцы, сомнительно, но и японцы) и континентальные (Монголия и часть Северной Кореи). Айны – австралоидно-монголоидный тип.
ХКТ. 4 группы.
1) Охотники, рыболовы, собиратели. Древние промыслы, появились ещё в мезолите. В таком виде сейчас не сохранились нигде.
2) Мотыжное земледелие. С конца V тыс. до н.э. Сменилось пашенным. Всё как везде, но особенно – рисосеяние. Землю рыхлили, прогоняя по полю буйволов. И специфично у тибетцев – земледелие высокогорий (овес, ячмень, гречиха).
3) Пашенное земледелие. С I тыс. до н.э. Применение рала с железным наконечником. Пшеница, бобовые, хлопчатник, масличные, чай.
4) Скотоводство. Естественно, монголы. Сюнну, кочевники всякие.
+ В Тибете скотоводство высокогорий, а на С. Кореи есть оленеводы (эвенки).
Жилища. Сначала всякие полуземлянки. С очень давнего времени по сей день – каркасно-столбовая конструкция (японские дома). Ну и переносные жилища, накрываемые войлоком у кочевников. Со временем, почти все заимствовали бамбук, и его стали использовать даже те, у кого он не растёт.
Одежда. Кочевники изобрели штаны (они всегда «на коне»). У них же – кожаные или войлочные сапоги. В Китае традиционно не слишком видна разница мужского и женского костюмов. Запах – только направо. Несшитые юбки etc. В целом противопоставляют себя «северным варварам» (японское кимоно).