Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 45 экзаменационных вопросов по "Социологии".
1.Предмет социологии
...
45.Глобальные проблемы в системе «человек-общество».

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы к контрольной работе по социологии.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

26.Социальная мобильность, её виды.

 Понятие «социальной мобильности» было введено  П. Сорокиным. Человек не остается в  одном уровне статуса в течение  всей своей жизни; рано или поздно ему предстоит изменить его, перейдя  на новую статусную позицию. Такого рода процессы, происходящие в любом обществе непрерывно и охватывающие практически всех его членов, описываются в социологии понятием социальной мобильности. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации.

 Возможности и динамика социальной мобильности  различаются в исторических условиях. К каналам или «лифтам» социальной мобильности П. Сорокин относит  следующие социальные институты: армию, церковь, образовательные институты, семью, политические и профессиональные организации, средства

 массовой  информации и т. д.  Варианты социальной мобильности разнообразны: 1) индивидуальная и коллективная; 2) вертикальная и горизонтальная; 3) внутрипоколенная и межпоколенная. 

31.Социальные  конфликты и методы  их разрешения.

 Конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.

 Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами или группами по поводу различия их интересов.

 Конфликтное поведение - это пик в развитии конфликта. Оно не может длиться вечно, и в конце концов конфликтующие стороны должны будут выбирать одну из двух программ поведения: 1) снизить уровень напряженности, но сохранять саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешения конфликта. Решить конфликт можно двояко, социально - редуктивным (выключение, разъединение конфликтующих партий) и социально-продуктивным способом (усиление или дифференциация социальных отношений). Исключительно силовой подход к разрешению конфликта, основанный на принципе «если враг не сдается, то его уничтожают», большинством конфликтологов признается как крайне непродуктивный. 

 34.Социология  религии.

 Социология  рассматривает религию в ее отношении  к обществу, анализирует ее связь  с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь социальных.

 Трудность определения религии как социального  феномена заключается в том, что  на этом уровне религия рассматривается  как социальное поведение, т. е. как  определенный образ действий, связанный  с определенными формами организации и верований.

 Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в создании, поддержании  и изменении социального порядка, формировании личности, но именно изучение воздействия религии на общество и является главным делом социологии религии.

 В современной социологии религии можно  выделить два уровня изучения религиозных  феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне дом служения Богу рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессий на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Методами эмпирического анализа являются: наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, анализ содержания документов, изучение школьной документации, методы измерений, статистический анализ, социометрические, вспомогательные психо-физиологические методы.

 Связующим звеном между теоретическим и  эмпирическим социологическим исследованием  выступает изучение мечети, церкви, синагог и др., в качестве специфического социального института. В этом случае дом служения Богу предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку. 

 38.Социология  труда.

 Социология  труда — отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности, взаимоотношениях людей и социальных групп в производственных коллективах. В узком смысле социология труда исследует поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Социология труда тесно связана с такими экономическими науками как макро- и микроэкономика, экономика предприятия, статистика, организация производства и отраслевыми социологическими дисциплинами — социологией организаций, социологией управления, экономической социологией.

 В социологии труда  выделяют такие понятия, как содержание труда  и характер труда. Под определением содержания труда понимают выявление в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Под характером труда понимают метод соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими отношениями собственности в данном обществе. Характер труда отражает социально-экономическую природу труда в обществе, находящемся на определенном этапе развития.

 Подобно тому, как производительные силы и  производственные отношения отражают единство способа производства, так  содержание и характер труда представляют собой единство сущности и формы общественного труда.

 В число  основных понятий данной отрасли социологии входит понятие труд и удовлетворенность трудом. Труд — это деятельность субъекта, направленная на опережающее удовлетворение его потребностей, в системе общественного разделения производительных функций. Удовлетворённость трудом — оценка индивидом собственного положения в системе общественного разделения труда. 

 40.Социология досуга и отдыха.

 Досуг и рекреация в самом широком  смысле сопрягаются с обширными  сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

 Современный досуг несет на себе печать постиндустриального  общества и пронизывает всю повседневную жизнь.

 Границы предмета социологии досуга широки, и  отсюда вытекает его междисциплинарный  характер взаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного поведения, с исследованиями бюджета времени. Эти смежные социологические дисциплин при изучении досуга не имеют четких границ, что дает возможность использовать их эмпирические материалы и теоретические обобщения. Но репрезентативными они станут на основе собственной теоретической базы.

 Объектом  социологии досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие проблемную ситуацию - избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой.

 Современный досуг, несмотря на его различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры.

 Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово - «труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. Следует видеть единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых». Парность категорий не допускает в принципе занижения научной значимости одного понятия за счёт другого. Поэтому следует сделать вывод о равнозначности труда и отдыха, что необходимо не только в концепции цивилизации досуга, но и в повседневной жизни. 
 
 
 

 43.Глобальные  проблемы современного  общества (обзор).

 Глобальные  проблемы - это общечеловеческие проблемы, которые затрагивают коренные интересы всей цивилизации, каждого человека. В настоящее время сформировалась и отечественная глобалистика, то есть научное направление, изучающее глобальные проблемы современного человечества.

 Важнейшая глобальная проблема современной цивилизации - это сохранение жизни и здоровья человека. Ее можно поставить под номером один. Дело в том, что "мощности" современной цивилизации способны создать такие нагрузки на окружающую среду, которые могут привести к ее полной перестройке, деградации, а также подвергнуть угрозе саму возможность существования человека на Земле. Например, последствия ядерного столкновения.

 Не меньшую опасность представляют и ползучие экологические катастрофы. Если ядерная война - это своего рода инфаркт, то экологическая катастрофа - раковая опухоль с длительными мучениями. В большинстве природных систем есть своеобразные фильтры, которые нейтрализуют загрязнение воздуха, воды, почвы, но до определенных пределов. За этой чертой начинается необратимое разрушение природной среды, опасное для здоровья и самой жизни человека. В связи с этим необходимо вводить такие понятия, как экологическое преступление, создавать механизмы международной экологической инспекции, экологического суда или трибунала, т.к. загрязнение окружающей среды не знает межгосударственных границ.

 Разрешение  глобальных проблем современной  цивилизации требует, несомненно, разработки достоверных демографических, социальных, экологических, градостроительных  и других прогнозов. 

 44.Экологические  глобальные проблемы  современного общества.

 Сегодня экологическую ситуацию в мире можно  охарактеризовать как близкую к  критической. Среди глобальных экологических  проблем можно отметить следующие: - уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; - в значительной мере истреблен лесной покров;          - стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; - мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; - атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения; - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

 Меры: прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Так же, разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

 Еще одним направлением для решения  экологической проблемы, и может быть в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. 

 45.Глобальные  проблемы в системе «человек-общество».

 Проблема  существования человечества как  целого может быть рассмотрена в  следующих аспектах: человечество существует реально и объективно; люди земли  едины сущностно - социально; люди земли  едины интеллектуально. Единство и  всеобщность возрастают от поколения к поколению, мировое хозяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало предметной основой, стягивающей воедино все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"