Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:06, курсовая работа
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Введение
Глава 1. Семья как фактор формирования личности
1.1. Семья как фактор социализации
1.2. Воспитание и родительское воздействие
1.3. Задачи воспитания в семье
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания
2.1 Принципы семейного воспитания
2.2 Условия успешного семейного воспитания
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного
Заключение
Литература
В дошкольном возрасте
основным видом деятельности ребенка
является игра. Дети трех, четырех лет
предпочитают строительные и бытовые
игры. Сооружая различные постройки, ребенок
познает окружающий его мир. Ситуации
для игр ребенок берет из жизни. Мудрость
родителей заключается в том, чтобы незаметно
подсказывать малышу, как должен поступить
в игре герой (главное действующее лицо).
Тем самым они приучают его понимать, что
хорошо, а что плохо, какие нравственные
качества ценятся и уважаются в обществе,
а какие порицаются.
Дошкольники и
младшие школьники получают в
семье первый нравственный опыт, учатся
уважать старших, считаться с ними, учатся
делать людям приятное, радостное, доброе.
Нравственные
начала у ребенка формируются
на основе и в связи с интенсивным
умственным развитием ребенка, показателем
которого являются его действия и речь.
Поэтому важно обогащать словарь детей,
в разговоре с ними подавать образец хорошего
произношения звуков и в целом слов и предложений.
С целью развития речи родители должны
учить детей наблюдать явления природы,
выделять в них сходное и различное, слушать
сказки и рассказы и передавать их содержание,
отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие
речи является показателем повышения
общей культуры ребенка, условием его
умственного, нравственного и эстетического
развития.
В дошкольном возрасте
дети очень подвижны, не могут продолжительное
время сосредоточиваться на одном деле,
быстро переключаться с одного вида занятий
на другое. Школьное обучение потребует
от ребенка сосредоточенности, усидчивости,
прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном
возрасте приучать ребенка к тщательности
выполняемых поручений, учить его доводить
начатое дело или игру до конца, проявлять
при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать
эти качества необходимо в игре и бытовом
труде, включая ребенка в коллективный
труд по уборке помещения, на огороде или
играя с ним в бытовые или подвижные игры.
Растет в семье
ребенок, изменяются задачи, средства
и методы воспитания. В программу
воспитания включаются занятия спортом,
подвижные игры на свежем воздухе, продолжается
закаливание организма и четкое выполнение
утренней гимнастики. Большое место занимают
вопросы санитарно-гигиенической подготовки
детей, выработки навыков и привычек личной
гигиены, культуры поведения. Закладываются
правильные отношения между мальчиками
и девочками – отношения товарищества,
взаимного внимания и заботы. Лучшим средством
воспитания правильных отношений является
личный пример отца и матери, их взаимное
уважение, помощь и забота, проявления
нежности и ласки. Если дети видят хорошие
отношения в семье, то, став взрослыми,
и сами будут стремиться к таким же красивым
отношениям. В детском возрасте важно
воспитать чувство любви к своим близким
– к родителям, к братьям и сестрам, чтобы
дети чувствовали привязанность к кому-либо
из сверстников, привязанность и нежность
к младшим.
Большая роль отводится
семье в трудовом воспитании. Дети
непосредственно вовлекаются в
бытовой труд, учатся обслуживать
себя, выполнять посильные трудовые
обязанности в помощь отцу, матери.
От того, как будет поставлено трудовое
воспитание детей еще до школы, зависит
их успех в учении, а также в общем трудовом
воспитании. Наличие у детей такого важного
качества личности, как трудолюбие, есть
хороший показатель их нравственного
воспитания.
Таким образом,
можно сделать вывод, что семья
– это первая школа общения ребенка.
В семье ребенок учится уважать старших,
заботиться о престарелых и больных, оказывать
посильную помощь друг другу. В общении
с близкими ребенку людьми, в совместном
бытовом труде у него формируется чувство
долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны
к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят
нравоучений, резкостей, приказов, тяжело
переживают грубость старших, недоверие
и обман, мелочный контроль и подозрительность,
нечестность и неискренность родителей.
Семья располагает
благоприятными условиями для эстетического
воспитания детей. Чувство прекрасного
начинается у ребенка со знакомства с
яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной
книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка
восприятие прекрасного обогащается при
посещении театров и музеев. Хорошим средством
эстетического воспитания является природа
с ее красивыми и неповторимыми красками
и пейзажами. При общении с природой ребенок
удивляется, радуется, гордится тем, что
он видел, слышал пение птиц, в это время
и происходит воспитание чувств. Чувство
прекрасного, интерес к красоте помогают
воспитанию потребности беречь прекрасное
и создавать его. Большую воспитательную
силу имеет эстетика быта. Дети не только
пользуются домашним уютом, но вместе
с родителями учатся его создавать. В воспитании
чувства прекрасного немалая роль принадлежит
манере правильно и красиво одеваться.
Успех воспитания
в семье может быть обеспечен
в том случае, когда созданы
благоприятные условия для
Глава 2. Условия
успешности семейного воспитания.
2.1 Принципы семейного
воспитания
В истории развития
общества проблема взаимоотношений
семьи и школы в воспитании
детей далеко не всегда решалась однозначно.
Так, древние римляне считали, что
только семья должна и может дать хорошее
воспитание, а древние греки отдавали
преимущество школе. Древний философ Платон,
вслед за Сократом считал, что истинное
воспитание ребенок сможет получить только
в государственных школах, куда надо направлять
его с семилетнего возраста.
В средние века,
когда церковь имела сильное
идеологическое влияние, считалось, что
только в монастыре, в церковной
или монастырской школе дети могут
получить хорошее воспитание.
В XVIII и в начале
XIX в. меняется взгляд на организацию
воспитания. В семьях всех сословий
традиционно проявлялась
Так как крестьянские
семьи нередко посещали разные беды
пожары, голод, болезни и преждевременная
смерть – дети лишались родителей и оставались
сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось
всем миром, общиной, а иногда и совсем
посторонними людьми, которым отдавали
детей в ученики. При этом четко срабатывала
народная педагогика со всеми традиционными
правилами и ясными представлениями о
добре и зле, допустимом и запретном, разрешаемом
и невозможном.
В дворянских и
состоятельных семьях воспитанием
занимались кормилицы и няни, приставленные
к маленькому барину в услужение. Они прививали
любовь к родному краю, родной природе,
русской речи; воспитывали «русский дух»,
передавали вместе с народными песнями
и сказками народные представления о правде
и справедливости, о чести и достоинстве.
Взрослеющих детей
передавали на воспитание французским
гувернерам и гувернанткам, которые
учили правилам хорошего тона, светским
манерам, языкам.
Вообще в явлении
гувернерства заложен глубокий положительный
смысл: нотации и нравоучения
читает чужой человек, которого за постоянные
замечания можно и не любить, над которым
можно подшучивать, подтрунивать. Родители
же одаривают детей лаской, положительными
эмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают
с обожанием и глубоким уважением.
Современные педагоги
и психологи утверждают, что даже несколько
месяцев «лишения любви» наносят умственному,
нравственному и эмоциональному развитию
ребенка до трехлетнего возраста непоправимый
урон. То есть именно в самом раннем детстве
закладывается фундамент всей последующей
духовной жизни человека, а от прочности
этого фундамента, от того, из каких материалов
он сложен, и зависит, какое сооружение
потом можно будет на нем воздвигнуть,
какой величины и сложности. Значит, создание
духовной основы личности и есть цель,
смысл семейного воспитания.
Семейное воспитание
– общее название для процессов
воздействия детей со стороны
родителей и других членов семьи
с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена
ее глубоким влиянием на весь комплекс
физической и духовной жизни растущего
в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше
влияет она на воспитание, тем выше результаты
физического, нравственного, трудового
воспитания личности. Семья стоит у колыбели
формирования личности в самом прямом
смысле, закладывает основы отношений
между людьми, формирует ориентации на
всю оставшуюся трудовую и социальную
жизнь человека. Влияние семьи на ребенка
сильнее всех других воспитательных воздействий.
Методы воспитания
в семье – это пути, с помощью
которых осуществляется целенаправленное
педагогическое влияние родителей на
сознание и поведение детей. Всеми родителями
используются общие методы семейного
воспитания: убеждение, личный пример,
поощрение, наказание.
Вся система
воспитания детей в семье строится
на следующих принципах:
1. Собственный
стиль поведения родителей
2. Родители должны
обеспечивать соответствующие
3. В семье
должно быть единство
4. Наличие авторитета
родителей. Что же такое
Какие родители
авторитетны? Те, кто может оказать
ребенку реальную помощь в учебе.
Авторитетны и те родители, которые
любят своего ребенка и оказывают ему
постоянное и систематическое внимание.
Но нельзя путать
авторитет с авторитаризмом. Авторитаризм
— стиль руководства, основанный
на беспрекословном подчинении.
5. Разумность
родительской любви.
Нельзя любить
ребенка в ущерб себе и другим
членам семьи, окружающим людям. У него
может возникнуть тенденция к господству
над окружающими, навязыванию им своих
взглядов. Это мешает формировать самостоятельность,
тормозит процесс взросления, ведет к
неправильному развитию личности.
6. Традиции в
семье. Семья – это небольшой
коллектив, и его, конечно же, скрепляют
традиции – устойчивые формы. Они могут
проявляться в виде праздников, совместных
прогулок. Традиции всегда поддерживаются
определенными членами семьи. Традиции
очень важны, поскольку благодаря ним
молодое поколение учится ценить и уважать
семейную атмосферу и понимать важность
семьи.
7. Учет особенностей
пола ребенка. Замечательный
2.2 Условия успешного
семейного воспитания
Основными условиями
успеха в воспитании детей в семье
можно считать наличие
Нормальная семейная
атмосфера – это осознание родителями
своего долга и чувства ответственности
за воспитание детей, основанного на взаимном
уважении отца и матери, постоянном внимании
к учебной, трудовой и общественной жизни,
помощь и поддержка в больших и малых делах,
в бережном отношении к достоинству каждого
члена семьи, постоянном взаимном проявлении
такта; организация жизни и быта семьи,
в основе которой лежит равенство всех
членов, привлечение детей к решению хозяйственных
вопросов жизни семьи, ведению хозяйства,
к посильному труду; в разумной организации
отдыха в участии в спортивных и туристских
походах, в совместных прогулках, чтении,
прослушивании музыки, посещении театра
и кино; взаимная принципиальная требовательность,
доброжелательный тон в обращении, задушевность,
любовь и жизнерадостность в семье.
Созданию высоконравственной
атмосферы в семье способствуют
семейные традиции, крепкие устои
и принципы. К ним относится
проведение общественных и семейных
праздников по случаю дня рождения
взрослых и малышей. Подготовка детьми
и взрослыми подарков, вручение их при
особом эмоциональном подъеме создают
ту атмосферу торжественности, радости
и счастья, которая формирует духовную
культуру, «цементирует» семью как коллектив.