Семья как фактор формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Содержание

Введение

Глава 1. Семья как фактор формирования личности

1.1. Семья как фактор социализации

1.2. Воспитание и родительское воздействие

1.3. Задачи воспитания в семье

Глава 2. Условия успешности семейного воспитания

2.1 Принципы семейного воспитания

2.2 Условия успешного семейного воспитания

2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

кр 5.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Важным условием успеха в воспитании является авторитет  родителей и старших братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность. 

Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях. 

Особое место  в воспитании ребенка в семье  следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит  слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей  и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать. 

Трудно переоценить  значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий  жизненный тонус мышц и всех органов  человека улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.  

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего  развития личности. По тому, как ребенок  будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности. 

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых  к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям  со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним. 

Развитые в  раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и  взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. 

2.3 Сочетание  семейного и общественного воспитания 

Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти  ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль. 

В хорошо организованном ребячьем общении наши мальчишки и девчонки получают крепкую, здоровую «закваску». Здесь они привыкают к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества. 

Общественные  формы воспитания должны совершенствоваться не в противовес семье, не взамен ее, а как средство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не зачеркивает того, что выращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребенка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в воспитании детей. 

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это  то, к чему мы должны стремиться, это  залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения. 

Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь все то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребенка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. 
 

Заключение 

Проведя данное исследование можно сделать выводы о том, что в настоящее время  в связи с многочисленными кризисами экономики и политики страны проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Несмотря на то, что проблемы семьи долгое время были несколько отодвинуты на второй план, сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения.  

Также мы определили, что духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких  условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. А так как родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно личности родителей играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. 

Таким образом, можно сделать вывод, что семья  – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.  

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка. 

Также стало  ясно, что воспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка  строится на определенных принципах, выработанных поколениями.  

Каковы же условия  успешного семейного воспитания?  

Успех воспитания в семье может быть обеспечен  в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. 

Основными условиями  успеха в воспитании детей в семье  можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. 

Семья создает  для ребенка ту модель жизни, в  которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить  свою семью, учить и воспитывать  своих детей и внуков. Таким образом, воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том, что эта модель может стать основой для многих последующих поколений. 
 

Список литературы 

1.   Азаров  Ю.П. Семейная педагогика. - М. Просвещение,1994 

2.   Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании. - М. Педагогика,1985 

3.   Бехтерев  В.М. Вопросы общественного воспитания. - М, 1910 (электронная версия) 

4.   Дубровская  Н.В. Психофизиология ребенка.  – М.: Владос, 2000 

5.   Каган  Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. — Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., 1992.(электронная версия) 

6.   Кон  И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989 

7.   Кузьмишина  Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования- М.: МОСУ, 2006 

8.   Кулик  Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание  – М., Просвещение 1990 

9.   Лебедев  П.А. Семейное воспитание. – М.: Академия, 2001 

10.      Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание  ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991 

11.      Островская Л.Ф. Педагогические  знания родителям. - М.: Педагогика,1989 

12.      Полонский И.С. Педагогические  проблемы внешкольного общения  подростков. — В кн.: Комплексный  подход к воспитанию школьников. — М.: Просвещение, 1982 

13.      Путилина В.А. Школа молодых  родителей. Как вырастить здорового  и счастливого ребенка. – М.: Эксмо, 2004 

14.      Филонов Л.Б. Психологические  способы установления контактов  между людьми. — М., 1983 

15.      Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям - М.: Гардарики, 2002 

16.      Харчев А.Г. Брак и семья  в СССР. – М.: Просвещение,1989 

17.      Харчев А.Г. Социология воспитания. — М.: Просвещение, 1990 

18.      Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983 

19.      Популярная психология для родителей.  Под редакцией А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1988 

20.      Материалы сайта http://www.moideti.com 
 

[1] Харчев А.Г.  Брак и семья в СССР.-М.-1989 

[2] Бехтерев В.М.  Вопросы общественного воспитания. -М, 1910 

[3] Лесгафт П.Ф.  Семейное воспитание ребенка  и его значение. — М.: Педагогика, 1991. 

[4] Кон И.С.  Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. 

[5] Полонский  И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. — В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Просвещение, 1982. 

Информация о работе Семья как фактор формирования личности