Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:06, курсовая работа
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Введение
Глава 1. Семья как фактор формирования личности
1.1. Семья как фактор социализации
1.2. Воспитание и родительское воздействие
1.3. Задачи воспитания в семье
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания
2.1 Принципы семейного воспитания
2.2 Условия успешного семейного воспитания
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного
Заключение
Литература
Важным условием
успеха в воспитании является авторитет
родителей и старших братьев и сестер.
Отец и мать уполномочены воспитать достойного
члена общества, на этом и основывается
их родительская власть и их авторитет
в глазах детей. Родители являются самыми
близкими и дорогими людьми для детей,
поэтому дети хотят подражать отцу или
матери, быть похожими на них. Поэтому
родители обязаны показывать пример своим
детям во всем. Нормальные взаимоотношения
детей и родителей в семье строятся на
взаимном уважении и доверии друг к другу.
Дети видят в родителях советчиков во
всех своих делах, помощников в борьбе
с разного рода трудностями, истинных
друзей, с которыми можно поделиться и
радостями, и заботами. Родители должны
предъявлять к детям высокие требования,
одновременно глубоко уважая их личность.
Успешным воспитание
в семье будет при соблюдении четкого
режима дня для детей. Режим дня включает
весь распорядок дня ребенка в течение
суток – время на полноценный сон, закаливающие
процедуры, на упорядоченный прием пищи,
на все виды труда и отдыха. При этом учитываются
возраст и состояние здоровья ребенка.
Режим дня должен иметь воспитательное
значение, что возможно лишь при обязательном
привыкании к его выполнению без напоминания
взрослых. Со стороны старших должен осуществляться
контроль за качественным выполнением
режимных моментов и трудовых поручений,
оценка их, помощь при возникших затруднениях.
Особое место
в воспитании ребенка в семье
следует отвести чтению. В дошкольном
возрасте ребенок особенно любит
слушать сказки, которые ему читают
взрослые, рассказы из жизни людей
и животных. Из книг он узнает о хороших
людях, об их делах, узнает о животных,
растениях. В сказке побеждает всегда
сильный, ловкий, справедливый, честный
и трудолюбивый человек, а злой, недобрый
карается людьми и обществом. Слушая сказку,
ребенок не остается равнодушным к судьбе
героя он переживает, волнуется, радуется
и огорчается, то есть у него формируются
чувства, постепенно зарождается интерес
к книге. С поступлением ребенка в школу,
когда он научится читать, важно закрепить
интерес и выработать навык самостоятельного
и систематического чтения. Этот навык
не появляется сам по себе, нужна согласованная
и умелая работа школы и семьи. Только
это приобщит ребенка к чтению, и он начнет
считать книги своими спутниками в приобретении
новых знаний. Зародившийся интерес к
чтению приведет ребенка в библиотеку,
в книжный магазин. У него будут свои герои,
которым он будет подражать.
Трудно переоценить
значение труда в жизни человека.
Физический труд обеспечивает высокий
жизненный тонус мышц и всех органов
человека улучшает все физиологические
процессы в организме – правильное дыхание,
кровообращение, обмен веществ, рост всего
тела и отдельных органов. Физический
труд является средством борьбы с утомлением,
особенно для лиц занимающимся умственным
трудом. Смена видов труда, разумное их
сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают
его успешную умственную деятельность
и сохраняют работоспособность.
Трудовое воспитание
является неотъемлемой частью всестороннего
развития личности. По тому, как ребенок
будет относиться к труду, какими
трудовыми умениями он будет обладать,
окружающие будут судить о его ценности.
Важным условием
успешного воспитания детей является
единство требований, предъявляемых
к детям всеми членами семьи,
а также единые требования к детям
со стороны семьи и школы. Отсутствие
единства требований между школой и семьей
подрывает авторитет учителя и родителей,
ведет к потере уважения к ним.
Развитые в
раннем возрасте духовные потребности,
умение общаться со сверстниками и
взрослыми обогащают личность ребенка,
требуют применения возможностей в обществе.
А применить их можно, доверившись коллективным
формам воспитания.
2.3 Сочетание
семейного и общественного
Продолжая семейное
воспитание чрезвычайно важно найти
ключ к сочетанию воспитания семейного
и общественного, потому что сочетание
такое желательно и совершенно необходимо.
Ведь в ранние годы жизни ребенка семья
нужна для формирования определенных
областей человеческого сознания, человеческой
психологии, и отсутствие ее влечет за
собой печальные и далеко идущие последствия,
такие, например, как правонарушения. Того
времени, которое дети проведут дома, после
яслей, детского сада, школы вполне хватит,
чтобы семья сыграла предназначенную
ей роль.
В хорошо организованном
ребячьем общении наши мальчишки и
девчонки получают крепкую, здоровую «закваску».
Здесь они привыкают к дисциплине и режиму.
Здесь познают драгоценное чувство локтя,
приобретают навыки товарищества и взаимопомощи.
Здесь проникаются ощущением ответственности
перед товарищами и за товарищей. Здесь
приучаются беречь честь коллектива и
считать себя частью единого целого. Словом,
здесь в характере детей закладываются
черты, делающие их достойными членами
общества.
Общественные
формы воспитания должны совершенствоваться
не в противовес семье, не взамен ее,
а как средство, которое, органически сочетаясь
с домашним воспитанием, дополняет его,
обогащает, необычайно расширяет его «диапазон».
И нисколько не освобождает родителей
от их родительского долга, нисколько
не зачеркивает того, что выращивание
детей является основной социальной функцией
семьи. Но зато обязывает родителей внимательно
координировать свои усилия с внесемейными
воздействиями на ребенка, обязывает активно
участвовать в работе тех учреждений,
где он учится и воспитывается, обязывает
помогать педагогам в воспитании детей.
Единство усилий,
постоянный дружеский контакт семьи,
школы и общественности – это
то, к чему мы должны стремиться, это
залог верного успеха в воспитании
подрастающего поколения.
Итак, каким бы
замечательным ни было воспитание общественное,
где конечным назначением является формирование
идеалов, формирование личности ребенка
закладывается в семье, под воздействием
родительской любви во имя его будущего,
под воздействием авторитета родителей,
семейных традиций. Ведь все то, что он
видит и слышит в семье, он повторяет, подражает
взрослым. А этот этап собственных действий
ребенка (именно действий, а не поступка)
– ключевой в формировании личности. Благодаря
этому совершенному действию ребенок
входит в контекст социальных отношений,
уже играя определенную социальную роль.
Воспитательный процесс в семье не имеет
границ, начала или конца. Родители для
детей – это жизненный идеал, ничем не
защищенный от детского пристального
глаза. В семье координируются усилия
всех участников воспитательного процесса
школы, учителей, друзей. Семья создает
для ребенка ту модель жизни, в которую
он включается. Влияние родителей на собственных
детей обеспечивает их физическое совершенство
и моральную чистоту. Семья формирует
такие области человеческого сознания,
которые только ей и дано по-настоящему
формировать. А дети в свою очередь несут
в себе заряд той социальной среды, в которой
живет семья.
Заключение
Проведя данное
исследование можно сделать выводы
о том, что в настоящее время
в связи с многочисленными кризисами
экономики и политики страны проблемы
семьи и семейного воспитания приобрели
особую актуальность. Несмотря на то, что
проблемы семьи долгое время были несколько
отодвинуты на второй план, сейчас важность
семьи постепенно возрастает: осознается
ее роль в развитии подрастающего поколения.
Также мы определили,
что духовное богатство личности,
ее взгляды, потребности и интересы,
направленность и способности во
многом зависят от того, в каких
условиях протекает их формирование
в детстве и юношеские годы. А так как родители
составляют первую общественную среду
ребенка, соответственно личности родителей
играют существеннейшую роль в его жизни.
Развитие интеллекта и творческих способностей,
познавательных сил и первичного опыта
трудовой деятельности, нравственное
и эстетическое формирование, эмоциональная
культура и физическое здоровье детей
– все это зависит от семьи, от родителей,
и все это составляет задачи семейного
воспитания.
Таким образом,
можно сделать вывод, что семья
– это первая школа общения ребенка.
Семья – это главный фактор развития ребенка
как личности. Семья располагает благоприятными
условиями для эстетического воспитания
детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного
обогащается при посещении культурных
мероприятий, театров, музеев, выставок
и т.д. Большую воспитательную силу имеет
эстетика быта и внешнего вида самого
ребенка и его родителей.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что семейное
воспитание играет основополагающую роль
в воспитании ребенка.
Также стало
ясно, что воспитание не происходит
само собой. Семейное воспитание ребенка
строится на определенных принципах, выработанных
поколениями.
Каковы же условия
успешного семейного
Успех воспитания
в семье может быть обеспечен
в том случае, когда созданы благоприятные
условия для роста и всестороннего развития
ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена
ее глубоким влиянием на весь комплекс
физической и духовной жизни растущего
в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше
влияет она на воспитание, тем выше результаты
физического, нравственного, трудового
воспитания личности.
Основными условиями
успеха в воспитании детей в семье
можно считать наличие
Семья создает
для ребенка ту модель жизни, в
которой он будет жить всю свою
жизнь, а также в дальнейшем строить
свою семью, учить и воспитывать
своих детей и внуков. Таким образом,
воспитывая ребенка, создавая для него
модель жизни, необходимо помнить о том,
что эта модель может стать основой для
многих последующих поколений.
Список литературы
1. Азаров
Ю.П. Семейная педагогика. - М. Просвещение,1994
2. Байков
Ф.Я. Ответственность родителей: заметки
о воспитании. - М. Педагогика,1985
3. Бехтерев
В.М. Вопросы общественного
4. Дубровская
Н.В. Психофизиология ребенка.
– М.: Владос, 2000
5. Каган
Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное
сознание: от психологии насилия к личностному
росту. — Современная семья: проблемы,
решения, перспективы развития. — М., 1992.(электронная
версия)
6. Кон
И.С. Психология ранней юности.
— М.: Просвещение, 1989
7. Кузьмишина
Т.Л. Семейное воспитание: родительские
запреты и требования- М.: МОСУ, 2006
8. Кулик
Л.А., Берестов Н.И. Семейное
9. Лебедев
П.А. Семейное воспитание. – М.:
Академия, 2001
10.
Лесгафт П.Ф. Семейное
11.
Островская Л.Ф.
12.
Полонский И.С. Педагогические
проблемы внешкольного общения
подростков. — В кн.: Комплексный
подход к воспитанию
13.
Путилина В.А. Школа молодых
родителей. Как вырастить
14.
Филонов Л.Б. Психологические
способы установления
15.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для
студентов вузов, обучающихся по педагогическим
специальностям - М.: Гардарики, 2002
16.
Харчев А.Г. Брак и семья
в СССР. – М.: Просвещение,1989
17.
Харчев А.Г. Социология
18.
Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского.
– М.: Просвещение, 1983
19.
Популярная психология для
20.
Материалы сайта http://www.
[1] Харчев А.Г.
Брак и семья в СССР.-М.-1989
[2] Бехтерев В.М.
Вопросы общественного
[3] Лесгафт П.Ф.
Семейное воспитание ребенка
и его значение. — М.: Педагогика,
1991.
[4] Кон И.С.
Психология ранней юности. — М.:
Просвещение, 1989.
[5] Полонский
И.С. Педагогические проблемы внешкольного
общения подростков. — В кн.: Комплексный
подход к воспитанию школьников. — М.:
Просвещение, 1982.