Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:06, курсовая работа
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Введение
Глава 1. Семья как фактор формирования личности
1.1. Семья как фактор социализации
1.2. Воспитание и родительское воздействие
1.3. Задачи воспитания в семье
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания
2.1 Принципы семейного воспитания
2.2 Условия успешного семейного воспитания
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного
Заключение
Литература
Многие родители
считают, что ни в коем случае нельзя
показывать детям любовь к ним, полагая
что, когда ребенок хорошо знает, что его
любят, это приводит к избалованности,
эгоизму, себялюбию. Нужно категорически
отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные
личностные черты как раз возникают при
недостатке любви, когда создается некий
эмоциональный дефицит, когда ребенок
лишен прочного фундамента неизменной
родительской привязанности. Внушение
ребенку чувства, что его любят и о нем
заботятся, не зависит ни от времени, которое
уделяют детям родители, ни от того, воспитывается
ребенок дома или с раннего возраста находится
в яслях и детском саду. Не связано это
и с обеспечением материальных условий,
с количеством вложенных в воспитание
материальных затрат. Более того, не всегда
видимая заботливость иных родителей,
многочисленные занятия, в которые включается
по их инициативе ребенок, содействуют
достижению этой самой главной воспитательной
цели.
Глубокий постоянный
психологический контакт с
Основа для
сохранения контакта – искренняя заинтересованность
во всем, что происходит в жизни ребенка,
искреннее любопытство к его детским,
пусть самым пустяковым и наивным, проблемам,
желание понимать, желание наблюдать за
всеми изменениями, которые происходят
в душе и сознании растущего человека.
Вполне естественно, что конкретные формы
и проявления этого контакта широко варьируют,
в зависимости от возраста и индивидуальности
ребенка. Но полезно задуматься и над общими
закономерностями психологического контакта
между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда
не может возникнуть сам собой, его
нужно строить даже с младенцем.
Когда говориться о взаимопонимании,
эмоциональном контакте между детьми
и родителями, имеется в виду некий
диалог, взаимодействие ребенка и
взрослого друг с другом.
Главное в установлении
диалога – это совместное устремление
к общим целям, совместное видение
ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Речь идет не об обязательном
совпадении взглядов и оценок. Чаще
всего точка зрения взрослых и
детей различна, что вполне естественно
при различиях опыта. Однако первостепенное
значение имеет сам факт совместной направленности
к разрешению проблем. Ребенок всегда
должен понимать, какими целями руководствуется
родитель в общении с ним. Ребенок, даже
в самом малом возрасте, должен становиться
не объектом воспитательных воздействий,
а союзником в общей семейной жизни, в
известном смысле ее создателем и творцом.
Именно тогда, когда ребенок участвует
в общей жизни семьи, разделяя все ее цели
и планы, исчезает привычное единоголосие
воспитания, уступая место подлинному
диалогу.
Наиболее существенная
характеристика диалогичного воспитывающего
общения заключается в
Достичь этого
в повседневном семейном общении с
ребенком весьма трудно. Обычно стихийно
возникающая позиция взрослого – это
позиция «над» ребенком. Взрослый обладает
силой, опытом, независимостью – ребенок
физически слаб, неопытен, полностью зависим.
Вопреки этому родителям необходимо постоянно
стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций
означает признание активной роли ребенка
в процессе его воспитания. Человек
не должен быть объектом воспитания, он
всегда активный субъект самовоспитания.
Родители могут стать властителями
души своего ребенка лишь в той мере, в
какой им удается пробудить в ребенке
потребность в собственных достижениях,
собственном совершенствовании.
Требование равенства
позиций в диалоге опирается
на тот неоспоримый факт, что дети
оказывают несомненное
Равенство позиций
отнюдь не означает, что родителям,
строя диалог, нужно снизойти до
ребенка, нет, им предстоит подняться
до понимания «тонких истин
Равенство позиций
в диалоге состоит в
Контакт с ребенком,
как высшее проявление любви к
нему, следует строить, основываясь
на постоянном, неустанном желании
познавать своеобразие его
Помимо диалога
для внушения ребенку ощущения родительской
любви необходимо выполнять еще
одно чрезвычайно важное правило. На
психологическом языке эта
Всем будущим
и нынешним родителям следует очень
хорошо понять, что каждое такое высказывание,
каким бы справедливым, по сути, оно ни
было, какой бы ситуацией ни вызывалось,
наносит серьезный вред контакту с ребенком,
нарушает уверенность в родительской
любви. Необходимо выработать для себя
правило не оценивать негативно самого
ребенка, а подвергать критике только
неверно осуществленное действие или
ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок
должен быть уверен в родительской любви
независимо от своих сегодняшних успехов
и достижений.
Но если хвалить
ребенка за то, что есть, он остановится
в своем развитии, как же хвалить,
если знаешь, сколько у него недостатков?
Во-первых, воспитывает ребенка не
одно только принятие, похвала или
порицание, воспитание состоит из многих
других форм взаимодействия и рождается
в совместной жизни в семье. Здесь же речь
идет о реализации любви, о созидании правильного
эмоционального фундамента, правильной
чувственной основы контакта между родителями
и ребенком. Во-вторых, требование принятия
ребенка, любви к такому, какой есть, базируется
на признании и вере в развитие, а значит,
в постоянное совершенствование ребенка,
на понимание бесконечности познания
человека, даже если он совсем еще мал.
Умению родителей общаться без постоянного
осуждения личности ребенка помогает
вера во все то хорошее и сильное, что есть
в каждом, даже в самом неблагополучном,
ребенке. Истинная любовь поможет родителям
отказаться от фиксирования слабостей,
недостатков и несовершенств, направит
воспитательные усилия на подкрепление
всех положительных качеств личности
ребенка, на поддержку сильных сторон
души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.
Контакт с ребенком
на основе принятия становится наиболее
творческим моментом в общении с
ним. Уходит шаблонность и стереотипность,
оперирование заимствованными или внушенными
схемами. На первый план выступает созидательная,
вдохновенная и всякий раз непредсказуемая
работа по созданию все новых и новых «портретов»
своего ребенка. Это путь все новых и новых
открытий[7].
Оценку не личности
ребенка, а его действий и поступков важно
осуществлять, меняя их авторство. Действительно,
если назвать своего ребенка недотепой,
лентяем или грязнулей, трудно ожидать,
что он искренне согласится с вами, и уж
вряд ли это заставит изменить его свое
поведение. А вот если обсуждению подвергся
тот или иной поступок при полном признании
личности ребенка и утверждении любви
к нему, гораздо легче сделать так, что
сам ребенок оценит свое поведение и сделает
правильные выводы. Он может ошибиться
и в следующий раз или по слабости воли
пойти по более легкому пути, но рано или
поздно «высота будет взята», а ваш контакт
с ребенком от этого никак не пострадает,
наоборот, радость от достижения победы
станет вашей общей радостью.[8]
Контроль за
негативными родительскими оценками
ребенка необходим еще и потому, что весьма
часто за родительским осуждением стоит
недовольство собственным поведением,
раздражительность или усталость, возникшие
совсем по другим поводам. За негативной
оценкой всегда стоит эмоция осуждения
и гнева. Принятие дает возможность проникновения
в мир глубоко личностных переживаний
детей, появление ростков «соучастия сердца».
Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность
- таковы эмоции истинно любящих своего
ребенка, принимающих родителей[9].
Связь между родителями
и ребенком относится к наиболее сильным
человеческим связям. Чем более сложен
живой организм, тем дольше должен он оставаться
в тесной зависимости от материнского
организма. Без этой связи невозможно
развитие, а слишком раннее прерывание
этой связи представляет угрозу для жизни.
Человек принадлежит к наиболее сложным
биологическим организмам, поэтому никогда
не станет полностью независимым. Человек
не может черпать жизненные силы только
из самого себя. Вместе с тем связь ребенка
с его родителями внутренне конфликтна.
Если дети, взрослея, все более приобретают
желание отдаления этой связи, родители
стараются, как можно дольше ее удержать.
Родители хотят уберечь молодежь перед
жизненными опасностями, поделиться своим
опытом, предостеречь, а молодые хотят
приобрести свой собственный опыт, даже
ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот
внутренний конфликт способен порождать
множество проблем, причем проблемы независимости
начинают проявляться довольно рано, фактически
с самого рождения ребенка. Действительно,
избранная дистанция в общении с ребенком
проявляется уже в той или иной реакции
матери на плач младенца. А первые самостоятельные
шаги, а первое «Я - сам!», выход в более
широкий мир, связанный с началом посещения
детского сада? Буквально каждый день
в семейном воспитании родители должны
определять границы дистанции.
Решение этой задачи,
иными словами, предоставление ребенку
той или иной меры самостоятельности
регулируется, прежде всего, возрастом
ребенка, приобретаемыми им в ходе развития
новыми навыками, способностями и возможностями
взаимодействия с окружающим миром. Вместе
с тем многое зависит и от личности родителей,
от стиля их отношения к ребенку. Известно,
что семьи весьма сильно различаются по
той или иной степени свободы и самостоятельности,
предоставляемой детям. В одних семьях
первоклассник ходит в магазин, отводит
в детский сад младшую сестренку, ездит
на занятия через весь город. В другой
семье подросток отчитывается во всех,
даже мелких, поступках, его не отпускают
в походы и поездки с друзьями, охраняя
его безопасность. Он строго подотчетен
в выборе друзей, все его действия подвергаются
строжайшему контролю[10].
Необходимо иметь
в виду, что устанавливаемая дистанция
связана с более общими факторами,
определяющими процесс
1.3. Задачи воспитания
в семье
Развитие интеллекта
и творческих способностей, познавательных
сил и первичного опыта трудовой
деятельности, нравственное и эстетическое
формирование, эмоциональная культура
и физическое здоровье детей –
все это зависит от семьи, от родителей,
и все это составляет задачи семейного
воспитания.
В первый год
жизни ребенка основная забота родителей
заключается в том, чтобы создать
нормальные условия для физического
развития, обеспечить режим питания
и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические
условия. В этот период ребенок уже заявляет
о своих потребностях, реагирует на приятные
и неприятные впечатления и по-своему
выражает свои желания. Задача взрослых
состоит в том, чтобы научиться различать
потребности и капризы, так как потребности
ребенка должны удовлетворяться, а капризы
пресекаться. Таким образом, ребенок в
семье получает свои первые нравственные
уроки, без которых у него не может быть
выработана система нравственных привычек
и понятий.
На втором году
жизни ребенок начинает ходить, стремится
все потрогать своими руками, достать
недостижимое, а подвижность иногда доставляет
ему много огорчений. Воспитание в этот
период должно строиться на разумном включении
ребенка в разные виды деятельности, следует
ему все показывать, объяснять, учить наблюдать,
вместе с ним играть, рассказывать и отвечать
на вопросы. Но, если его действия выходят
за границы дозволенного, надо приучить
ребенка понимать и беспрекословно подчиняться
слову нельзя.