Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Воспитание на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка сознания людей на основе ознакомления с русскими, татарскими и другими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих городах России и конечно же в нашей республике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….. 3
1. Основные понятия религии ……………… ……………………… 5
2. Праздник как явление культуры …………………………………….. 8
3. Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах). ……………………………………………………………………………. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 семестр.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

В народе была известна пословица: «У мужика то и праздник. Что Петров день». Традиционно в  этот день устраивались мужские братчины, тёщи приглашали в гости зятьёв и  готовили для них «петровское угощение» из продуктов, скопленных за пост. Пётр считался покровителем мужских профессий: рыболовства, пастушества. Следует отметить, что основной движущей силой молодёжных бесчинств были парни.

Ильин день. День памяти ветхозаветного святого пророка Илии, который отмечался 20 июля (2 августа).

Народ верил  в то, что Илья управлял плодородием  земли и без его воли не будет  собран урожай, поэтому об Илье говорили: «Пророк Илья – воевода небесных сил», «Илья – грозы держит и  наводит», а, услышав гром, отмечали: «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит».

Имя самого Ильи – пророка проникло в «целительные»  поверья и заговоры. К нему обращались за исцелением от разных болезней. Чудодейственную  силу при лечении болезней имели  свечи, вытоплённые из змеи, убитой в день Ильи-пророка, а от зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба, считавшегося деревом громовержцев (в частности, Перуна), из-под которого вытекали бы ключи. Вымоченная в этих ключах кора подвешивалась в ладанках.

Первый Спас или медовый – от обилия мёда, который в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освещать в церковь (иногда говорили: «На помин родителей»).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Городские и  сельские традиции даже в пределах одной страны и применительно  к одному народу отличаются между собой. В этнографической литературе одной из форм классификации народной культуры является условное объединение ее элементов в две группы: городскую и сельскую субкультуры.

Итак, очевидно, что основными составляющими  праздника являются ритуальное застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы. Однако не любое безделье с застольем может считаться праздником.

В-третьих, празднуют  всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это третий обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с релегиозным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам верующих. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как религиозное мероприятие.

Таким образом, традиционный, народный праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с  радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Уместно отметить, что праздничные традиции, их состав, идейная направленность, характер бытования, способы проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры народа и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие века их существования.

Праздник является необходимым условием социального  бытия, существует во всех обществах  с глубокой древности, «празднество (всякое) - это важная первичная форма  человеческой культуры».

Город как совокупность разнородных элементов повлек за собой разнообразную палитру  городских праздников, которые постепенно оформились в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Он стал своеобразной народной памятью, праздничной  летописью города. Городской праздничный календарь базируется на традиционном календаре, основу которого составляют народные и религиозные праздники. Традиционный праздничный календарь является результатом длительного культурного процесса, его структура и форма непрерывно развиваются и совершенствуются.

По отношению  к большим городам (напр. Казани. Набережным Челнам) актуально разграничение понятий народный праздник и народное гуляние. Народный праздник своим происхождением уходит вглубь веков и теснейшим образом связан с деревенской аграрной культурой и фольклорным типом мышления. Он строится на строгой повторяемости и локальной традиции, на включенности людей в обрядовую сущность календарного праздника.

Городская культура (нашего города) превратила народный праздник в народное гуляние, в котором поменялся смысл главных элементов: вместо обряда - игра, вместо локальной традиции - массовая усредненная культура, а фольклорное осмысление праздника заменяется потребностью всеобщего веселья, праздничной объединенностью и переключения из будней в праздники. Поэтому народное гуляние близко к площадному ярмарочному гулянию - порождению города.

В Набережных Челнах состав населения представлял собой разносословные и разноэтнические группы, их пестрота и несоединимость становились главной характеристикой праздника, его стилистическим ключом. Гуляние по своей сути не может дать единого праздничного коллектива с одинаковыми традициями и установками, который наличествует в классическом народном празднике.

Народный праздник не предполагает сторонних наблюдателей, зрителей, здесь каждый участник является творцом праздника, знающим и активно реализующим народные традиции. Гуляние же закономерно включает посторонних наблюдателей и людей, которые впервые попали в такую атмосферу. Всех этих людей гуляние как бы втягивает, вбирает в себя и не подчеркивает их чуждость.

Народный праздник не режиссируется, в роли режиссера  выступает традиция. В гулянии  существуют определенные способы увеселения, поэтому обязательными его элементами являются аттракционы, показ всяких диковинных вещей и другие зрелища.

Гуляние предполагает сценариста и режиссера, то есть специальных  людей, которые обеспечивают действо. В сельском празднике, как и в  городе, есть люди, которые, например, строили ледяные горы, но они были обязательными участниками праздника; в селе не было тех, кто финансировал праздник, специально давал деньги (казна, спонсоры и др.). Для устройства в городе балаганов и ярмарочных площадных строений существуют специальные артели плотников, маляров и др., работают специальные профессиональные увеселители, за соблюдением порядка следили профессиональные отряды милиции, отдельные люди обеспечивают работу кафе и многое другое. Сказанное составляет специфику организации и проведения праздничных мероприятий в современных городах. Места и время проведения праздничных действий регламентируются нормативными документами, а сама подготовка и проведение мероприятий осуществляется профессионально подготовленными специалистами.

Обобщая сказанное, можно отметить, что в рамках традиционной народной (этнической) культуры любого народа сложились традиции проведения досуга и праздников. Отражая специфику исторического развития того или иного народа, они образовывали сложные системы, включавшие обычаи и обряды, игры и состязания, гадания, разные формы фольклора и т.д.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература.

 

1. Артёмова Т.  Православный народный календарь.  М., 2002 г.

2. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М., 1970 г.

3. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни – М., 1982 г.

4. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.

5. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г.

6. Воронина Т.  Из опыта работы по возрождению  народной культуры // Воспитание школьников. 1994 г., №1.

7. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия Западных и Восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982 г.

8. Виноградов Г.С. Русский народный календарь // Этнографический сборник. Иркутск, 1924 г., в. 2.

9. Ворошилин В.А. Встреча весны в селах Воронежской области // Живая старина. 1996 г., №4.

10. Григорьев  В. Масленица – проводы зимы // Воспитание школьников. 1989 г., №2.

11. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991 г.

12. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа – СПБ., 1980 г.

13. Зимина Т.А. Русский праздник. СПБ., 2001 г.

14. Земцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970 г.

15. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времён. СПБ., 1876 г.

16. Забылин М.  Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992 г.

17. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. М., 1995 г.

18. Жекулина В.И. Обрядовая поэзия. М., 1989 г.

19. Ищук В.В. Народные праздники. Ярославль, 2000 г.

20. Исаенко В.  Православные христианские праздники // Воспитание школьников. 1993 г., №3.

21. Исенво С.А. Народное творчество // История в школе. 1986 г., №4.

22. Ивлева Л.Н. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994 г.

23. Иванова А.А. Гадания на зимние святки // Русская словесность. 1995 г.

24. Исаенко В.  Погадай девица в коей руке  былица // Воспитание школьников. 1994 г., №1.

25. Курносова  Л. Кузьминки по лету поминки // Воспитание школьников. 2001 г., №4.

26. Капитунова  А. От народных промыслов до  чудесной мастерской // Учительская газета. 2001 г., №21.

27. Комарова Е.  Учить по-русски // Учительская газета 2001 г., №36.

28. Ковалев В.М. Русская кухня // Традиции и обычаи. М., 1990 г.

29. Колинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. СПб., 1877 г.,

30. Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев, пословиц русского народа. Самара, 1995 г.

31. Каршинова Л.В. Календарь. Пасха и её истоки // Школа. 2002 г., №2

Информация о работе Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия