Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Воспитание на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка сознания людей на основе ознакомления с русскими, татарскими и другими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих городах России и конечно же в нашей республике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….. 3
1. Основные понятия религии ……………… ……………………… 5
2. Праздник как явление культуры …………………………………….. 8
3. Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах). ……………………………………………………………………………. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 семестр.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Главным торжеством дня Крещения Господня является «хождение на Иордань» и водосвятие. Очистительные обряды с помощью «иорданской» воды направлены на обеспечение благополучия людей и проводятся не только дома, но и на самой «Иордани».

Многие люди, особенно больные, в надежде получить здоровье, умываются прямо из «иордани», а те, кто участвовал в святочных развлечениях, считающихся, с христианской точки зрения, греховными (гадание, ряженье, святочные бесчинства и прочее) ныряют в прорубь.

Как и в сочельник, в день Крещения после Водосвятия совершается обряд очищения домов и хозяйственных построек, используя уже «иорданскую» воду. С этой же целью совершались обходы причта по домам прихожан с крестом и святой водой: окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось ещё и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу. Магические свойства приписывались в народе не только святой воде, но и атрибутам праздника Крещения Господня: соломе и вершинам ёлочек, которыми устилали и вершили дорогу к «Иордани», крещенскому снегу, богоявленской свече, то есть свече, которую зажигали во время обедни.

Крещенская ночь и богоявленская обедня - последние сроки святочных гаданий. К празднику Крещения так же приурочивается обычай смотрин девушек, достигших брачного возраста – «невест» или «славушниц». Обряд называется «дивьи смотрины», «большой смотр невест», «подольницы смотреть». В этот день молодёжь одевается в свои лучшие наряды. После Крещения начинался мясоед – время свадеб.

 Масленица  (Масленка, Масленичная неделя, Сырная  неделя, Сырница, Белая Мясоедь,  Мясопуст).

Праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица относится к числу аграрных праздников, составляющих подвижную часть народного календаря.

Среди множества  календарных праздников Масленица занимает особое место. Как и любое другое традиционно значимое народное действие, складывающееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляет собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Главная особенность Масленицы- совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение, как к зимним, так и к весенним календарным праздникам. Время проведения Масленицы, однако, не соответствует тому времени года, которому она посвящается. Так, символическая встреча весны, которую обрядовые действия должны были приближать, приходится на время, когда зима ещё не утратила окончательно своей силы, и до действительного прихода весны ещё далеко. Масленица стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. В «сырную» неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца ещё можно. Именно это временное положение позволяет исполнять главное правило Масленицы – накрывать обильный сытный стол с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а так же яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом, пивом, вином.

Наиболее важными  были следующие:

  1. Поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепёшек, оладий, пирогов, хвороста и т.д.
  2. Обычаи, связанные с молодожёнами: смотры молодожёнов, гостевание их у родственников и знакомых.
  3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков.
  4. Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.

Масленица издавна  была общенародным праздником, не имевшая  каких-либо возрастных ограничений, социальных, семейных или половых ограничений. Порядок проведения Масленицы в зависимости от местности имеет свои особенности. В некоторых местностях особое внимание уделяется семейной обрядности, в других местностях большое развитие получили проводы Масленицы. В городах праздник к концу XIX в. уже утратил большую часть своих обрядовых форм и сохранил в основном развлекательную часть.

Суббота накануне Масляной Недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день принято  поминать умерших родителей. Для них пекут блины и кладут их на божницу, оставляют на кладбище на могилах, раздают в церквях нищим и монашкам.

Праздновать Масленицу начинают с понедельника. Для всего русского населения предстоящие семь дней самые весёлые и любимое время в году. Каждый их них имел собственное название:

Понедельник –  «Встреча»

Вторник – «Заигрыш»

Среда – «Лакомка»

Четверг – «Разгул», «Перелом», «Широкий четверг»

Пятница – «Тёщины  вечёрки»

Суббота – «Золовкины посиделки»

Воскресенье –  «Проводы», «Прощенье», «Прощеный день», «Целовальник».

На основной территории России встреча Масленицы, как правило отмечается специальными ритуалами. «Прихода» её ждут и к нему готовятся: заливаются для катаний крутые склоны берегов, строят высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, качели, на площади сооружают балаганы.

Масленица в нашем городе представляет собой особый ритуал ввоза специально сделанного чучела, олицетворяющего собой праздник, в сопровождении горожан Набережных Челнов. За ними двигается целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками. Праздник начинается на площади перед мэрией. Первыми встречают Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они же и являются главными исполнителями последующих обрядов.

Дорогую гостью приветствуют, все действия сопровождаются песнями-причитаниями. После того как необходимые приветствия были пропеты, сани с чучелом Масленицы под крики детей: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!» – съезжали вниз. Девушки и дети начинали кататься с горки на санках. С этого момента считается, что Масленица встречена, а праздник – начался. Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называются - «широкой» или «разгульной» Масленицей. Накануне следует вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах прекращают все виды работ, начинают ходить в гости к родственникам и знакомым, кататься с гор, и т.д. Хождение в гости и поглощение жирной всевозможной масляной пищи, присутствия в масленичной трапезе в качестве обязательного её компонента – блинов, одаривание родственников подарками, является непременным условием правильной и достойной встречи праздника. Наибольшего размаха праздник достигает в последние два дня. Молодёжь катается на санях с горок на ледянках.

В это время  в деревнях устраивают «съездки». На льду озёр и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков», олицетворявших собою, вероятно, уходящую надоевшую голодную зиму. В северных районах кульминацией праздника является возжигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра. В его сооружении участвовали все жители деревни, приносившие старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей и прочее. В центр кострища вертикально помещали высокий шест, с надетым на него колесом или смоляной бочкой. В Южных губерниях проводы Масленицы представляли собой сложное действие с участием специального масленичного поезда, составленного из лодок, саней и прочего. Главным лицом в нём являлось одетое в традиционный крестьянский костюм масленичное чучело из соломы или дерева, либо изображавший его человек. Продвижение поезда по деревне сопровождалось разыгрыванием представлений. Исполнителями были участники шествия, а зрителями все остальные.

Фантастические  костюмы ряженых, применение масок  – личин, гримирование лиц сажей, фривольные штучки и действия, производимые ими шум и веселье.  Разыгрываемые сцены часто носят мистический характер, но исполняются и представления, подвергавшиеся осмыслению реальные события. Праздник считается законченным, все его участники расходятся по домам для заключительного обрядового действия, благодаря которому последний день праздника и получил название «Прощёный день». В этот день посещают кладбище и могилы умерших родственников, а так же всех родственников, друзей и знакомых и просят у них прощения. Последними прощают друг друга члены одной семьи.

Весенний календарь.

Отшумела весёлая  шумная Масленица, проводила зиму, открыла  дорогу весне. Большинство праздничных весенних обрядов имеют языческое происхождение, они устраивались древними славянами, на переломе времён года в честь Мараны – богини смерти. Смысл всех обрядов – умирание природы зимой и воскресение, обновление её весной. На Руси не было единого дня для празднования встречи весны красной. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам и отмечалась примерно тогда, когда тропинки чернели, а снег тревожился. Астрономическое начало весны 21 марта – в день весеннего равноденствия.

Праздником Навруз называется день весеннего равноденствия  в Татарстане.

Если Масленица – праздник изгнания зимы – утверждает победу, то окликание весны знаменует союз человека с природой, которая своим приходом призывает к очищению, напоминая о смерти и воскресении. С этим праздником соединяются и следуют за ним другие весенние народные праздники и гулянья.

Благовещенье. Великий двунадесятый Богородичный праздник православной церкви (Благовещенье Пресвятой Богородицы). 7 апреля церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о предстоящем рождении его Иисуса Христа (Об этом событии повествует только Евангелие от Луки). В народном календаре XIX–XX вв. Благовещенье было одним из самых почитаемых праздников. Его нередко сопоставляли с Пасхой, важнейшим праздником для православных.

Признавая важность праздника, народ, тем не менее, не отличает его весельем, тем более что чаще всего Благовещенье приходится на период Великого поста. Поведение человека в течение этого дня должно было наиболее приблизить его к Богу. Этому способствовало посещение церкви, строгое соблюдение запретов, отдых от повседневных дел, сосредоточенные раздумья о божественном, отвлечённость от насущных хозяйственных проблем. Нарушение этих предписаний считается грехом и грозит несчастьями.

Как все праздники  переходного календарного периода  Благовещенье было важной временной границей. В народе, считавшим Благовещенье началом весны говорили: «Щука хвостом лёд разбивает», «Весна зиму поборола». В этот день пробудившаяся ото сна земля «открывалась» и выпускала на поверхность гадов: змей, лягушек, мышей, насекомых, а так же нечистую силу. Этот праздник в народном календаре отмечается как пора прилёта птиц, пробуждение пчёл, мух, медведя. Но если они обнаруживали себя до наступления Благовещенья, это сулило холодную весну, голодный год. По этой же причине нельзя было до наступления Благовещенья тревожить землю: копать, рыть, сеять, сажать, чинить заборы, ходить в лес, вывешивать на дворе одежду и т.д.

Девушки в этот день водят хороводы с пением веснянок. Молодёжь собирается на улице и до позднего вечера играет в «круглые горелки» или «горелошки». Игра заключается в том, что вся молодёжь, кроме четырёх человек, становится парами, трое из оставшихся образовывают «тройку», четвёртая, обычно девушка, становится «водой» (водящей). Она должна обежав круг, ударить в крайнюю «тройке» девушку хворостиной. Та, которую «секанули», убегает, и присоединяется к следующей паре. Следующая девушка, оказавшись третьей, должна найти себе пару раньше, чем ведущая успеет её запятнать хворостиной, иначе она становится «водой». При этом бежать обратно не позволяется. Одной из примет весны считается «игра» солнца и говорят: «И солнышко радуется празднику», когда оно на восходе трепещет, играет лучами и переливается красками. Во многих местах, а в особенности в городах, в этот праздник принято выпускать на волю птиц. День Благовещенье связан со множеством запретов. Особенно строго соблюдается запрет на любую работу, даже выезд на заработки считается грехом. Существует немало рассказов о божественном наказании тех, кто нарушил запрет. Поэтому даже на необходимые каждодневные занятия, такие как, приготовление пищи, приниматься надо только после окончания богослужения в церкви.

Вербное воскресение. Воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос направился к ученикам из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать  там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемых ваиями см. верба) и восклицавшими: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господа!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви, и стелили свои одежды. В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пёстрая) неделя», «Вербница», «Вербич». Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, так же считается праздником, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на неё приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

Информация о работе Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия