Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Воспитание на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка сознания людей на основе ознакомления с русскими, татарскими и другими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих городах России и конечно же в нашей республике.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….. 3
1. Основные понятия религии ……………… ……………………… 5
2. Праздник как явление культуры …………………………………….. 8
3. Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах). ……………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 36
Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение.
Канун Вербного воскресенья в некоторых местах шумно и весело праздновала молодёжь. За три-четыре дня девушки начинают собирать продукты, из которых в субботу готовят рыбный «курник», варят кашу и пекут гречневые блины..
В народе верба, освящённая в этот праздник, считается священной и наделяется магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестают веточками детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слёз, будь здоров. Женщины и девушки водят хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качаются на качелях.
Пасха (Христов день, Паска, Великдень)
Великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертие над смертью, добра и света над злом и тьмой. В православии Пасха – наиболее важный для верующих праздник, «царь дней», «праздник праздников», «торжество торжеств» называет его церковь
Пасхальная служба, происходящая в ночь с субботы на воскресенье, является логическим завершением служения всех предшествующих дней Страстной недели, посвящённого событиям Евангелия. Раньше ровно в полночь, а теперь обычно в половине двенадцатого начинается праздничная служба – полуношница, за которой следует заутреня, посвящённая Светлому Христову Воскресению, крестный ход вокруг церкви и литургия, наступает Пасха.
Начинается пасхальный крестный ход вокруг церкви, смысл которого во встрече воскресшего Христа. Прихожане и церковный причт с запрестольным крестом, иконами, хоругвями и горящими свечами выходят из храма, ворота которого закрываются. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми западными дверьми, символизирующими опечатанный камень, закрывавший вход в пещеру, где был захоронен Христос. Здесь священник кадит иконы, хоругви и верующих и крестит ворота Храма, возглашая: «Слава святей, единосущий, животворящий и нераздельный Троице», вслед за ним начинает в первый раз тропарь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровать».
В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонит колокола, возвещающие о воскресении, тут же всё освящается огнями. Здание церкви и колокольня покрываются огоньками фонариков, развешенных накануне, около церкви, около церкви вспыхивают костры, за околицей деревни, на перекрёстках дорог, на холмах и высоких берегах рек поджигают смоляные бочки, которые иногда поднимают на шестах. Угли оставшиеся от костров, на утро собирают и закладывают под застрехи крыш, чтобы оградить дом от молнии и пожара.
Одним из важнейших моментов праздника - это утренняя пасхальная трапеза. После долгого и сурового поста даже взрослые, а в особенности деревенские ребятишки, с нетерпением ждут «разговения» и радуются пасхальному яичку. Обязательная принадлежность пасхального стола освящённые в церкви яйца и куличи, творожная пасха. Начина трапезу старший в семье, обычно отец. Когда вся семья собирается за столом, отец-хозяин кладет яйцо на божницу и молится в голос, завершавшие молитву «Аминь!» домашние повторяют хором, затем все садятся, хозяин собственноручно очищает первое пасхальное яйцо, разрезает его и наделяет каждого члена семьи кусочком. После этого также распределялись кулич и другие угощения. Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. – считаются в народе неприличным и большим грехом. Хождение в гости к соседям в этот день считается неприличным, или начинается только под вечер. Основное празднование, начало молодёжных гуляний- игрищ приходится на следующий день праздника, который изобилиет развлечениями. Празднично одетая молодёжь собирается на улице, где специально к Пасхе устанавливают качели. Играют гармошки, девушки и парни пляшут, поют песни, парни и мужики соревнуются в различных играх, остальные жители приходят посмотреть.
Пасха является одной из важнейших дат поминовения умерших. С одной стороны, это связано с церковной идеей смерти и воскресении Христа, искуплением первородного греха и препровождением предков – древних праведников и пророков в рай.
Пасха по народным представлениям, характеризуется особенным состоянием мира. Границы между реальным и потусторонним мирами становятся прозрачными, и появляется возможность общаться с умершими, видеть то, что ранее было недоступно. Крестьяне верили, что накануне праздника, после захода солнца, опасно выходить во двор, на улицу, так как там ходят черти – оборотни, с наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому умерший в этот день обязательно попадает в рай, каким бы грешником он ни был. В народе верили, что в Светлое Христово воскресенье вся природа ликует, а солнышко радуется. «Солнышко скачет во Христов день»
Троица почитается в народе за большой праздник. В русской традиции он связывался прежде всего с культом растительности, расцвет которой приходился как раз на это время.
Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий –это берёза. На растущих берёзах обычно завивают ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно развивали, считая, что в противном случае дерево может «обидеться». В некоторых местах берёзы срубали, украшали, рядили в одежду и вносили в деревни, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, сёл, изб. Около берёзок устаивали трапезы, сопровождавшиеся ритуальным «кормлением» дерева. Девушки кумились с берёзой и называли её в течение праздника «кумой», кроме того, это дерево использовалось в гаданиях. Часто Троицкая берёзка становилась центром народного гуляния.
Троица считается в народе праздником исключительно женским, а точнее девичьим. В этот день девушки надевают лучшие наряды, нередко сшитые специально для праздника. На каждый день праздничного цикла полагается особое платье: в Троицкую субботу надевают красные рубахи, в воскресенье – старинные белые, в понедельник – сшитые из фабричной ткани. Повсеместно традиционным девичьим украшением на Троицу был венок, а в северных районах – головные уборы вышитые золотыми нитями и металлическими пластинками, их, как правило не носили в другое время. «Наш праздник девичий! Барышни гуляют», – говорили о Троице. Праздник включает и непременную трапезу для девушек, которую проводят в складчину у кого–нибудь дома. Главные блюда – это яйца и яичница, а так же и изделия из теста. Пекут каравай, относят его в рощу и, украсив венками, кладут на скатерть, вокруг него водят хороводы. Затем делят этот каравай на части и раздают их по семьям. Эти кусочки можно засушить и замешивать в свадебный каравай, считая, что это принесёт новой семье счастье и любовь. Скатерть из-под Троицкого каравая также хранят. Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием по воде Троицких венков, завивание берёз, киданием обрядового дерева в реку. Дерево (в основном берёза) используется в гаданиях и иначе: девушки бросают в него ложки – чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. Представление о девичьем характере праздника сохранилось в обрядовых песнях, играх, хороводах.
Иван Купала
Один из важных праздников славянского календаря. В этот день 7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
В русской
традиции Иоанн Креститель
Купальный праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранился на протяжении веков, на что неоднократно указывали служители церкви: «в годину ту сатана красуется, яко же сущие древние идолослужители бесовский праздник сей празднуют». Народ вместо того, чтобы посещать храмы, усиленно молиться и вести себя с подобающим христианским чувством смирения, прибывал в разгуле и бесчинствах. Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечается он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежит в основе древнего земледельческого календаря. Это время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения по солнечному небосводу, которое как полагал народ, разворачивало или «сдвигалось» на зиму. В результате такого сдвига светило в последующие месяцы постепенно угасало: день становился короче, а ночь длиннее.
На это время приходится период наивысшего расцвета природы. солнце находится в зените, растительность достигает пика цветения, начинается созревание плодов, день считается самым длинным в году, а ночь самой короткой. В сознании людей магическая сила огня, воды, земли, растительности в этот период настолько велика, что им приписываются охранительные, очистительные, целебные свойства. Особенно страшной в глазах людей купальная ночь. Она же является апогеем праздника, так как в это время проходят веселые гуляния и совершаются основные обрядовые действия. В рамках купальской мифологии Огонь и вода осмысливаются как брат и сестра, наделенные у восточных славян именами Ивана и Марьи. Они вступают между собой в любовные отношения, считавшиеся кровосмешением у многих народов мира, и потому запрещенными. Нарушившие запрет на брак брат и сестра воплотились в двухцветном растении, пестики которого окрашены в желтый и синий цвета. У русских этот цветок ставший символом праздника, известен под названием Иван-да-Марья, иваньковский цвет, «цветок Купалы».
О таком происхождении растения говорится в купальских песнях и других фольклорных текстах. Миф, лежащий в основе, ученые сопоставляют с древними мифологическими сказаниями о близнецах, один из которых (Иван) связан с Жизнью и Огнем, а другой (Марья) – со смертью и водой. В обрядовом плане, связь огня и воды можно увидеть, в обычае разжигать костры по берегам рек.
Празднование Ивана Купалы непременно сопровождается омовением водой, которое представляет собой массовые купания людей в водных источниках, умывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой или грязью. Обряды с водой могут совершаться ночью, на рассвете в перерывах между церковными службами: утренней и обедней. Во многих местах в купальных обрядах принимают участие представители всех половозрастных групп населения. Человек отказавшийся купаться подозревается в колдовстве. Повсеместно бытует мнение об оздоровительном действии купальского омовения. В ряде мест купание устраивают только девушки, отправляясь к водоему после ночного гуляния. Полностью сняв с себя одежду, они окунаются в реке или озере, в некоторых случаях они купаются с ивановскими травами. Повсеместно распространено поверье, что баня в день Ивана Купалы способствует укреплению и восстановлению здоровья.
Девушки, а иногда и женщины на рассвете совершают ритуальное омовение росой. Чтобы собрать росу, по мокрой траве таскают скатерть и выжимают ее в какую-нибудь посудину, считается, что, умывая росой лицо и руки, тем самым прогоняют болезни и очищают кожу. Достаточно широко на территории России распространен обычай обмывать встречных в Иванов день водой или грязью. Он носит характер ритуальных молодежных бесчинств. Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодежных пар. Группы молодёжи уходят в леса, в поля, где устраивают гулянья, разводят костры, прыгают через огонь, скачут через «стрекаву» (крапиву).
Петров день (Пётр-Павел, Петры и Павлы, Петро, Петровки)
Великий православный праздник, посвящённый памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля. В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Санкт-Себастьяно. Событие это со временем забылось, а праздник стал восприниматься в христианской культуре как день общего мученичества святых Петра и Павла – «хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Церковь почитает Петра и Павла как первых проповедников – «Посланцев» христианского учения. Пётр один из виднейших учеников Иисуса Христа. Павел родился в семье богатых иудеев в малоазиатском городе Тарсе. Долгое время он сам был гонителем христиан. Житие повествует, что однажды Павел, услышав Божий глас с Неба, ослеп. После того как зрение вернулось к нему через три дня, но прозрел и в духовном отношении, восприняв христианский взгляд на мир. Его последующая деятельность заключалась в чтении проповедей, главной темой которых было раскрытие идеи духовного спасения. Это сыграло важную роль в распространение христианства.
Петров день особо почитаем среди рыбаков. Зачастую его называют «рыбацким» или «ловецким» праздником Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы.
В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодёжи. Это обусловлено, вероятно, тем, что в период летнего солнцестояния молодёжи, обладавшей мощной неизрасходованной энергетикой, соотносимой с природной, приписывалась магическая сила, способствующая сохранению и преумножению жизненной потенции. Молодые люди одеваются в лучшие костюмы. Им отводится ведущая роль в обрядово-игровых действиях. Остальное население, как правило, выступает в качестве наблюдателей. Кардинально изменилось поведение молодёжи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм. Так, на время праздника снимались некоторые ограничения между полами. Эротическая и свадебная символика четко просматривается почти во всех молодёжных обрядах петровского периода. Типичной чертой праздника являлись молодёжные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течение ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни собирались вместе и оправлялись в места традиционных гуляний: в центр села или за его пределы – в лес, на поляны, возвышенности и водным источникам. Здесь специально для петровских гуляний устраивали качели.
В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих гуляний. К этому дню приурочивались последние девичьи гадания с использованием зелени. После Петрова дня повсеместно переставали водить хороводы, качаться на качелях.