Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Воспитание на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка сознания людей на основе ознакомления с русскими, татарскими и другими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих городах России и конечно же в нашей республике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….. 3
1. Основные понятия религии ……………… ……………………… 5
2. Праздник как явление культуры …………………………………….. 8
3. Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах). ……………………………………………………………………………. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 семестр.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

В Сочельник, рождественский и крещенский, обычно с особенной старательностью моют в доме полы, стены и потолок, аккуратно всё прибирают, обтирают иконы от пыли, украшают красный угол.

Рождество Христово.

Один из двунадесятых праздников христианской церкви. В праздничном календаре по значимости Рождество Христово является вторым праздником после Пасхи. Оно приходится на 25 декабря (7 января по новому стилю). Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христиан к этому событию. В канун Рождества Христова в церкви совершаются службы царские часы (в 3, 6, 9 часов утра и в 3 часа дня), во время которых исполняются псалмы отражающие тему Рождества Христова, и тропари, посвященные Рождеству Христову. В этот день служится литургия св. Василия Великого, соединённая с вечерней.

На этих службах  читаются ветхозаветные Михея о  том, что Вифлеем станет местом рождения Спасителя и Исаак, предсказывающего приход Миссии и его облик. В рамках крестьянского календаря Рождество Христово знаменовало наступление главного зимнего праздника – Святок.

Подготовка к Рождеству Христову ведется накануне праздника. К рождественскому Сочельнику хозяйки тщательно прибираются, готовят вкусную праздничную пищу и сдобную выпечку как для разговения после рождественской литургии (так и для угощения гостей).

Встречать праздник Рождества Христова было принято  в новой одежде, что отразилось в известной поговорке: «На светлой  рубахе хоть плохонька, да белёхонька: к Рождеству хоть сурова да нова». Обязательным блюдом трапезы в рождественский сочельник являлась кутья. На сочельническом столе скоромная пища не допускалась. По причине употребления в рождественский сочельник только постных блюд, трапеза получила название «голодной кутьи». Одной из самых важных духовных акций в день Рождества Христова - участие в рождественской литургии. В течение дня дети и молодёжь участвуют в колядовании. О том, что Рождество Христово одно из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что этот день «играет солнце».

Истории Рождественской ёлки. В 14 веке в семьях более или менее состоятельных горожан – но не у всех – стало принято в рождественский сочельник зажигать ёлку. Рождественская ёлка пришла в Россию во времена Петра 1. Тогда же, в 1700 году было установлено считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как это было раньше. Рождественская ёлка к нам, как и в другие европейские страны, пришла из Германии, где на Рождество в 14 веке было перенесено начало нового года. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющейся жизни. В России рождественской ёлки поначалу устанавливались только на главных городских площадях. В наши дни Рождественская елка проводится в Кремле.

 Святки.

Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длятся две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

Корни большинства  святочных обрядов, совершаемых  в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой семье совершаются торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставят на окно или порог для угощения мороза. В первый день Рождества совершается обряд Славление Христа. В народе Святки считались молодёжным праздником. Взрослое население в деревне на третий день после Рождества возвращались к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодёжь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и всё время посвящала разнообразным развлечениям. Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар Нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме Сочельников, игрищ молодёжи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу.

К тому же Святки являлись одним из принятых в традиции периодом гощения девушек у родственников  или подруг. Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. Почти в каждой семье накануне святочных праздников совершаются гадания, в основном их устраивают девушки. Девушки и реже парни на протяжении всех Святок в полночь совершают самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в Новом году выйти замуж или жениться. Конкретным шагом к такому важному жизненному событию, как свадьба, является обычай зимних «смотрин невест», проходящий в разных местностях в сроки близкие к Святкам – чуть раньше или чуть позже. Но чаще всего в последний день святочного периода – в Крещение Господне, после которого наступал мясоед – время свадеб.

Основным занятием русского народа было земледелие, и, соответственно традиционная культура русских была ориентирована на «жизнь» солнца. Поэтому издавна замеченное увеличение светового дня в Святки – к 1 января день прибавляется на «куриный шаг» – в сознании связывалось с представлениями о «рождении» солнца, то есть о вступлении его в новый цикл.

Именно в Святки - эти судьбы, можно было узнать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной традицией. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу. Наибольшей значимостью в Святки отмечено именно тёмное время суток – вечер и ночь, на которые приходится большее количество действий и обрядов святочного цикла. Для обозначения периодов внутри Святок у русских использовалось слово «вечер»: «Святые вечера» и «Страшные вечера».

Так у русских  в святочный период вечерами было принято загадывать загадки и рассказывать сказки, что при свойственной традиционному сознанию вере в магическую силу произнесённого слова и в возможности его материализации. Традиционно Святки делились на две части – «Святые вечера» (от Рождества Христова до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть родившийся Иисус не был ещё крещён, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии.. Выход на землю в Святки нечистой силы, как проявление состояния хаоса в процессе становления миропорядка, определённым образом соотносится со святочными ритуальными действиями: ряженьем, игрищами молодёжи, гаданием и т.п., содержащими элементы внешнего уподобления «человека существам иного мира, а так же с особыми ритуализованными формами поведения: воровство, бесчинства, осуждаемые в другое время, и в корне отличающиеся от повседневных норм поведения.

Помимо нечистой силы в Святки, особенно в «страшные  вечера», активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли прийти в чужую избу накануне праздника и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к «выведению скотины» в доме, то есть удачи, благополучия.

Итак, Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни  природы, в том числе и каждого  отдельного человека, как части природы.

Коляда.

Канун Нового года приходился на 31 декабря. «Коляда» –  связано с воплощением новогоднего  цикла и одноимённым мифологическим существом, которые имеют место  в мифопоэтических текстах и  представлениях славянских народов. Обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал и у русских. У русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних песнях – Колядках.

Повсеместно у русских существует убеждение о том, что если проводить старый год и встретить новый год как можно веселее, то он пройдёт счастливо. Под новый год не дают денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка. Получить же деньги в этот день считается очень удачным, так как это предвещает прибыль в Новом году. Утром в день Нового года примечают: если первой в дом войдёт женщина, то это по традиционным представлениям несёт несчастье, а если первым войдёт мужчина, то – к добру.

Новогодняя трапеза. В отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, пища не  постная. В Васильев вечер кушают всё самое лучшее и вкусное: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья и блюда из свинины. В наши дни можно сказать, что столы «ломятся» от разнообразия угощений. Любимое занятие большинства людей – это гадания. Большую роль в святочных гаданиях играет так называемый васильевский огарок – остаток обожённой лучины. Этот огарок заготовляют вечером, накануне Нового года (Отсюда название – «васильевский») особым образом. Первый огонь в этот вечер добывают непременно на лучину, которую зажигают углями из печки в бане, а не с помощью спичек. После того как лучина обгорела, ею зажигают уже свечу или лампу. Сам огарок по народным представлениям, обладает защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с «иным» миром, девушка сначала зачерчивается васильевским огарком, обводя вокруг себя круг «супротив солнца» – «не по божьи», а в завершении гадания той же обгорелой лучиной «расчеркивается», то есть проводит ею по обведённому ранее кругу. Но уже в обратную сторону – «по солнцу», «по божьи».

 Крещение  Господне (Богоявление). Великий двунадесятый праздник, приходящийся на 19 января. В этот день православная церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане.

Крещение Господне – одно из важнейших событий в  земной жизни Иисуса Христа. Около 30 лет от рождения, Иисус оставил  город Назарет и явился на берега реки Иордан, где совершал крещение людей, покаявшихся в грехах, Иоанн Предтеча (Креститель). Христос был безгрешен, но принял крещение, чтобы своим примером освятить обряд. Благодаря искупительным заслугам Христа обряд крещения впоследствии получил значение таинства и стал не только знаком покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха.

Крещение является обрядом приобщения к числу верующих христиан. Установление праздника Богоявления относится к первым векам христианства. В письменных источниках первое упоминание о праздновании Богоявления относится к 360 году. До IV в. в ортодоксальной церкви праздники Рождества Христова и Богоявление соединились вместе. Раньше всего их разделение произошло на Западе: в римской церкви впервые было установлено празднование Рождества Христова 25 декабря.

В разные времена  и в различных местах значение праздника Богоявления отмечалось. На Востоке на первый план выдвигалось  воспоминание о крещении Иисуса Иорданом Предтечей в Иордане. С этим событием связывалась мысль о первом появлении  Иисуса среди народа, а с установлением догмата троичности – идея о явлении лиц Божестват.

В навечерие  Богоявления и в день праздника  совершается великое водосвятие (или водокрещение). Накануне происходит освящение воды в храмах, а в  самый день праздника освящаются естественные водоёмы, для чего в них делается прорубь в виде креста. Существует поверье, что вода в этот день колышется – это купается, принимает обряд Крещения Иисус.

В Крещенские праздники  люди поклоняются святой силе воды. Крещенская вода провозглашается великой святыней. Она употребляется для окропления храмов и жилищ, её дают пить больным. В праздник Крещения, несмотря на лютые морозы, верующие купаются в проруби. Считается, что купание в этот день смывает все грехи, а простудиться в священной воде невозможно.

В календаре  день Крещения Господня был одним  из важнейших праздников начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый  в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: чёткость, упорядоченность, устойчивость и т.п. С праздника Крещения Господня всё становилось на свои места, начинался своего рода новый отсчёт времени, «закрывались» границы между «мирами», прекращался контакт людей с «иным» миром, и они возвращались к своему привычному течению жизни.

Действительно, Крещение завершало Святки, которые  в народном представлении считались  временем «без креста», когда только, что родившийся Иисус ещё не был  крещён. Крещение завершало и «страшные» вечера, отмеченные особым разгулом «нечистой  силы». Поэтому большая часть Крещенской обрядности имеет очистительный характер.

Подготовкой к празднику Крещения является строгий пост, накануне и до первой «вечерней» звезды. Вечером отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое крестьяне считали особенном важным торжеством. Сосуд с освящённой водой, будучи украшен свечами, перевитыми лентами и разноцветными нитями, дал одно из названий крещенскому сочельнику.

Праздничный ужин в крещенский сочельник называется «голодной кутьёй». Обязательным блюдом на столе: кутья, блины, овсяный кисель Молодёжь в крещенскую ночь проводит последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.

Информация о работе Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия