Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Воспитание на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка сознания людей на основе ознакомления с русскими, татарскими и другими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих городах России и конечно же в нашей республике.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….. 3
1. Основные понятия религии ……………… ……………………… 5
2. Праздник как явление культуры …………………………………….. 8
3. Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах). ……………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 36
Светский праздник - это день памяти святого, отмечаемый на государственном уровне. Из-за множества реформ, которые провела советская власть за годы своего существования, в том числе и из-за языковой реформы, в нашем сознании исказилось значение слова "светский". На самом-то деле, "светский" - это не противопоставленный Церкви, а просто "не церковный". Вот, к примеру, когда говорят про светские праздники, то под ними можно понимать не только Новый год или там Международный женский день, но и отмечание дней памяти кого-то из святых или одного из церковных, мусульманских праздников на государственном уровне. Это необходимо уточнить, так как религиозные, календарные праздники могут приобретать государственный статус (например, Пасха и Рождество, Курбан Байрам в современной РФ). Праздник как таковой требовал в разные времена разного, но общим остаётся несколько параметров: уважения к самому празднику («праздник свят - все дела спят»-в праздничные дни нельзя было работать), преображения всего вокруг - требовались необычные наряды улиц, жителей; уважения друг к другу- праздник был миротворным моментом, тем более светский: в праздничные дни часто миловали, выдавали амнистии преступникам и так далее.
Праздник позволяет людям глубже понять смысл жизни, поэтому идет речь не о ценностях праздника - они всегда вторичны, преходящи, а о ценностях, пронизывающих всю жизнь, которое в обычное время по необходимости как бы скрыты от большинства людей и которые в особое время, в период праздника, всегда проявляются, подтверждаются и актуализируются. Весь прошедший опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в празднике в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости форм празднования. Для того, чтобы проникнуть в суть зрелищного искусства, необходимо не только проанализировать, их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелища.
Праздничная культура – это вид деятельности, который связан с историей, политикой, событиями и датами, религией, обычаями народов и обрядами , брендами территорий и компаний.
Праздничное или специализированное мероприятие – это и вид бизнеса, позволяющий решать ряд экономических задач, начиная от пополнения местного бюджета, развития внутреннего туризма и бренда территории, заканчивая оригинальным продвижением бренда организации/компании и формированием корпоративной культуры.
Более 100 различных
народов проживает в
3. Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах).
Обычаи и праздники татар.
На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска — на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Астрахани — на юге компактными группами проживают татары. Это второй по численности (по данным переписи 1989 г., около 7 млн. человек) и самый крупный из тюркских народов Российской Федерации. Татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционная религия татар — ислам, за исключением небольшой группы татар, которые были обращены в православие в XVI—XVIII вв. Они так и называют себя: “кряшен” — “крещеные”. Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные),которые прочно заняли свое место в жизни жителей нашего города, так и республики в целом.
Праздник по случаю завершения поста (Ураза гаете)
Праздник начинается с проведения коллективной утренней молитвы — Гает намазы, в которой принимает участие все мужское население, в том числе и мальчики. Когда позволяют погодные условия, такие богослужения проходят под открытым небом, недалеко от кладбищ; в непогоду — в мечетях. Затем идут на кладбище, где каждый совершает намаз возле могил своих близких. Тем временем дома женщины готовят праздничное угощение. К завтраку приступают лишь по возвращении мужчин. В праздничные дни (Ураза гаете длился три дня) с поздравлениями обходят дома родственников, соседей.
“Карга боткасы” — так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов — аксакалы — подсказывали детям, что наступило время кашу варить. Мальчики и девочки группами по нескольку человек обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка даст крупы — пшена, полбы или гречки, другая — яиц, третья — масла. Для каши все сгодится! А чтоб хозяева были более щедрыми, дети нередко заранее готовили различные заклички, которые хором выкрикивали, подходя к дому. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там под руководством одной-двух пожилых женщин из собранных продуктов готовили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. Этот праздник прижился в нашем городе. Учащиеся школ принимают в нем активное участие. Накануне праздника в школьную столовую несут разные крупы и повара готовят из них очень вкусную кашу, которую может отведать ученики, учителя и работники школы. С этого времени начинается подготовка к празднику — Сабантую.
Сбор крашеных яиц
Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни о таком дне оповещали заранее, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красят их в отваре луковой шелухи. В зависимости от того, сколько шелухи кладут, цвет яиц может быть от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев яйца получают различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекут особые шарики из теста — баурсак — или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. С особым нетерпением ждут этот день дети. В деревнях матери из красных концов полотенец шьют для них специальные мешочки для сбора яиц. Нередко дети ложаться спать одетыми, обутыми, чтобы утром не терять время на одевание, под подушку кладут полено, чтобы не проспать. Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки в возрасте от трех до десяти лет начинают обход домов. Заходя в дом, ребенок произносит: “Пусть легкой будет моя нога (это пожелание благополучия в наступившем году!), пусть будет много кур и цыплят”. Если малыш не может (не успел) это сказать, на помощь приходит хозяйка. Произнося эти слова, она сажает его на подушку и наблюдает. Если ребенок сидит спокойно, не егозит, то наседка выведет курочек, если наоборот, то будет много петухов. Получив угощение, поблагодарив хозяев, малыш спешит в другой дом. Таким образом обход продолжаеся часа два. В наши дни это стало очень красивым праздником и зрелищем, потому что в магазинах, специально, продают красивые , яркие и праздничные наборы, с помощью которых взрослые и дети могут порадовать друг друга красивыми подарками, поделками, вкусностями.
Что такое Сабантуй?
Как и соседние народы — мордва, марийцы, удмурты, чуваши, русские, татары в основной массе своей были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами, разводили домашний скот. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Особо ожидаемой была весна, которая радовала своим теплом, распускающейся зеленью. Да и время это особое. “Весенний день год кормит” — говорит народная мудрость. Такое время встречали праздником, который назвали “Сабан туе” — “свадьба плуга”, а возможно, “свадьба (торжество) яровых”, ведь слово “сабан” означает и то и другое, ну а “туй” — это “свадьба”, “торжество”.
Борьба на кушаках
Зрители располагаются кругом в несколько ярусов: передние сидят на земле, задние смотрят стоя. Начинают борьбу мальчики пяти-шести лет. иногда два старика. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Дружными возгласами одобрения зрители встречают каждый удачно проведенный прием. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получает подарок. Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не признаёт себя побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца — батыра. Таких претендентов набирается несколько человек; их борьба между собой становится кульминационным моментом состязаний. Батыр, так же как и победитель скачек, получает один из лучших призов праздника. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки. Сбор подарков к Сабантую. В одних районах его проводят пешие юноши, в других — юноши верхом на лошадях, в третьих — пожилые мужчины. Повсеместно самым ценным подарком считается полотенце, которое получают с каждой молодой женщины, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Они специально для этих целей готовят самое лучшее, богато орнаментированное полотенце из своего приданого. Праздник Сабантуй - место состязаний, а иногда и сами состязания называются “майдан”. По традиции они включают в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимают участие все желающие — мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдают со стороны. Состязания проводят по веками выработанному распорядку. Начинают их скачки. Участие в них считается престижным, поэтому на скачки выставляли коней все, кто может. Наездниками могут быть все, кто может управлять лошадью. Участники скачек, собираются на ипподроме. Их сопровождает один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартуют по полевой дороге, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарят одно из лучших призов. Наездники и владельцы скакунов получают отдельные призы. Сабантуй празднуют во многих городах России, где проживают татары, например в Москве, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала, Сибири, Крайнего Севера и др.
В то время когда наездники отправляются к месту старта, проводятся другие состязания, в частности бег. Участники подразделяются по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш — на майдане. После завершения состязаний люди расходятся по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур. Сабантуй остается и по сей день самым любимым массовым праздником. Почти повсеместно он проходит по единой схеме. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют Сабантуй летом, после завершения весенних полевых работ. Бой мешками - широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне; или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, на верху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке), и т. д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся.
Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья. Очень красиво, организованно проводится Сабантуй в Набережных Челнах.
Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.
Календарно-обрядовые песни - это вид устного фольклора, который связан с традиционными обрядами. На ранних ступенях исторической жизни человеческого общества календарно-обрядовые песня играла важную роль, а в области искусства занимали господствующее положение. Календарно-обрядовые песни отражают социальные отношения, которые отливаются в форму традиционных обычаев. Мировоззрение сложившееся привело к возникновению традиционных обрядов и религиозных церемоний. Впоследствии календарно-обрядовые песни достигли огромного развития.
Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.
Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества – это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии, введении элементов народно-прикладного творчества на уроках трудового обучения в школах, появление учебных видеоматериалов.
Праздничных дней в России XVIII–XIX вв. было много: 140–150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности лежат языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота.
В годы советской власти все русские праздники были запрещены, так как они в той или иной мере были связаны с религией. Даже столь любимая всеми детьми елка долгое время оставалась «вне закона», пока не придумали увенчать ее красной звездой и создать вокруг нее новые пролетарские обычаи. В настоящее время обычаи стали возрождаться, восстановлено празднование Рождества, первые чины государства принимают участие в пасхальных и других церковных праздниках. Но, как ни парадоксально, получив дополнительный выходной день, россияне зачастую не знают, как им распорядиться. Мы разучились праздновать, веселиться и приносить радость себе, так и другим.
«Зимний календарь» -Сочельник (Сочевник) - Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения. Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский Сочельник. Сочнями же назывался вид лепёшек на конопляном масле, а так же сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без неё (пряженики). Постные и пресные сочни изготовляли к Рождеству, поэтому название «Сочельник» относится, прежде всего, к кануну Рождества Христова.