Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Воспитание на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка сознания людей на основе ознакомления с русскими, татарскими и другими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих городах России и конечно же в нашей республике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….. 3
1. Основные понятия религии ……………… ……………………… 5
2. Праздник как явление культуры …………………………………….. 8
3. Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах). ……………………………………………………………………………. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 семестр.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

«ВОСТОЧНЫЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

Институт  современных технологий образования

 
 
 

Специальность: 071401«Социально  культурная деятельность»

 

Специализация: «Экономика и управление в социально-культурной деятельности»

 

Дисциплина  «Социально  культурная деятельность»»

 

Тема: Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах).

 
 
 
 
 

Власова Миннерозалия Давлетгареевна

 
 
 
 

Курсовая работа

 
 
 
 
 
 
 

                                                                            

 

                                                                          ПДО: г. Набережные Челны,

 
 

                                                        4 семестр

 
 
 
 
 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                        ……………………………………………………..  3

1. Основные понятия религии        ……………… ………………………         5                                                      

2. Праздник как явление культуры    ……………………………………..         8

3. Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия, культовые церемонии с включением серии состязаний для самовыявления в музыкальных, спортивных, хоровых, драматических видах).  …………………………………………………………………………….            11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………     33

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................     36

 
---
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию  настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Воспитание на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка сознания людей на основе ознакомления с русскими, татарскими и другими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих городах России и конечно же в нашей республике. Такой интерес объясняется следующими причинами. Во-первых, многие ощущают, что мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения коммунистической идеологии, быстро заполняется культом «золотого тельца», внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения приемлемы в период «дикого» капитализма, поры первоначального накопления средств. Любому думающему человеку ясно, как трудно совместить бизнес и мораль в сегодняшних условиях криминального рынка. И не только трудно, а зачастую и невозможно. Кроме того, сегодняшний человек прекрасно понимает, что культ богатства явно не соответствует исконно национальному мировоззренческому идеалу, национальной духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный учёный. Педагог, философ Павел Флорентийский, сказавший однажды: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». Поэтому современный человек призван приобщиться к высочайшему идеалу тысячелетней культуры, идеалу преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит, и стоять будет культура. Она позволяет привить  нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и не проходящей – всё это свойственно  классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству. И всё это позволяет омыть души от невиданного, беспрецедентного в истории России потока непристойностей, пошлости, садизма, который под лицемерным лозунгом свободы самовыражения вторгается в нашу обыденную жизнь. Стран, одинаковых в религиозном отношении, не существует, так как народные традиции, особенности менталитета, политического и общественного устройства оказывают большое влияние на религиозные особенности стран и народов, существует и обратное воздействие. Само понятие религия также неоднозначно. Во-первых, это определенное мировоззрение и мироощущение — вероучение. Во-вторых, это особая область духовной жизни людей — вера в Бога (богов). В-третьих, это комплекс ритуалов, обрядов, традиций — культ. В-четвертых, это организации и сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции - конфессии, деноминации. 
 
В-пятых, это — церковь; в том числе здания, сооружения, произведения живописи и скульптуры культового назначения, церковная одежда и утварь, которые также в массе своей имеют большую художественную ценность. 
Все эти аспекты религии, особенно второй, третий и пятый, превращают ее в важный компонент художественной культуры.

Актуальность  темы определяется тем что:

Во-первых, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к малой Родине.

Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных  традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения. Сказанное имеет особое значение для Набережных Челнов, в котором рост численности населения на разных этапах его истории в основном осуществлялся за счет внешнего притока.

В-третьих, тематика, связанная с праздничной культурой, соотносится с проблемами повышения привлекательности региона. Городские праздники, как и праздничная культура вообще являются неотъемлемой частью населения нашего региона. Хорошо организованные, зрелищные городские праздники могут привлекать горожан, гостей. Практическая значимость темы определяется ее недостаточной изученностью, а также тем, что:

а) результаты исследований могут быть использованы в учебном  процессе при подготовке специалистов (при разработке лекций, практических занятий, определении тематики научных конференций);

б) при организации  и проведении массовых зрелищных  мероприятий;

в) в музейно-экспозиционной практике, а также при организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях и учреждениях культуры (библиотеки, музеи).

Объектом изучения является праздничная культура современного постиндустриального общества. Предметом изучения – праздничная культура современной городской агломерации, которая рассматривается в контексте социокультурного сервиса.

Задачи исследования: Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.

 
  1. Основные  понятия религии.

 
Слово «религия» у разных народов  переводится и объясняется по-разному. Считается, что оно происходит от латинского глагола «relegere» —  «опять связывать, снова соединять, воссоединять». Сначала вера, затем религия возникают на определенных этапах развития человека. Появление религии, вероятно, связано с тем, что некоторые люди в любой стране стремились постичь неведомую силу, лежащую в основе существующего мира, и установить связь с ней. Таких людей у разных народов называли по-разному: пророки, прорицатели, шаманы, волхвы, жрецы, оракулы, маги и т.д. Послания из неведомого, сверхъестественного мира или личные прозрения и духовный опыт этих людей составляют основу большинства вероучений. Духовная сила и деяния этих людей привлекали учеников и последователей, которые составляли писания. Рассказы об этих людях и совершенных ими поступках превращались в предания и легенды. В честь этих людей и прославляемых ими богов или духов-покровителей строились святилища и храмы. При культовых сооружениях возникали группы профессиональных служителей. Они создавали систему правил и положений, регламентиру -

ющих жизнь и поведение верующих, систему вероучения, в том числе канон, символ веры и культ. Так возникала религия — организованное поклонение высшим силам. 
Религия — это: 
1)    особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам, которым он поклоняется; это поклонение предполагает несомненную для верующего сознания реальность того высшего Существа или высших сил, которые он чтит, а также веру и вероучение; 
2)    мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. 
Вероучение — это совокупность представлений о происхождении и природе Вселенной в результате творческого акта высшего Существа или высших сил. Основу вероучения могут составлять: 
-    набор сведений, представлений об окружающем мире и сверхчеловеческих силах, управляющих этим миром; 
-    логос — духовное первоначало, божественный разум; система знаний, основанных на эмпирических представлениях и понятиях, выведенных путем логических рассуждений; 
-    теология и теософия — наука о Божестве и вере и богопо-знание путем мистического восприятия, через непосредственное общение с божеством. 
Первый уровень — это верования и культы, основанные на мифах, легендах, преданиях. Она типична для народов на уровне племени. Второй уровень 
-    религия разума, отрицающая сверхъестественное откровение.

Она характерна для ряда национальных религий, соответствующих  традиционному типу мышления и культуры народов на стадии народности. Третий уровень — религия откровения, или позитивная, признает сверхъестественное откровение и строит свое учение в виде твердо установленных положений. Она типична для мировых и некоторых национальных религий, соответствует стадии нации. 
Вера это признание чего-либо истинным, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах; совокупность убеждений, религиозное настроение и возможность воздействовать на высшее Существо или высшие силы путем молитв, жертвоприношений и других форм культа. Вера как совокупность убеждений мощно воздействует на все стороны жизни и творчества человека. Наиболее полно это выражается в языке, произведениях искусства и народного творчества. 
Культ — формы общественного или личного поклонения, почитания высшего Существа или высших сил, формы богослужений или религиозных практик. 
Церковь — многоплановое понятие, означающее: 
-    организованное общество людей, соединенных единством вероучения и управления; 
-    собрание верующих для молитвы или других видов религиозного культа; 
Храм — внутренние помещения культового сооружения, используемые для религиозного культа, в оформлении интерьера которых ярко и образно отражены основные положения и элементы вероучения; 
-    культовое сооружение соборного характера; 
-    символический образ, имеющий закодированный религиозный смысл. 
 
Религии различаются между собой особенностями вероучений, церковной (конфессиональной) организации, внешней стороной культов, спецификой атрибутики во внешнем и внутреннем оформлении храмов и пр. Внешние проявления культа — первое, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной религией. Религиозные обряды и ритуалы сопровождают человека на всем протяжении его жизни, начинаясь иногда еще до рождения, и продолжаются определенное время после смерти человекаРелигиозный культ может представлять коллективное или индивидуальное богослужение, медитацию или молитву. Формы отправления культа также разнообразны: литургия, месса, ритуальные шествия, танцы, песнопения, спектакли, трапезы. 
 
Большинство ритуалов и церемоний проходят как грандиозные празднества. Их проведение предусматривает красочное оформление храмов и особую праздничную одежду священнослужителей, что оказывает глубокое воздействие на любого человека. Главными факторами, привлекающими внимание, являются: во-первых, зрелищность ритуалов и обрядов религиозного культа, во-вторых, возможность личного участия в наиболее таинственной стороне культов. Большая зрелищность культа (близкая к современному понятию «шоу») характерна для католицизма, индуизма, буддизма, у других религий она значительно меньше. Большая группа ритуалов и обрядов во всех религиях связана с различными датами: определенные дни календаря посвящены каким-либо богам, святым или особо значимым религиозным событиям, в такие дни совершаются особо торжественные церемонии. 
 
Особый интерес представляют ритуальные игры, которые в наши дни утратили свое сакральное значение, но по-прежнему занимают в нашей жизни значительное место. К таким некогда «священным» играм относятся, например, олимпийские игры и коррида. Некоторые из основных положений содержатся во всех религиях, определяя духовную, культурную сущность понятия. Все религии, но каждая по-своему, ставят и решают главный вопрос — о смысле жизни. Другим важным положением является утверждение, что человек — любимое творение Бога, созданное им по своему образу и подобию, и одухотворен искрой божества или духа, которая не может быть разрушена. В мире известно несколько десятков тысяч религиозных традиций и верований. Пестрота и разнообразие существующих религиозных традиций в сочетании с особенностями вероучения и церковной организации представляют собой естественные границы, разделяющие мир религий на группы: политеистические и монотеистические. Политеизм («многобожие») предполагает поклонение нескольким богам. Монотеизм («единобожие») — это поклонение одному Богу. Монотеизм характерен для иудаизма, христианства, ислама. Традиционно считается, что восточный человек более созерцателен, а западный более импульсивен и деятелен. Религии Востока находят в странах Запада множество приверженцев. Не так значительно, но проявляется и противоположная тенденция: религии Запада также находят на Востоке своих адептов. Все религии подразделяются на современные, традиционные и древние. К современным и традиционным относятся религии, которые в настоящее время имеют приверженцев, т. е. людей, исповедующих данную веру и соблюдающих все религиозные догматы и традиции данной конфессии. 
 
Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Национальными, или этническими, религиями называются религии, исповедуемые каким-то одним народом. Особое место в этой классификации занимают нетрадиционные религии.

 
 
 
 
 
 

2. Праздник как явление культуры   

Термин «праздник» и его эквиваленты в других языках принадлежит к словарному фонду повседневной речи и употребляется часто.

Большое число  праздников, особенно связанных с  давней традицией, имеет собственное  название. Это относится прежде всего  к религиозным праздникам, таким, например, как христианская Пасха, турецкий Байрам или еврейский день искупления - Иом-киппур.

Из латыни от слова «fiesta», являющегося сокращением  термина «festa dies». В современном  французском языке это слово  имеет несколько значений:

а) особый день, посвященный культу религиозных церемоний, которые в этот день совершаются;

б) публичные  развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие  религиозного характера, например национальные праздники;

в) а также - удовольствия, житейские радости, счастье.

В русском языке  термин «праздник» происходит от прилагательного  «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда  не нужно работать, когда можно  быть праздным (если речь идет о времениB новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам.

Итак, существует ряд определений понятия «праздник». Поэтому остановимся на обобщенной характеристике, подразумевающей два подхода к определению феномена праздника:

1. Праздник рассматривается  с сакральных (мистических) позиций  как особое время, в течение  которого нарушаются границы  между миром живых и мертвых,  между временем историческим и – временем «оным», мифическим .

2. Праздник рассматривается  как временной отрезок, который  выделяет, маркирует наиболее значимые  события в жизни государства,  народа,

Праздник семантически связан и со свободным временем, с определенным ритуалом, временем праздности, танцем, приемом, весельем и пиршеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни.

Я постараюсь остановиться на светских и религиозных праздниках. Происхождение тех или иных светских и религиозных праздников, чем-либо интересных народам - их история, отношение к ним. Особенности богослужения в эти дни, народные традиции, обычаи и суеверия, связанные с их подготовкой и проведением.

Информация о работе Религиозные обряды (народов РФ) как компонент народных празднеств (песенно-танцевальные хороводы, массовые действа, торжественные шествия