Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:12, реферат
Основными задачами являются:
-изучить историю развития туризма в России
-рассмотреть особенности развития туризма в России и его проблемы
-разработать пути решения проблем развития туристической отрасли в России
В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.
В этих 14-ти регионах России произведено только 5, 3% ВВП России , что свидетельствует об их экономической неразвитости, и, как следствие, о невысоком уровне жизни. Среднее значение показателей развития туризма в этих регионах примерно в 10 раз ниже по сравнению с показателями 1-го кластера, что свидетельствует практически о малой значимости туристской деятельности в этих регионах.
Кластерный анализ показал, что только 4 региона (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край) можно назвать туристскими, в 18 регионах туризм существует, во всех остальных 57 регионах его вообще почти нет.
Результаты анализа выявили значительную дифференциацию регионов России по уровню развития туризма. Имеются 4 высокоразвитых туристских региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Но даже среди этих регионов особо выделяется Москва, в которой за 2003 г. оказано 44, 8% всех туристско-экскурсионных услуг и 45, 5% услуг гостиниц. Почти половина выручки от оказания платных услуг в России приходится всего на один город России. Однако число размещенных лиц в гостиницах Москвы составило только 22, 2% всех услуг этого вида по России. Это свидетельствует о высокой стоимости в городе оказанных услуг в расчете на одного туриста по сравнению с другими регионами России. Такая же ситуация сложилась и в Санкт-Петербурге, но в меньших масштабах, где в отличие от Москвы оказан очень незначительный объем туристско-экскурсионных услуг - всего лишь 2, 9% общего итога по России.
Это свидетельствует
о четко выраженных различиях
в гостиничных услугах в
Значение туризма в аномальных регионах исключительно велико для России. Около двух третей от всего объема оказанных туристско-экскурсионных и гостиничных услуг приходится на эти 4 региона, в которых расположено более 33% всех размещенных лиц в гостиницах и оказано почти 40% платных услуг санаторно-оздоровительного характера.
Для наглядности данные по всем кластерам и по России в целом выведены в виде сводной таблицы в приложении 2.
Особенность развития туризма в России заключается не только в различных туристических возможностях регионов, но и в закономерностях влияющих на уровень доходов туристических фирм. Об этом будет сказано ниже.
2.3. Закономерности влияющие
на уровень выручки от
Дальнейшей задачей исследования явилось выявление основных зависимостей и закономерностей, влияющих на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России. Эта задача была решена с применением корреляционно-регрессионного анализа. С целью исключения сильного влияния аномальных данных и с целью увеличения однородности отобранной генеральной совокупности регрессионный анализ проводился за исключением 4 аномальных регионов. Также в виду отсутствия данных по следующим регионам: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай, Республика Тува, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, эти регионы из исследования исключены. В итоге анализ был осуществлен на основании данных по 67 регионам России. В результате проведенного экономического исследования имеющихся данных были отобраны следующие признаки:
Расчет параметров регрессионного уравнения показал, что наиболее значимыми являются признаки 2 и 3, поэтому уравнение принимает вид:
Экономическая интерпретация
результатов моделирования
Частные коэффициенты эластичности показывают, что наибольшее влияние на выручку от реализации туристских услуг оказывает увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ по территории России, и в меньшей степени увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ в зарубежные страны.
При увеличении на 1% стоимости путевок, проданных гражданам РФ по территории России, выручка от реализации туристских услуг увеличивается на 0,673%. Увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ в зарубежные страны на 1 %, приводит к увеличению выручки от продажи товаров, работ, услуг на 0,355%.2
Объем реализации туристских
услуг, оказываемых населению, является
важнейшим комплексным
2.4. Проблемы российского туризма
Россия обладает колоссальным
потенциалом разнообразных
Во второй главе были раскрыты основные особенности развития российского туризма при помощи различных типов анализа. Также были обозначены основные проблемы, препятствующие развитию туризма в России. В третьей главе будут представлены некоторые пути решения данных проблем.
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.
Проблемы развития туристической отрасли в России были приведены в главе 2. Для их решения предпринимались и предпринимаются различные меры как на местном так и на федеральном уровнях. Все же самой действенной, по оценкам специалистов, является принятие федеральной программы развития туризма в российских регионах. По своим масштабам и необходимости она сравнима со многими социальными федеральными программами принятыми в Российской Федерации, так как туризм является очень перспективной отраслью для России.
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах.
Принятие федеральной программы развития туризма вызвало разработку соответствующих региональных программ. В них определены возможности расширения сферы обслуживания туризма, как для российских граждан, так и иностранцев. Определены задачи и конкретные меры по расширению инфраструктуры, материальной базы, рекламно-информационных служб, развития народных художественных промыслов, подготовки кадров, разработки новых маршрутов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг и т.д.
Такие программы в настоящее время имеются во многих российских регионах. Хотя разработаны они на разные временные периоды и с разной степенью детализации, исходя из конкретных возможностей регионов. Но большая часть регионов, к сожалению, еще не определилась с использованием своих ресурсов для вовлечения их в социально-экономическое развитие в части выделения средств на строительство современного гостиничного фонда, сферы общественного питания и пр.
Постановлением правительства Москвы на период 2000-2010 г. на региональную программу развития туризма за счет всех источников финансирования предполагается выделить 168, 1 млрд. руб., в том числе из городского бюджета 3, 4 млрд. руб., а остальная сумма с помощью привлекаемых различных источников. Подсчитано, что выполнение этой программы позволит к 2010 г. увеличить туризм до 5 млн. человек и повысить доходную часть городского бюджета на 10%.
По Московской области общий объем финансирования региональной программы развития туризма на 2002-2005 гг. определен в сумме 3, 2 млрд. руб. - преимущественно из внебюджетных средств. Ожидается, что поступления от туризма за этот период возрастут в 5 раз по сравнению с 2001 г.
В Санкт-Петербурге программа рассчитана на 2002-2005 гг., что позволит увеличить объем туристских услуг до 150 млрд. руб., а намеченные поступления в областной бюджет на 14 млрд. руб.
Ярославская программа на 2003-2004 г. определила общий объем ее финансирования в 1 млрд. руб. (в том числе лишь 2, 3 млн. руб. за счет федеральных средств; 12, 9 млн. руб. из областного бюджета; 15, 1 млн. руб. из местных бюджетов, а остальные средства - из прочих источников).
Волгоградская программа на 2001-2005 гг. предполагает вложить в ее осуществление всего 5 млн. руб. (3, 9 млн. руб. из областного бюджета и 1, 1 млн. руб. за счет лицензирования турпредприятий). Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить поток приезжих туристов на 10% и существенно увеличить валютные поступления.
Астраханская программа на 2003-2006 гг. рассчитана на 649 млн. руб. (финансируемых из бюджета области 43 млн. руб., а остальные средства по программе "Юг России"). Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить приезд туристов до 516 тыс. человек (2-2, 5 млн. чел./дней пребывания ежегодно). Это позволит дополнительно получать около 25 млн. руб. ежегодно и существенно расширить обслуживающий персонал сферы туризма как штатного, так и сезонного.
В Чите программа туризма рассчитана на 2003 г. и выделяет на ее мероприятия 6, 4 млн. руб., в том числе 2, 3 млн. руб. из областного бюджета и 4, 1 млн. руб. из внебюджетных источников. Предполагается увеличить ежегодно приезжающих туристов на 17 тыс. человек.
Программа Ивановской области на 2003-2010 гг. исходит из того, что за это время в районную сферу туризма будет вложено 606 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 115, 8 млн. руб. Предполагается, что к 2010 г. объем туристских услуг увеличится в 5 раз. Наряду с этим увеличится число занятых в этой сфере и пополнятся бюджеты всех уровней области.
Во Владимирской области намечена программа на 2001-2004 гг. с общим объемом финансирования в сумме 19, 9 млн. руб. без привлечения федеральных средств. Предполагается приоритетное развитие материальной базы как для внутреннего, так и для въездного туризма, особенно культурного и детского. Организуется ансамбль "Бабушек-балалаечниц" и др.
Следует отметить, что в российских регионах стали уделять больше внимания удовлетворению потребности в туристских поездках для их жителей. Этому способствовали специальные обследования, проводимые статистическими органами регионов совместно с работниками Россоюза туриндустрии. Наиболее ярким примером служат специальные обследования граждан, желающих приобрести туры за рубежом и в отдельные регионы на территории России, которые проводятся с 1997 г. на территории Москвы и Московской области, в которых сосредоточена преобладающая часть туристских фирм и экскурсионных бюро. Собранная в процессе указанных обследований информация позволяет более квалифицированно анализировать процессы функционирования рынка туристских услуг и формировать потоки туристов по важнейшим регионам России.
Помимо этого с 2002 г. проводятся обследования распределения сезонного спроса москвичей на туристские путевки по кварталам. Это также содействует более эффективному решению региональных программ развития рынка туристских услуг.