Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:12, реферат
Основными задачами являются:
-изучить историю развития туризма в России
-рассмотреть особенности развития туризма в России и его проблемы
-разработать пути решения проблем развития туристической отрасли в России
В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.
Аналогичные обобщения информации о туристских потоках производятся в Санкт-Петербурге, в частности о круизах иностранных туристов по Балтийскому морю за 1995-2002 гг. Интересен опыт анализа информации о развитии курортно-туристского комплекса Краснодарского края за 1999-2001 гг. с помощью специальных обследований работниками Крайкомстата.
В этих обследованиях выявлены масштабы неорганизованного туризма (свыше 3 млн. человек) на территории края, мест их размещения, учета налоговых поступлений и пр. - по городам и районам края. Большой интерес для развития сферы туризма проявляли административные органы в Псковской области, проведя специальные обследования в 1998-2002 гг. В результате выявлена тенденция значительного увеличения потока российских туристов на территорию области. Потоки российских туристов прибывают из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, а иностранных - из Балтии. Наибольший рост размещения туристов произошел в гостиницах области. Наряду с этим выявлено также, что около 70% мест в гостиницах снимают туристы, приехавшие на отдых и с деловыми целями: обращает внимание, что с 2000 г. пятая часть гостиниц заполняется лицами с частными визитами3.
За последние годы
Госкомстат усовершенствовал формы
статистической отчетности (N1-турфирма,
N1-отдых, N1-ТЭ, N1-гостиница и др.). Это
позволяет существенно расширят
В частности на базе имеющихся данных Свердловский облстаткомитет подготовил обстоятельный анализ функционирования сферы туризма в области4. На его основе определены тенденции и возможности развития этой сферы в области, в том числе въездного и выездного туризма на территории области. Выявлены основные потоки туристов. Так, за 2000 г. область приняла 50, 8 тыс. и отправила 58, 1 тыс. туристов. Однако из дальнего зарубежья обслужено всего 0, 5 тыс. туристов, а в дальнее зарубежье выехало 38, 5 тыс. Туристские услуги за 2001 г. определены в сумме 1, 8 млн. долл. в общем объеме импорта и 5, 6 млн. долл. - в экспорте области, что привело к отрицательному сальдо платежного баланса области в 3, 8 млн. долл.
Это ставит задачу серьезного
повышения в области
Вполне очевидно, что в большинстве регионов России имеется аналогичная статистическая информация, которая поможет наиболее эффективно мобилизовать имеющиеся региональные ресурсы развития этой важной отрасли хозяйства.
По данным платежного баланса, составляемого Банком России, за 2001 г. поездки россиян за рубеж оценены в сумме 3, 5 млрд. долл., а поступления от иностранного туризма составили почти 10 млрд. долл. США. Тем самым "чистый доход" России от иностранного туризма оценен в сумме 6, 4 млрд. долл., т.е. примерно 44 долл. на каждого россиянина. Однако это вдвое ниже среднемирового уровня расходов на туризм в настоящее время. Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику, в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.
Одной из исключительно важных и приоритетных программ развития туризма на 2002-2010 гг. можно выделить уникальный в мире природный комплекс озера Байкал, расположенный на территории Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей. Для развития этого комплекса разработан комплекс проектов, в том числе с международным участием. Среди таких проектов можно выделить "Развитие экотуризма в Байкальском регионе", "Генеральный план развития экологического туризма в регионе озера Байкал", которые финансировались Всемирным банком, "Информационно-консультативный центр туризма" и ряд других программ по линии технической помощи ООН, включая разработку мультимедийного справочника на русском и английском языках "Баргузинская долина", "Пушкинская долина" с методическими указателями.
Сотрудники Байкальского института природопользования из Сибирского отделения РАН проанализировали ресурсы региона и обосновали возможность дальнейшего развития этого природного комплекса, включая богатые рекреационные и туристские ресурсы. Оценены и проанализированы имеющиеся данные о становлении туризма в регионе, выявлены важнейшие проблемы его развития и направления развития туризма в регионе, что определило его как важную альтернативу промышленного развития и освоения территории региона.
В регионе функционируют 85 туристских фирм, из которых в Бурятии расположены 17. В регион за год приезжает 30 тыс. въездных туристов, а в Бурятию - лишь примерно 6 тыс. Байкальский регион приобрел значение одного из международных центров туристского бизнеса. Развитию этого центра содействует принятие целевой программы "Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997-2005 гг.".
3.2. Туристические объединения
В современном капиталистическом обществе для стабильного развития туризма только помощи государства в виде федеральных программ не достаточно. Турфирмы сами ищут способы решения проблем. Для этого они объединяются в союзы, общества и т.п. Одной из самых известных является Российский Союз Туриндустрии.
Российский союз туриндустрии (РСТ) – крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.
Организация была создана 25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). В соответствии с решением VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована в Российский союз туриндустрии. Это решение было продиктовано, во-первых, фактическим составом членов организации, а во-вторых, характером экономических и правовых отношений, сложившихся в сфере туризма как межотраслевого хозяйственного комплекса.
Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.
В структуре РСТ 14 региональных
отделений: Бурятское, Краснодарское,
Красноярское, Крымское, Нижегородское,
Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное,
Ставропольское, Тверское, Удмуртское,
Хабаровское и Центрально-Черно
Одно из основных направлений деятельности РСТ – участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.
К числу других основных направлений работы Союза можно отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.
Заключение
Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является в некоторой степени кризисное состояние внутреннего и въездного туризма России.
И все же в последнее время развитию туризма в нашей стране уделяется все больше внимания. В частности, постановлением Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. принята Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", а до этого в 1992 г. принят Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" и издано распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"(Приложение 3). В названных документах сформулированы правовые основы создания рынка туристских услуг и регулирования отношений при путешествиях по стране и рациональному использованию имеющихся соответствующих ресурсов российского туристского комплекса. В результате в бюджеты разных уровней поступает ежегодно более 6 млрд. руб. налоговых сборов от туризма, которые направляются на развитие в регионах современного конкурентоспособного туристского комплекса для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных услугах и повышение их качества.
Необходимо отметить,
что на российском рынке
Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики.
Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.
Вполне очевидно, что
осуществление программы
В этом и заключается актуальность данной курсовой работы. Изучив особенности развития российского туризма, его проблемы можно попытаться найти пути дальнейшего стабильного развития внутреннего туризма и туризма в целом. Некоторые наиболее действенные способы поддержания индустрии туризма были описаны в главе 3. Используя их, отрасль туризма получает необходимую административную и финансовую поддержку и в свою очередь обеспечивает довольно ощутимые денежные поступления в бюджеты всех уровней, что является очень важным для российской экономики.
Список используемой литературы