Развитие туристского бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:12, реферат

Описание работы

Основными задачами являются:
-изучить историю развития туризма в России
-рассмотреть особенности развития туризма в России и его проблемы
-разработать пути решения проблем развития туристической отрасли в России
В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Особенности развития туризма в России.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

На юго-востоке России - в Приморье - заболевания лечат местными минеральными водами, морскими и озерными лечебными грязями. Главные курорты - Шмаковский и Садгород, где применяются древние традиции лечения лекарственными растениями, в том числе знаменитым женьшенем.

Бизнес-туризм. Примерно половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с деловыми целями. В 2002 году их было около 1 млн. человек. Объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс отелей (как правило, категорий 4* и выше). Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.

В России проводится не только множество крупных международных  выставок, посвященных различным  отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и  ярмарки для самого широкого круга  посетителей. Они собирают массу  специалистов из-за рубежа и России. В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов. При необходимости туристические фирмы предоставляют своим клиентам-бизнесменам не только стандартные - транспорт, размещение, питание, экскурсии, но и специфические услуги: собрать информацию о потенциальном партнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу и прочее. Часто с бизнесменами приезжают члены их семей. Для них туркомпания организовывает индивидуальные программы отдыха и экскурсий.

Особенностью бизнес-туризма  является то, что бизнесмены, оставляют  в стране гораздо больше денег, чем  среднестатистические туристы. Поэтому Россия следует примеру многих стран мира и почти каждый год принимает у себя тот или иной международный форум.

В первой главе мы рассмотрели историю  развития туризма в России, его  основные направления, развитые в нашей  стране на сегодняшний день. Дано общее описание туристической отрасли. В следующей главе будут описаны основные особенности развития туризма в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности развития туризма в России.

Проблемы туризма в  России.

Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому направлению имеет все основания для развития большинства видов туризма.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского  туризма был обусловлен следующими причинами:

  • новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
  • упрощение порядка выезда;
  • расширение внешних деловых контактов;
  • увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
  • доступность цен на выездные туры;
  • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был  нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса в августе 1998г. Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными  направлениями внутреннего туризма  стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых  в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления  въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

В 2003 году гостиницы России обслужили 16,6 млн. граждан страны, санаторно-курортные  учреждения и учреждения отдыха - 8,5 млн. чел.

Анализируя ситуацию на потребительском рынке в России, можно отметить, что имеют место следующие тенденции, влияющие на развитие туризма: старение российского населения; увеличение числа пенсионеров; урбанизация; обновление и изменение традиционных ценностей, в том числе и отношения к отдыху; возрастающая активность молодых людей в достижении своих целей, карьеры; вовлеченность в туризм работающих женщин; интерес россиян к жизни народов других регионов и стран. Все это является характерным именно для российского туризма, присущей только ему особенностью развития.

 

2.1. Основные принимающие  рынки для въездного и внутреннего  туризма

Всего в Российской Федерации  в 2003 г. насчитывалось 9,1 тысячи курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров - 472,1 тысячи и вместимостью 1100 тысяч мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42%. В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области.

Масштабы организованного  туризма (путешествия лиц, воспользовавшихся  услугами туристских фирм - туроператоров  и турагентов) отражают результат  деятельности туристских фирм, которые  являются одной из составляющих туристской индустрии. На начало 2003 г. в России действовало 3133 туристских фирм, что на 2, 6% меньше, чем в 2002 г. Сокращение произошло за счет уменьшения числа турфирм, занимающихся туроператорской деятельностью (на 26, 9% по сравнению с 2002 г.). Однако при этом наблюдалось их укрупнение как по общему числу занятых, так и в расчете на одну турфирму (увеличилось в 1, 7 раза), а также по числу обслуженных клиентов на 40, 1% . Такая тенденция соответствует мировому развитию рынка туристских услуг. В 60-е годы в Европе произошел переход от полипольной структуры рынка с многочисленными мелкими и средними фирмами к олигопольной, при которой крупнейшие туроператоры контролируют 40-60% этого рынка в стране.

Анализируя относительные  показатели туризма, можно сделать следующие выводы. Средний объем туристских услуг на 1 жителя России в 2003 г. увеличился (в 2, 8 раза по сравнению с 2001 г. и на 37, 0% по сравнению с 2002 г.) и составил 569, 2 руб. Удельный вес туристских расходов в 2003 г. составил 1, 68% в общих расходах населения. Это больше на треть, чем в 2002 г. , и на 3, 7 %, чем в 2003 г. .

Удельный вес занятых  в сфере туризма в общей  численности занятых в экономике  также увеличился, как по сравнению  с 2002 г. (в 1, 5 раза), так и по сравнению с 2003 г. (в 1, 6 раза).1

 

2.2. Определение особенностей  развития туризма при помощи  кластерного анализа.

Для определения особенностей развития туризма в России в данной курсовой работе был использован  кластерный анализ, что также позволило  оценить степень различия российских регионов в деятельности туристско-гостиничного хозяйства России.

Для анализа деятельности российского туристического комплекса  выбраны следующие показатели за 2003 г.:

  • Объем отдельных видов платных услуг, млн. руб., в том числе: туристско-экскурсионные; санаторно-оздоровительные; услуги гостиниц;
  • Численность размещенных лиц (тыс. чел.): в предприятиях гостиничного типа; в специализированных средствах размещения.

Значения отобранных показателей по регионам позволяют  оценить степень развития туризма в регионах, как в денежном измерении, так и в натуральных показателях, что дает более полную картину развития туризма в России. При расчетах использованы данные по 79 регионам России. Кластерный анализ исходной совокупности выявил 3 основные группы, а также 4 аномальных региона (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край).

К первому кластеру относятся 18 из 79 исследуемых регионов. В их число входят: Республики Башкортостан и Татарстан, Ставропольский, Хабаровский, Приморский, Красноярский, Алтайский края; Нижегородская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Челябинская, Пермская, Самарская, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и Тверская области.

Эти регионы характеризуются  наиболее высоким уровнем созданного ВРП или выгодным географическим расположением в местах, имеющих значительную туристскую привлекательность. Регионами с ярко выраженной туристской направленностью являются: Тверская область, Ставропольский край и Ростовская область. Из двух федеральных округов только эти три региона вошли в 1-й кластер. Из Центрального федерального округа в 1-й кластер попала Тверская область. По объему ВРП этот регион не слишком сильно отличается от соседних регионов, но он обладает значительными туристскими ресурсами (озеро Селигер, старинные русские города Тверь, Кашин, Калязин) и находится недалеко от Москвы и Санкт-Петербурга. В Южном федеральном округе только два региона

-Ставропольский край (курорт Минеральные Воды) и Ростовская  область (побережье Азовского  моря, река Дон) попали в первый  кластер. В Дальневосточном федеральном  округе Приморский и Хабаровский  края вошли в 1-й кластер.  Этому способствовало бурное  развитие за последнее время экономического туризма в этих регионах между Россией и Китаем и с Японией.

Остальные регионы 1-го кластера характеризуются высоким уровнем  развития промышленности, и, как следствие, в этих регионах развита система  местного и выездного туризма. По своему географическому положению они находятся в Поволжье, на Урале и в Сибири. Так, в состав 1-го кластера из 4 регионов Уральского федерального округа вошли 3 региона наиболее промышленно развитые и производящие значительный объем ВРП.

Регионы 1-го кластера специализируются также на оказании услуг санаторно-оздоровительного характера, объем которых более чем в 2 раза превышает объем услуг гостиниц и более чем в 1, 5 раза - объем туристско-экскурсионных услуг. В целом можно сделать вывод о значительном превышении объема оказанных санаторно-оздоровительных услуг во всех регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Регионы 1-го кластера вместе с аномальными регионами составляют основную базу туризма в России. В этих регионах оказано почти 87% общего объема туристско-экскурсионных услуг; 77, 2% санаторно-оздоровительных и 87, 1% всех услуг гостиниц России.

Второй кластер является самым многочисленным по количеству регионов России, вошедших в него. В  его 39 регионах уровень развития туризма значительно меньший, чем в регионах первого кластера. Средние значения показателей его позволяют сделать вывод о том, что эти регионы в сфере туризма занимают промежуточное положение между наименее развитыми (3 кластер) и наиболее развитыми (1 кластер) регионами.

Во второй кластер  вошли: республики Карелия, Коми, Дагестан, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия и Бурятия; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Омская, Томская, Читинская, Амурская и Камчатская области.

В состав этого кластера вошли все регионы Северо-Западного, почти все регионы Центрального, половина - Приволжского и меньшая  часть Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, а также 3 из 12 регионов Южного федерального округа.

Третий кластер содержит 14 регионов с наиболее низкими значениями показателей развития туризма в России. В основном, это национальные автономии Южного и Сибирского федеральных округов, некоторые регионы Дальнего Востока и две области Центральной России, которые, однако, обладают высокой привлекательностью для иностранных туристов - это республики: Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Ингушетия, Тыва, Алтай, Адыгея, Саха (Якутия), Хакасия, Мордовия, Северная Осетия, Чукотский автономный округ, а также области: Магаданская, Сахалинская, Астраханская, Курганская, Тамбовская, Орловская и Еврейская автономная область.

Информация о работе Развитие туристского бизнеса в России