Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:33, реферат
Существуют разные теоретические подходы к процессу социализации и, прежде всего, они связаны с различиями между детской и взрослой социализацией. Н. Смелзер выделяет следующие подходы.
Существуют разные теоретические подходы к процессу социализации и, прежде всего, они связаны с различиями между детской и взрослой социализацией. Н. Смелзер выделяет следующие подходы.
Социализация – непрерывный процесс.
Г. Брим-младший (1966) Социализация происходит в течение всей жизни. Различия между социализацией детей и взрослых:
· Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как социализация детей корректирует базовые ценностные ориентации. (Кто сильней - тот и прав)
Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное Г. Бримом, специалистами считается в основном правильным. Однако способы обучения и адаптации взрослых при социализации являются предметом споров. Дальше мы рассмотрим некоторые теории развития и изменений взрослых.
Социализация – как ответ на кризис
Некоторые исследователи утверждают, что особенности процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей различны. Такой подход назван адаптивным: жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые необходимо осмыслить и преодолеть. Например, ожидаемым кризисом можно считать потерю физической подвижности с возрастом; неожиданным кризисом может стать смерть одного из супругов.
Дж.
Клаузен отметил ряд
Социализация – как постоянный рост.
Сторонники адаптивного
Теперь, когда мы получили представление о движущих силах социализации рассмотрим как этот процесс происходит на индивидуальном уровне. Какие факторы влияют на формирование личности.
1. Личности формируются в процессе их интеракций (взаимодействий) друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол, вес. Например, если в рамках данной культуры ценится стройность, то люди с избыточным весом будут чуствовать себя некомфортно при общении с другими людьми.
2. Окружающая среда так же оказывает влияние. Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды: свет, звук, тепло, любовь, гнев, доброта, строгость. Некоторые воздействия среды имеют временный характер, например, экзаменатор делает Вам замечание, заметив, что Вы списываете. Однако многие другие средовые влияния могут быть постоянными. Например, неугасающий интерес Вашей мамы к образу Вашей жизни. Средовые влияния могут задерживать или стимулировать развитие личности.
3. Индивидуальный опыт в значительной степени влияет на формирование личности.
Это может быть уровень мировоззрения или характер мировосприятия. Как говорил кинорежиссер А. Довженко: «Двое смотрят вниз. Один видит лужу, а другой - облака. Кому что». Формы и результаты процесса коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в них. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нормами и ценностями той культуры, представителем которой является человек.
4. Культура. Культурные факторы влияют не только на развитие личностей, но и на отношение к ним. Например, отношение к детям и связанные с этим методы воспитания зависят не только от исторического периода, в который живут люди, но и от их принадлежности к определенным культурным и социальным группам.
Ч. Кули анализировал процесс постепенного осознания личностью отличия своего Я от других. Но процесс этот не может осуществляться без множества взаимодействий людей с окружающим миром. Каждый человек стоит свое «Я» основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он взаимодействует.
Кули определил три стадии в построении «зеркального Я»:
1. Наше субъективное представление о том, что видят в нас другие.
2. Наше субъективное представление о том, как они оценивают увиденное.
3. Наша ответная реакция на оценку нас другими.
Каждый человек - через свою реакцию на окружающий мир - играет активную роль в том, как складывается его существование. В процессе социального взаимодействия индивид научается смотреть глазами других людей на себя как на объект. Можно сделать вывод, что образ социального Я – это восприятие реакции других людей на наше поведение или внешность. Как отражение в зеркале дает образ физического я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. Например, Если артистические усилия ребенка критикуются, он вскоре будет думать что талант отсутствует. Поддерживаемый артистический талант ребенка способствует вере в свои спососбности. Когда ребенок подрастет и другие начнут высказывать свои мнения, возмоны отличия от мнения родителей. В результате изменяется восприятие человеком своих способностей. Таким образом, социальное зеркало постоянно действует: мы все время можем видеть в нем свое изменяющееся отражение.
Концепция «обобщенного другого» Дж. Мида.
Профессор Чикагского университета Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развил концепцию «обобщенного другого», в известной степени дополняюшщую и развивающую концепцию зеркального Я. «Обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». Так, после нелепого случая мы со смущением представляем как выглядели в глазах остальных, что они думают о нем.
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы: «Принятие роли» это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. «Исполнение роли» это действие связанные с действительным ролевым поведением.
Мид различал три стадии в процессе которых дети учатся играть взрослые роли.
1. Имитация или копирование поведения взрослого без осознания сути этого поведния;
2. Ролевые игры - понимание поведения, как проигрывание определенной роли;
3. Коллективные игры – способность отвечать на ожидания группы.
Сторонники символического интеракционизма также считают, что наше осознание себя как личности формируется на основе социального взаимодействия. Предметы становятся значимыми для нас только тогда, когда мы придаем им значение. В этом смысле можно утверждать, что индивидуальное социально формируемо. Происхождение Я целиком социально, главная его характеристика — способность становиться объектом для себя самого, следовательно, способность к самосознанию, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов.
Психоаналитическая традиция
Движущей силой этого
Теория Фрейда позволяет
Психоаналитическая традиция сводит развитие к формированию внутренних психологических структур личности. Начало формирования личности связывается или с включением в действие основных жизненных биологических потребностей, с возникновением конфликта между стремлением к их удовлетворению и социально-культурными ценностями (традиционный фрейдизм), или с возникновением первых жизненных неудач в удовлетворении важных потребностей, которые ведут к появлению комплексов (неофрейдизм).
Фрейд выделяет три уровня функционирования личности:
«Оно»
- бессознательное, стремление к получению
удовольствия, присутствует с момента
рождения. «Я» - основывается на принципе
реальности, развивается в процессе возрастающих
усилий ребенка, направленных на удовлетворение
его потребностей через взаимодействие
с окружающими людьми. «Сверх - Я» - это
система ценностей, моральные суждения.