Работа социального педагога с семьей опекунов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической деятельности в опекунских семьях и разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая деятельность способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения
опекунских семей…………………………………………………………..7
1.1.Особенности опекунской семьи как формы попечительства…...…..7
1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения……….…..10
1.3.Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей…...21
Выводы по I главе……………………………………………………....??
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей……………………48
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения
опекунской семьи на примере реабилитационного центра….…………48
2.2. Описание организации и методов исследования………….……….51
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……………...55
2.4.Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях………..57
Заключение………………………………………………………………..75
Список литературы……………………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

Дипломная 2013 5 курс.docx

— 193.03 Кб (Скачать)

В качестве опекунских родителей могут выступать: семейные пары, имеющие собственных детей, семейные пары без детей, неполные семьи, одинокие люди. Выделяют целый комплекс мотивов, побуждающих людей взять на постоянное или временное воспитание ребенка в семью. К ним относятся:

    • желание иметь ребенка в случае невозможности по физиологическим причинам иметь собственного;
    • смерть собственного ребенка;
    • гибель близких родственников;
    • желание иметь детей, в то время как свои собственные дети уже выросли;
    • чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;
    • чувство одиночества;
    • религиозные мотивы и другие.

Обычно приемные родители руководствуются  не одним, а несколькими мотивами. Однако наряду с позитивными мотивами могут выступать и отрицательные  мотивы, такие как материальная выгода, физическая эксплуатация детей и  др. Социально-педагогическая деятельность, как и любой вид деятельности, определяется целью, субъектом и  объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с опекунской семьей является – нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступают семья, ребенок в опекунской семье. Социально-педагогическую деятельность с опекунской семьей можно условно разделить на ряд этапов, выделить для каждого этапа функции деятельности социального педагога и методы этой деятельности.

Рассмотрим основные этапы социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей. Этапы социально-педагогической деятельности: первый этап связан с поиском опекунских родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих опекунских семьях для детей-сирот [46].

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором  будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные; Выбор данных зависит от конкретной опекунской семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной опекунской семьи [46].

Третий этап предполагает первое посещение  семьи, приюта, детского дома либо другого  учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей  опекунской семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное  изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в  ней, наличие вредных привычек у  её членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог  совместно с другими специалистами  обследует ближайшее окружение  семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться  путем беседы или специально разработанных  анкет. Также могут быть запросы  в органы общественного порядка  и в поликлинику (для объективной  оценки здоровья опекунской семьи).

Пятый этап связан с предварительным  вводным курсом обучения будущих  родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение  двух-трех дней в учреждении, где  находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую  функцию, он разрабатывает программу  небольшого вводного курса. 
Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в опекунской семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в опекунской семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качества родителей выступает один человек или двое, каков возраст опекунских родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.) [46].

Дальнейшее патронирование опекунской семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в опекунской семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказ от опекунских родителей от него.

 

Вывод по главе I

 

Таким образом, проведенный  аналитический обзор литературы позволил прийти к следующим выводам:

Педагогическое сопровождение, особенно детей-сирот, воспитывающихся  в опекунских семьях, является не просто суммой разнообразных диагностических  и коррекционных методов, но и  выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации [37].

Особое внимание следует  уделять педагогическому сопровождению  самих опекунов. Социальный педагог  должен знать специфику воспитания приемного ребенка в каждой конкретной семье.

На этапе диагностики  выявляются потенциальные возможности  опекунской семьи в воспитания детей-сирот, намечаются конкретные проблемы, рассматриваются  пути решения поставленных задач. Дальнейшее курирование опекунской семьи заключается  в реальной помощи по преодолению конфликтных ситуаций, консультировании и коррекции возникающих проблем. Для выполнения перечисленных направлений деятельности педагог должен владеть техниками разрешения конфликтов, кризисного консультирования, приемами коррекционной работы. Все это ставит вопрос о высокой квалификации социального педагога [39].

Задача педагога – помочь родителям-опекунам освоить знания психологических особенностей приемных детей. Педагог проводит просветительскую работу, обучает опекунов практическим навыкам работы с приемными детьми.

Очень важным моментом в  педагогическом просвещении родителей-опекунов является умение настроить их на адекватное понимание требований социального  педагога. Родители должны усвоить, что  за развитие приемных детей они несут  особую ответственность и в воспитании должны придерживаться только социально  одобренных тактик воспитания и образования. Заключаться это должно в использовании  только гуманных методов воспитания.

Кураторство опекунских семей  заключается в оказании помощи в  ведении хозяйства, в рациональном использовании денежных средств. Следует  оказывать так же действенную  помощь при ориентации приемных родителей  в новом социуме: проводить знакомство с учреждениями, влияющими на нормализацию жизнедеятельности граждан (социальными, здравоохранения, правоохранительными  и т.д.) [48].

Приемные родители должны обеспечивать основные права детей  в семье:

    • право участвовать в вопросах жизнедеятельности семьи;
    • право на добровольное участие в совместной деятельности;
    • право на доверительное эмоциональное общение;
    • право на создание личного пространства и организацию свободного времени [44].

Социальный педагог выступает  здесь как инициатор и компетентный участник семейных советов. В отношения  с родителями-опекунами педагог  вовлекается в ходе педагогического  процесса в силу объективной необходимости  и должен поддерживать с ними тесный контакт.

Выстраивая процесс педагогического  сопровождения, социальный педагог  должен помнить, что определяющим условием развития личности ребенка является развивающее общение с ним  взрослых, основанное на принципах  диалогического взаимодействия. Это  предполагает целенаправленную деятельность педагога с родителями-опекунами: просвещение, профилактику, диагностику, консультирование, коррекцию, координацию и посредничество.

Во второй главе мы:

  • охарактеризуем систему работы социально-педагогического сопровождения опекунской семьи на примере реабилитационного центра.
  • проведем психолого-педагогическую диагностику, направленную на выявление типов детско-родительских взаимоотношений.
  • разработаем психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей

 

2.1. Анализ социально-педагогического  сопровождения опекунской семьи на примере реабилитационного центра

 

На сегодняшний день актуальной является задача создания эффективной системы социально-педагогического и медико-социального сопровождения опекунской семьи.

Сопровождение опекунской семьи – особый вид деятельности, направленной на создание социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и эффективному функционированию опекунской семьи.

В МСРЦ «Доверие» с приёмными семьями ведётся специалистами службы сопровождения приёмной семьи, созданной на базе центра психолого-медико-социального сопровождения детей. Создание службы сопровождения на базе центра имеет ряд преимуществ, так как центр обеспечен квалифицированными кадрами, имеющими опыт работы с семьёй и воспитанниками центра. Центр осуществляет тесную взаимосвязь с другими ведомствами, участвующими в сопровождении приёмной семьи.  
       Цель работы службы: содействие семейному типу устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

1. Повышение уровня социально-педагогических знаний опекунских родителей.

2. Содействие в адаптации ребенка  и принимающей его семьи в  новых условиях.

3. Выявление и коррекция недостатков  в эмоциональной, познавательной  сферах опекунских детей, речевых нарушений и развитие социальных навыков.

4. Координация деятельности специалистов  по сопровождению опекунской семьи.

Согласно штатному расписанию в  состав службы входят следующие специалисты:

    • заместитель директора Центра по работе с приёмной семьёй;
    • педагог-психолог;
    • социальный педагог;
    • учитель-логопед.

Направления деятельности:

1. Диагностика кандидатов в приёмные  родители;

2. Подготовка семьи к приёму  ребёнка;

3. Консультирование приёмных родителей  и детей: специалисты службы  сопровождения приёмной семьи  оказывают консультативную помощь  по социально-правовой защите  и вопросам воспитания, обучения  и развития.  4. Повышение психолого-педагогической  компетентности приёмных родителей;

5. Мониторинг развития семейной  системы: диагностика комфортности  пребывания ребёнка в семье,  регулярное посещение опекунской семьи, образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются приёмные дети;

6. Коррекция и развитие;

7. Информационно-методическая работа.

Деятельность службы сопровождения  опекунской семьи включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный:

    • привлечение граждан к замещающей заботе;
    • выявление ресурсов потенциальной опекунской семьи;
    • предоставление кандидатам в приемные родители информации о психолого-педагогических, юридических, медицинских аспектах принятия ребенка в семью.

2. Адаптационный:

    • социально-педагогическая диагностика в ходе становления приёмной семьи;
    • формирование у приёмных родителей грамотной родительской позиции в вопросах воспитания приёмных детей;
    • коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы приёмных детей (по запросу).

Информация о работе Работа социального педагога с семьей опекунов