Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:52, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической деятельности в опекунских семьях и разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая деятельность способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Введение…………………………………………………………..………..3
Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения
опекунских семей…………………………………………………………..7
1.1.Особенности опекунской семьи как формы попечительства…...…..7
1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения……….…..10
1.3.Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей…...21
Выводы по I главе……………………………………………………....??
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей……………………48
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения
опекунской семьи на примере реабилитационного центра….…………48
2.2. Описание организации и методов исследования………….……….51
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……………...55
2.4.Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях………..57
Заключение………………………………………………………………..75
Список литературы……………………………………………………….78
В качестве опекунских родителей могут выступать: семейные пары, имеющие собственных детей, семейные пары без детей, неполные семьи, одинокие люди. Выделяют целый комплекс мотивов, побуждающих людей взять на постоянное или временное воспитание ребенка в семью. К ним относятся:
Обычно приемные родители руководствуются
не одним, а несколькими мотивами.
Однако наряду с позитивными мотивами
могут выступать и
Рассмотрим основные этапы социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей. Этапы социально-педагогической деятельности: первый этап связан с поиском опекунских родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих опекунских семьях для детей-сирот [46].
На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные; Выбор данных зависит от конкретной опекунской семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной опекунской семьи [46].
Третий этап предполагает первое посещение
семьи, приюта, детского дома либо другого
учреждения, где находится ребенок,
который потенциально может быть
принят в семью. На этом этапе социальный
педагог выполняет
Четвертый этап предполагает углубленное
изучение семьи и ее ближайшего окружения
(углубленная диагностика). Социальный
педагог, ознакомившись с заявлением
и анкетой, заполненными будущими родителями,
знакомится непосредственно с семьей,
проводит беседы с членами семьи,
определяет педагогический климат в
ней, наличие вредных привычек у
её членов и другие характеристики
семьи. Затем социальный педагог
совместно с другими
Пятый этап связан с предварительным
вводным курсом обучения будущих
родителей, который может включать
некоторые теоретические знания
и практическую стажировку в течение
двух-трех дней в учреждении, где
находится ребенок. При этом социальный
педагог выполняет обучающую
функцию, он разрабатывает программу
небольшого вводного курса.
Шестой этап связан с передачей ребенка
в приемную семью. В этом случае основная
деятельность падает на органы опеки и
попечительства и органы юстиции. С момента
передачи ребенка в приемную семью социальный
педагог выполняет патронирующую роль.
Начинается адаптация ребенка в опекунской
семье, которая связана с возникающими
проблемами, как для ребенка, так и для
родителей. Поэтому на этом этапе проводится
углубленный курс обучения родителей,
который является продолжением вводного
курса. Социальный педагог с другими специалистами
разрабатывает новую программу. Содержание
обучения родителей в опекунской семье
зависит от многих обстоятельств: какая
семья усыновила ребенка (многодетная,
бездетная, в качества родителей выступает
один человек или двое, каков возраст опекунских
родителей, каковы мотивы, побудившие
взрослых взять ребенка в семью, и др.),
а также от индивидуальности принятого
в семью ребенка (возраст, пол, наличие
болезни, наличие биологических родителей
и пр.) [46].
Дальнейшее патронирование опекунской семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в опекунской семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказ от опекунских родителей от него.
Вывод по главе I
Таким образом, проведенный аналитический обзор литературы позволил прийти к следующим выводам:
Педагогическое сопровождение,
особенно детей-сирот, воспитывающихся
в опекунских семьях, является не просто
суммой разнообразных диагностических
и коррекционных методов, но и
выступает как комплексная
Особое внимание следует
уделять педагогическому
На этапе диагностики выявляются потенциальные возможности опекунской семьи в воспитания детей-сирот, намечаются конкретные проблемы, рассматриваются пути решения поставленных задач. Дальнейшее курирование опекунской семьи заключается в реальной помощи по преодолению конфликтных ситуаций, консультировании и коррекции возникающих проблем. Для выполнения перечисленных направлений деятельности педагог должен владеть техниками разрешения конфликтов, кризисного консультирования, приемами коррекционной работы. Все это ставит вопрос о высокой квалификации социального педагога [39].
Задача педагога – помочь родителям-опекунам освоить знания психологических особенностей приемных детей. Педагог проводит просветительскую работу, обучает опекунов практическим навыкам работы с приемными детьми.
Очень важным моментом в педагогическом просвещении родителей-опекунов является умение настроить их на адекватное понимание требований социального педагога. Родители должны усвоить, что за развитие приемных детей они несут особую ответственность и в воспитании должны придерживаться только социально одобренных тактик воспитания и образования. Заключаться это должно в использовании только гуманных методов воспитания.
Кураторство опекунских семей заключается в оказании помощи в ведении хозяйства, в рациональном использовании денежных средств. Следует оказывать так же действенную помощь при ориентации приемных родителей в новом социуме: проводить знакомство с учреждениями, влияющими на нормализацию жизнедеятельности граждан (социальными, здравоохранения, правоохранительными и т.д.) [48].
Приемные родители должны обеспечивать основные права детей в семье:
Социальный педагог выступает
здесь как инициатор и
Выстраивая процесс
Во второй главе мы:
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей
2.1. Анализ социально-
На сегодняшний день актуальной является задача создания эффективной системы социально-педагогического и медико-социального сопровождения опекунской семьи.
Сопровождение опекунской семьи – особый вид деятельности, направленной на создание социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и эффективному функционированию опекунской семьи.
В МСРЦ «Доверие» с приёмными семьями
ведётся специалистами службы сопровождения
приёмной семьи, созданной на базе центра
психолого-медико-социального сопровождения
детей. Создание службы сопровождения
на базе центра имеет ряд преимуществ,
так как центр обеспечен квалифицированными
кадрами, имеющими опыт работы с семьёй
и воспитанниками центра. Центр осуществляет
тесную взаимосвязь с другими ведомствами,
участвующими в сопровождении приёмной
семьи.
Цель работы службы: содействие семейному типу устройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
1. Повышение уровня социально-
2. Содействие в адаптации
3. Выявление и коррекция
4. Координация деятельности
Согласно штатному расписанию в состав службы входят следующие специалисты:
Направления деятельности:
1. Диагностика кандидатов в
2. Подготовка семьи к приёму ребёнка;
3. Консультирование приёмных
5. Мониторинг развития семейной
системы: диагностика
6. Коррекция и развитие;
7. Информационно-методическая
Деятельность службы сопровождения опекунской семьи включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный:
2. Адаптационный:
Информация о работе Работа социального педагога с семьей опекунов