Работа социального педагога с семьей опекунов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической деятельности в опекунских семьях и разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая деятельность способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения
опекунских семей…………………………………………………………..7
1.1.Особенности опекунской семьи как формы попечительства…...…..7
1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения……….…..10
1.3.Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей…...21
Выводы по I главе……………………………………………………....??
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей……………………48
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения
опекунской семьи на примере реабилитационного центра….…………48
2.2. Описание организации и методов исследования………….……….51
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……………...55
2.4.Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях………..57
Заключение………………………………………………………………..75
Список литературы……………………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

Дипломная 2013 5 курс.docx

— 193.03 Кб (Скачать)

 

 

 

Работа социального  педагога с семьей опекунов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

                                                    Содержание

Введение…………………………………………………………..………..3

Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения

опекунских семей…………………………………………………………..7

1.1.Особенности опекунской семьи как формы попечительства…...…..7

1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения……….…..10

1.3.Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей…...21

Выводы по I главе……………………………………………………....??

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей……………………48

2.1. Анализ социально-педагогического  сопровождения 

опекунской семьи на примере реабилитационного центра….…………48

2.2. Описание организации  и методов исследования………….……….51

2.3.  Анализ и интерпретация  результатов исследования……………...55

2.4.Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации

детско-родительских взаимоотношений  в опекунских семьях………..57

Заключение………………………………………………………………..75

Список литературы……………………………………………………….78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из серьезных проблем  переходного этапа развития общества является проблема детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, требующая разработки и  внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения равных возможностей с другими группами населения. Значительную остроту данная проблема приобрела в связи с широким распространением в современной России такого явления как «социальное сиротство», связанного с увеличением числа детей, родители которых отказываются от воспитания собственных детей, оказались в местах лишения свободы, лишены родительских прав, или погибли в силу особенностей своего социального поведения. Заботу о таких детях берет на себя государство или общество.

В России альтернативным государственным  учреждением модели жизнеустройства  детей, оставшихся без попечения родителей по-прежнему остается опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы, патронатное воспитание. Развиваются они крайне медленно и не всегда соответствуют существующему на них социальному запросу. Во многом это обусловлено пассивным отношением граждан к проблеме социального сиротства, их уверенностью в том, что это проблема государства, а не общества. Профессиональная замещающая семья в России имеет почти трехсотлетнюю историю. Однако серьёзный исследовательский интерес к этой проблеме появился на рубеже ХХ–ХХI вв. Результаты педагогических и психологических исследований показали, что в условиях замещающей семьи у детей происходит компенсация депревационньих нарушений в развитии. Но многие процессы, происходящие в замещающей семье остаются не достаточно изученными и требуют дальнейшего исследования.

Специалисты и ученые, исследующие  особенности социализации детей  и подростков, считают проблему социальной адаптации и интеграции в общество социальных сирот наиболее сложной. Для включения их в нормальную жизнь, для приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение  к ближайшему окружению и обществу в целом. Труднее всего подготовить  социальных сирот за время жизни  в интернатном учреждении к самостоятельному и ответственному решению собственных проблем с учетом того, что на этапе жизненного старта они не могут рассчитывать на поддержку семьи, а часто и родственников вообще.

Особенно актуальной для  общества является социализация подрастающего  поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени  зависят от степени педагогизации окружающей среды.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой  семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и опекунских родителей, а также всех членов опекунской семьи между собой. Большую помощь в успешной адаптации детей-сирот способен оказать высоко квалифицировнный педагог, обладающий не только профессиональными качествами, но и высокими моральными установками, выдержкой, терпением, т.е. способный осуществлять педагогическое сопровождение замещающих семей.

В современной социально-психологической  службе разработка проблемы педагогического  сопровождения опекунских семей  занимает ведущее место.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в опекунской семье.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность.

Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической деятельности в опекунских семьях и разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая деятельность способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.

 Задачи исследования:

  • Рассмотреть теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической  литературы по теме исследования.
  • Охарактеризовать систему работы социально-педагогического сопровождения опекунской семьи на примере реабилитационного центра.
  • Провести психолого-педагогическую диагностику, направленную на выявление типов детско-родительских взаимоотношений.
  • Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
  • Сформулировать выводы.

 Методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы     по теме исследования.
  2. Психодиагностические методы: беседа, наблюдение, тестирование.
  3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методологической  и теоретической основой исследования являются:

  • психологическая теория В.Г. Эйдемиллера о типологии родительского воспитания;
  • исследование детско-родительских взаимоотношений А.Я. Варга и В.В. Столина.

Надежность и  достоверность результатов исследования подтверждается адекватностью выбранных методов и методик, определением методологического аппарата исследования, а также применением методов математической статистики.

 Практическая  значимость исследования заключается в том, что разработанные нами психолого-педагогические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов ОУ для оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.

Исследование проводилось  на базе МСРЦ «Доверие» г. Салехарда.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы  и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения опекунских семей

    1. Особенности опекунской семьи как формы попечительства

 

Основные социальные проблемы детей вызваны их объективным  психофизиологическим статусом и состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права жить в семье  и воспитываться родителями, зафиксированное  в российском и международном  законодательстве, обусловлено нестабильностью  современного семейного образа жизни, увеличением внебрачной рождаемости, числа разводов, смертности лиц среднего возраста, а также количества чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, случаев  отказа родителей от детей и др. [26, с.60].

Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно  увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране регулярного  оказания социально-психологической  и экономической поддержки дезадаптированым матерям, входящим в «группу риска» по отказу от своих детей.

Заботу о таких детях  берет на себя государство либо попечители, опекуны [29, с.99].

Одной из важнейших задач  государства является – семейное устройство детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обеспечение  приоритетного права каждого  ребенка на воспитание в семье  является стратегической задачей деятельности органов опеки попечительства.

Потребность в опеке и  усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов.

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в  семью остается опека и попечительство, представляющий собой комплексный  институт семейного и гражданского права [37].

В силу того, что опека  и попечительство устанавливаются  над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет  право и обязан совершать от имени  подопечного сделки, за исключением  тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную  ответственность за вред, причиненный  подопечным. Попечитель же, в отличие  от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок [35, с.100].

Опекунская (попечительская) семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях  их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и  интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.

Опека устанавливается над  детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей  назначаются только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются  нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его  к выполнению соответствующих обязанностей, отношение к ребенку членов семьи, а также если это возможно, желание самого ребенка [45, с.48].

Опека как помощь детям  известна с древних времён. Первоначально  она носила родственный характер и учреждалась не по нравственным мотивам заботы о сиротах, а в  интересах близких родственников, претендовавших на наследство в случае смерти подопечных. Опекаемый, как правило, находился в полной и бесконтрольной зависимости от опекуна. Затем появилась т. н. завещательная форма опеки, когда опекун назначался по завещанию главы семьи, заблаговременно указавшего лицо, которому можно было доверить воспитание его детей [48, с.60].

Потребность в опеке возрастала с появлением большого числа сирот  в периоды войн, социальных потрясений, стихийных бедствий, голода и т. п.. После октября 1917 в России опека стала рассматриваться как одно из средств борьбы с беспризорностью (в начале 20-х гг. насчитывалось 100 тыс. опекаемых детей). С её помощью спасали детей в годы Великой Отечественной войны.

Современная опека учреждается  большей частью по отношению к  социальным сиротам – детям, которые  имеют родителей, лишённых своих  прав или уклоняющихся от воспитания, страдающих алкоголизмом, ведущих аморальный образ жизни и т. п. В Российской Федерации на кон. 1993 насчитывалось  около 190,5 тыс. опекаемых детей (напр., в 1991 на опеку и попечительство было принято св. 43 тыс. детей и подростков, в т. ч. в возрасте до 7 лет – около 23 тыс.) [20, с.219].

Опекунская семья полагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна  органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом [21, с.19].

Воспитание несовершеннолетнего  опекуном (попечителем) предполагает существование  непосредственного и постоянного  контакта между воспитанником и  воспитателем, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам. Поэтому  по общему правилу они должны жить вместе [26].

Опекунские родители получают денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря  подопечным, по ценам соответствующего региона до достижения ребенком 16-летнего (учащимся общеобразовательного учреждения - до 18-летнего) возраста. Не назначаются  и не выплачиваются денежные средства на тех детей, родители которых могут  лично осуществлять воспитание и  содержание детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам, находятся в длительных командировках [21, с.179].

Попадая в новые условия, опекаемы ребенок и его попечитель будет испытывать примерно такие же состояния, которые называются адаптацией - процессом привыкания, притирания, людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам [21, с.52].

Итак, опекунская семья является самой распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях  их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и  интересов.

 

1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения

 

История зарождения в системе  образования системы комплексной  помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как  многолетняя, насчитывающая более  двух веков и очень короткая – всего 10–15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействии специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10–15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие [26].

Информация о работе Работа социального педагога с семьей опекунов