Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:52, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической деятельности в опекунских семьях и разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая деятельность способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Введение…………………………………………………………..………..3
Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения
опекунских семей…………………………………………………………..7
1.1.Особенности опекунской семьи как формы попечительства…...…..7
1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения……….…..10
1.3.Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей…...21
Выводы по I главе……………………………………………………....??
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей……………………48
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения
опекунской семьи на примере реабилитационного центра….…………48
2.2. Описание организации и методов исследования………….……….51
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……………...55
2.4.Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях………..57
Заключение………………………………………………………………..75
Список литературы……………………………………………………….78
Необходимо помнить, что
в рамках модели социально-педагогического
сопровождения сможет работать только
тот специалист, кто умеет видеть
в каждом ребенке уникальную личность,
творчески подходить к
Для успешности этой работы необходим учет ряда факторов (А.Реан, Н.Кузьмина).
1-я группа – объективные факторы. Они связаны с реальной системой и последовательностью педагогических действий, направленных на достижение искомого результата;
2-я группа – субъективные факторы. Эти факторы связаны с субъективными предпосылками профессиональной деятельности. К ним можно отнести: мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость. удовлетворенность, творчество
3-я группа – объективно-субъективные факторы. Они связаны с организацией социально-педагогической среды [46].
Как отмечает И. Трус, система комплексного сопровождения детей в интересах их позитивного развития находится пока в стадии апробации и становления. Однако у нее уже есть инвариантные признаки:
– общее понимание сопровождения как особого вида помощи человеку в поиске путей разрешения противоречий личностного развития;
– осознание необходимости комплексного подхода, который обеспечивается командной работой специалистов различных профилей: социальных педагогов, психологов, медицинских работников, учителей-предметников, классных руководителей, а также активного участия родителей и самих детей [47].
Эффективность процесса социально-педагогического сопровождения во многом зависит от социального педагога. Модели личности и профессиональной деятельности социального педагога рассматривали в своих работах В.Е. Бочарова, Ю.В.Василькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова и др.
Все исследователи единодушны в том, что не каждый человек пригоден для социальной работы.
Будучи представителем одной из помогающих человековедческих профессий, социальный педагог имеет дело с личностью. На практике это означает, что любой человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу, может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в спектр своих проблем. В то же время специалист, оказывающий помощь, испытывает воздействие со стороны клиента. Это воздействие может быть позитивными и негативными. И задача социального педагога заключается в сохранении способности к сопротивлению в случаях негативного влияния и осуществлении эмпатии в случаях позитивных воздействий. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение личностных параметров этого специалиста [37].
Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко отмечают, что основным фактором, определяющим профессиональную компетентность социального педагога, является гуманистическая направленность его личности. На практике она проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и профессиональная ответственность, доброта, социальная справедливость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Социально-педагогическая деятельность многопрофильна и многоаспектна. И профессиональная компетентность социального педагога определяется не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и высокой работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять наступлению эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», способностью выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах. Эмоциональная сфера этого специалиста должна характеризоваться эмоциональной стабильностью, преобладанием положительных эмоций, отсутствием тревожности как черты личности, способностью преодолевать психологические стрессы [52].
Поэтому он в своей профессиональной деятельности использует различные социальные роли и меняет их в зависимости от ситуации.
Р.В.Овчарова выделяет 6 социальных ролей социального педагога:
Процесс социально-педагогического сопровождения включает в себя VII этапов.
I этап – диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;
II этап – анализ полученной
информации. На основе анализа определяется
общее количество проблемных детей в обследуемой
группе, которым необходима социально-психолого-
III этап – совместная разработка рекомендаций для детей, педагогов, классного руководителя, родителей; составление планов комплексной помощи для каждого участника сопровождения;
IV этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем;
V этап – решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения
VI этап – анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (что получилось? Что не получилось? Почему?):
VII этап – дальнейший анализ развития ребенка (что мы делаем дальше?)[41].
Выделение этих этапов социально-педагогического сопровождения весьма условно, так как у каждого ребенка своя проблема и для ее решения требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблемы необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, социального педагога, классного руководителя, учителей.
Таким образом, рассмотрев проблему
педагогического сопровождения, можно
отметить, что педагогическое сопровождение
является не просто суммой разнообразных
диагностических и
1.3. Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей
Объектом воздействия
Деятельность социального педагога с
семьей включает три основных составляющих
социально-педагогической помощи: образовательную,
психологическую, посредническую, которые
схематично представлены ниже.
Рассмотрим последовательно каждую из
составляющих. Образовательная составляющая
включает в себя два направления деятельности
социального педагога: помощь в обучении
и воспитании. Помощь в обучении направлена
на предотвращение возникающих семейных
проблем и формирование педагогической
культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.
Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
Наряду с передачей родителями
такого рода знаний, социальные педагоги
могут организовать еще и практические
занятия, помогающие в значительной
мере упорядочить быт семьи и
повысить ее социальный статус.
Социальными умениями, приобретенными
в процессе практических занятий, могут
быть: умение вести домашний бюджет, рациональное
ведение домашнего хозяйства, навыки домоводства,
правильного питания детей разных возрастов,
навыки в области санитарии и гигиены,
этики семейной жизни, культуры взаимоотношений
между членами семьи, адекватного социального
реагирования на проблемные ситуации
и др.
Помощь в воспитании проводится социальным
педагогом, в первую очередь, с родителями
– путем их консультирования, а также
с ребенком посредством создания специальных
воспитывающих ситуаций для решения задачи
своевременной помощи семье в целях ее
укрепления и наиболее полного использования
ее воспитательного потенциала. Основными
сферами семейной жизни, в которых реализуется
воспитательная функция, являются сферы
родительского долга, любви и интереса.
Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности
в этих сферах лишает семью возможности
эффективного влияния на детей. Акцентирование
на какой-то одной из сфер в ущерб другим
искажает воспитательный процесс, лишает
его полноты и целостности. Содержание
сферы долга раскрывается через ответственность
взрослых и детей за характер жизни и нормальное
функционирование семьи. Если нарушены
отношения в этой сфере, то социальному
педагогу следует оказать помощь в формировании
нравственного сознания детей и родителей
через бытовую требовательность, взаимную
ответственность и уважение. Сфера долга
тесно переплетается со сферой интереса.
Общий семейный интерес объединяет и сплачивает
родителей и детей в дружный коллектив
на основе совместной увлекательной деятельности.
Если в семье деформирована данная сфера,
то социальному педагогу необходимо возбудить
интерес у ребенка, начиная с выполнения
домашних обязанностей и проявления заинтересованности
в бытовой добросовестной работе до совместного
семейного интереса к активному отдыху:
к труду на приусадебном участке, к туристическим
походам, длительным прогулкам на природе,
к занятию спортом и т.д. Главное заключается
в том, чтобы увлекательность, рожденная
интересом, свободным внутренним побуждением
сливалась у семьи с чувством ответственности
и долга каждого из ее членов.
Сферы долга и интереса не могут
существовать вне отношений внутрисемейной
любви, которая придает семье
черты индивидуальности, формирует
в ребенке тонкие человеческие чувства
и качества, гуманную сущность личности.
Любовь воспитывается только атмосферой
любви, которая органически
Таким образом, развитие всех основных
сфер жизни семьи в их органическом
взаимопроникновении и
Вторую группу методов составляют
методы педагогического и
Информация о работе Работа социального педагога с семьей опекунов