Работа социального педагога с семьей опекунов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической деятельности в опекунских семьях и разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая деятельность способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения
опекунских семей…………………………………………………………..7
1.1.Особенности опекунской семьи как формы попечительства…...…..7
1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения……….…..10
1.3.Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей…...21
Выводы по I главе……………………………………………………....??
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей……………………48
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения
опекунской семьи на примере реабилитационного центра….…………48
2.2. Описание организации и методов исследования………….……….51
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……………...55
2.4.Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях………..57
Заключение………………………………………………………………..75
Список литературы……………………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

Дипломная 2013 5 курс.docx

— 193.03 Кб (Скачать)

Необходимо помнить, что  в рамках модели социально-педагогического  сопровождения сможет работать только тот специалист, кто умеет видеть в каждом ребенке уникальную личность, творчески подходить к деятельности по сопровождению.

Для успешности этой работы необходим учет ряда факторов (А.Реан, Н.Кузьмина).

1-я группа – объективные факторы. Они связаны с реальной системой и последовательностью педагогических действий, направленных на достижение искомого результата;

2-я группа – субъективные факторы. Эти факторы связаны с субъективными предпосылками профессиональной деятельности. К ним можно отнести: мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость. удовлетворенность, творчество

3-я группа – объективно-субъективные факторы. Они связаны с организацией социально-педагогической среды [46].

Как отмечает И. Трус, система  комплексного сопровождения детей  в интересах их позитивного развития находится пока в стадии апробации  и становления. Однако у нее уже  есть инвариантные признаки:

– общее понимание сопровождения как особого вида помощи человеку в поиске путей разрешения противоречий личностного развития;

– осознание необходимости комплексного подхода, который обеспечивается командной работой специалистов различных профилей: социальных педагогов, психологов, медицинских работников, учителей-предметников, классных руководителей, а также активного участия родителей и самих детей [47].

Эффективность процесса социально-педагогического  сопровождения во многом зависит  от социального педагога. Модели личности и профессиональной деятельности социального  педагога рассматривали в своих  работах В.Е. Бочарова, Ю.В.Василькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова и др.

Все исследователи единодушны в том, что не каждый человек пригоден для социальной работы.

Будучи представителем одной  из помогающих человековедческих профессий, социальный педагог имеет дело с личностью. На практике это означает, что любой человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу, может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в спектр своих проблем. В то же время специалист, оказывающий помощь, испытывает воздействие со стороны клиента. Это воздействие может быть позитивными и негативными. И задача социального педагога заключается в сохранении способности к сопротивлению в случаях негативного влияния и осуществлении эмпатии в случаях позитивных воздействий. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение личностных параметров этого специалиста [37].

Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко отмечают, что основным фактором, определяющим профессиональную компетентность социального педагога, является гуманистическая направленность его личности. На практике она проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и профессиональная ответственность, доброта, социальная справедливость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Социально-педагогическая деятельность многопрофильна и многоаспектна. И профессиональная компетентность социального педагога определяется не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и высокой работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять наступлению эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», способностью выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах. Эмоциональная сфера этого специалиста должна характеризоваться эмоциональной стабильностью, преобладанием положительных эмоций, отсутствием тревожности как черты личности, способностью преодолевать психологические стрессы [52].

Поэтому он в своей профессиональной деятельности использует различные  социальные роли и меняет их в зависимости  от ситуации.

Р.В.Овчарова выделяет 6 социальных ролей социального педагога:

    • посредник (связующее звено между личностью и социальными службами);
    • защитник интересов (защита законных прав личности);
    • участник совместной деятельности (побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы);
    • духовный наставник (социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме);
    • социальный терапевт (содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций);
    • эксперт (отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы)[29].

Процесс социально-педагогического  сопровождения включает в себя VII этапов.

I этап – диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;

II этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество проблемных детей в обследуемой группе, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;

III этап – совместная разработка рекомендаций для детей, педагогов, классного руководителя, родителей; составление планов комплексной помощи для каждого участника сопровождения;

IV этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем;

V этап – решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения

VI этап – анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (что получилось? Что не получилось? Почему?):

VII этап – дальнейший анализ развития ребенка (что мы делаем дальше?)[41].

Выделение этих этапов социально-педагогического  сопровождения весьма условно, так  как у каждого ребенка своя проблема и для ее решения требуется  индивидуальный подход. Однако для  решения проблемы необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, социального педагога, классного  руководителя, учителей.

Таким образом, рассмотрев проблему педагогического сопровождения, можно  отметить, что педагогическое сопровождение  является не просто суммой разнообразных  диагностических и коррекционных  методов, но и выступает как комплексная  технология, особая культура поддержки  и помощи ребенку в решении  задач развития, обучения, воспитания, социализации. Носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и  его родители, и ближайшее окружение.

 

1.3. Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей

 

Объектом воздействия социального  педагога могут быть ребенок в  семье, взрослые члены семьи и  сама семья, в целом, как коллектив. 
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые схематично представлены ниже. 
Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление  о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры  родителей; отсутствие педагогического  такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.

Поэтому деятельность социального  педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей  по следующему кругу вопросов:

    • педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
    • роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
    • значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
    • взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
    • воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
    • социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
    • сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
    • поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
    • наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
    • особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
    • трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;
    • организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
    • подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
    • нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
    • развитие представлений об общении в детском возрасте;
    • причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

Наряду с передачей родителями такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и  повысить ее социальный статус. 
Социальными умениями, приобретенными в процессе практических занятий, могут быть: умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего хозяйства, навыки домоводства, правильного питания детей разных возрастов, навыки в области санитарии и гигиены, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватного социального реагирования на проблемные ситуации и др. 
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности. Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой добросовестной работе до совместного семейного интереса к активному отдыху: к труду на приусадебном участке, к туристическим походам, длительным прогулкам на природе, к занятию спортом и т.д. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с чувством ответственности и долга каждого из ее членов.

Сферы долга и интереса не могут  существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает семье  черты индивидуальности, формирует  в ребенке тонкие человеческие чувства  и качества, гуманную сущность личности. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органически впитывается  ребенком и формирует его эмоционально-волевые  отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным настроем семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувства гуманизма ко всему живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная любовь – это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения [35].

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию. Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные. Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.

Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции  его сознания и поведения. Этими  методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод  обращения к воле и поступку. Социальный педагог также должен показать, через  какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния  радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Информация о работе Работа социального педагога с семьей опекунов