Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:52, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической деятельности в опекунских семьях и разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая деятельность способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Введение…………………………………………………………..………..3
Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения
опекунских семей…………………………………………………………..7
1.1.Особенности опекунской семьи как формы попечительства…...…..7
1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения……….…..10
1.3.Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей…...21
Выводы по I главе……………………………………………………....??
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей……………………48
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения
опекунской семьи на примере реабилитационного центра….…………48
2.2. Описание организации и методов исследования………….……….51
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……………...55
2.4.Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях………..57
Заключение………………………………………………………………..75
Список литературы……………………………………………………….78
Составление контракта – это один из способов, каким реализуется на практике важный этический принцип о самоопределении клиентов, заимствованный социальной педагогикой из социальной работы. Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений. В работе с подростками и юношеством составление контракта играет положительную роль еще и тем, что придает их отношениям со специалистом « взрослый «, деловой характер [51].
Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно [51].
В условиях низкой мотивации обращения
семей именно за социально-педагогической,
психологической помощью
В нашей стране патронажный опыт работы существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Но медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможностей патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога.
Патронаж дает возможность наблюдать
семью в ее естественных условиях,
что позволяет выявить больше
информации, чем лежит на поверхности.
Проведение патронажа требует соблюдения
ряда этических принципов: принципа
самоопределения семьи, добровольности
принятия помощи, конфиденциальности,
поэтому следует находить возможность
информировать семью о
Патронаж может проводиться со следующими целями:
Иной подход допустим в отношении
асоциальных семей, где обстановка
не отвечает нуждам ребенка, а в ряде
случаев, представляет опасность для
его жизни. В этом случае социальный
педагог, исходя из интересов ребенка,
совместно с
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.
С запланированной периодичностью
проводятся патронажи семей, имеющих
конкретные проблемы. Например, неоднократно
посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов
первого года жизни, с целью помочь
преодолеть психотравмирующую ситуацию
рождения больного ребенка, своевременно
разрешить ряд социально-
Регулярные патронажи необходимы в отношении
неблагополучных и прежде всего асоциальных
семей, постоянное наблюдение за которыми
в какой-то мере дисциплинирует их, а также
позволяет своевременно выявлять и противодействовать
возникающим кризисным ситуациям. Наряду
с патронажем, занимающим важное место
в деятельности социального педагога,
следует выделить консультационные беседы
как одну из форм работы с семьей. Консультирование,
по определению, предназначено, в основном
для оказания помощи практически здоровым
людям, испытывающим затруднения при решении
жизненных задач. Социальный педагог,
работая с семьей, может использовать
наиболее распространенные приемы консультирования:
эмоциональное заражение, внушение, убеждение,
художественные аналогии, мини-тренинг
и пр. При этом консультационная беседа
может быть наполнена различным содержанием
и выполнять различные задачи – образовательные,
психологические, психолого-педагогические
[46].
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными
Социально-психологический тренинг определяется
как область практической психологии,
ориентированная на использование активных
методов групповой психологической работы
с целью развития компетентности в общении.
Надо отметить, что в настоящее время цели
проводимых тренинговых программ расширились,
и тренинг перестал быть только областью
практической психологии, заняв достойное
место в социальной педагогике, системе
образования. Тренинг представляет собой
сочетание многих приемов индивидуальной
и групповой работы и является одним из
самых перспективных методов решения
проблемы психолого-педагогического образования
родителей. Эта проблема не теряет своей
актуальности в течение последних десятилетий.
Особенно остро она стоит в отношении
родителей тех детей, которые имеют проблемы
психического, физического, социального
отклонения от нормы.
Образовательные тренинги, пока не получившие должного распространения в нашей стране, должны быть направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.;
Групповые методы работы дают возможность
родителям обмениваться друг с другом
опытом, задавать вопросы и стремиться
получить поддержку и одобрение
в группе. Кроме того, возможность
принимать на себя роль лидера при
обмене информацией развивает
Вышеописанные методы: консультативная
беседа, образовательный тренинг – являются
универсальными, т.е. используются в долгосрочных
и краткосрочных формах работы.
Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны.
Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья – система гомеостатическая, т.е. сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья – система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.
Социальный педагог не может
решить за семью все проблемы, он
должен лишь активизировать ее на решение
семейных проблем, добиться осознания
возникшей проблемы, создать условия
для ее успешного решения.
Социально-педагогическая деятельность
с семьей будет эффективна, если она будет
основана на комплексном подходе. Он предполагает
изучение и использование данных демографии
(изучение рождаемости), социологии и социальной
психологии (исследование и анализ удовлетворенности
браком и семейными отношениями, причин
семейных конфликтов), педагогики (воспитательная
функция семьи); права; экономики (бюджет
семьи); этнографии (быт, культурные особенности);
истории и философии (исторические формы
семьи, брака, проблемы семейного счастья,
долга); религии [41].
Усыновленный ребенок может попадать в разные типы опекунских семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором – роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком. Опекунская семья, таким образом, полагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.
Семья усыновителей по существу является
новой юридической и
Еще одна разновидность опекунской семьи
– временная приемная семья. Это новое
явление для нашего общества. Как правило,
деятельность такой опекунской семьи
необходима тогда, когда дети в срочном
порядке изымаются из семьи в силу различных
обстоятельств, таких как кризисная ситуация
в родной семье, болезнь или отсутствие
родителей и др. Временная приемная семья
является чрезвычайно распространенной
в ряде развитых стран как форма защиты
детства. В России приемная семья поза
не нашла повсеместного внедрения и распространения.
Это связано с экономическими, социальными
и политическими катаклизмами, переживаемыми
в нашей стране. Жизненный уровень населения
настолько низок, что вообще идет речь
о выживании семьи, и только в редких, пожалуй,
исключительных случаях семьи могут брать
на себя функции временной опекунской
семьи.
Временную приемную семью отличает от
опекунской или семьи усыновителя, прежде
всего то, что это семья профессиональных
специалистов. Если обратиться к зарубежному
опыту, то можно выделить несколько ее
признаков: наличие у родителей определенной
профессиональной квалификации, соответствующей
психолого-педагогической подготовки
такой семьи; оплата услуг деятельности
такой семьи; время нахождения ребенка
в семье учитывается в качестве рабочего
стажа опекунских родителей; работа опекунских
родителей происходит в их собственном
доме [46].
Деятельность временной
Нахождение ребенка в такой опекунской семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в опекунской семье означает необходимость срочной помощи ребенку в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потери родителей и других обстоятельств. Длительное нахождение ребенка в опекунской семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение к нему, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией. Основная цель такой семьи – поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в опекунской до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей судьбы ребенка. Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий.
Внедрение института опекунской семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора опекунских семей, этапов подготовки опекунских родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей опекунских родителей и др.
Несмотря на различия типов опекунских
семей, и их функций, можно выделить ряд
общих положений, которые определяют деятельность
социального педагога с приемными семьями.
Эту деятельность можно разбить на ряд
этапов: подбор семейных пар, обучение
родителей, патронирование их деятельности
по вопросам обучения и воспитания детей.
Следует иметь в виду, что деятельность
социального педагога всегда выступает
совместно с деятельностью других специалистов:
социальных работников, медиков, психологов,
дефектологов и других.
При подборе опекунских семей социальному
педагогу наряду с другими специалистами
важно знать, кто может выступать в качестве
опекунских родителей, каковы мотивы принятия
ребенка в семью, каковы условия проживания
семьи, позволяют ли они осуществлять
достойное воспитание и развитие ребенка
[46].
Информация о работе Работа социального педагога с семьей опекунов