Работа социального педагога с семьей опекунов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической деятельности в опекунских семьях и разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая деятельность способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………..3
Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения
опекунских семей…………………………………………………………..7
1.1.Особенности опекунской семьи как формы попечительства…...…..7
1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения……….…..10
1.3.Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей…...21
Выводы по I главе……………………………………………………....??
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с опекунской семьей……………………48
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения
опекунской семьи на примере реабилитационного центра….…………48
2.2. Описание организации и методов исследования………….……….51
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……………...55
2.4.Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
детско-родительских взаимоотношений в опекунских семьях………..57
Заключение………………………………………………………………..75
Список литературы……………………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

Дипломная 2013 5 курс.docx

— 193.03 Кб (Скачать)

Теоретическая идея необходимости  помощи в ситуациях развития нашла  свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического  медико-социального сопровождения  детей или просто центров и  служб сопровождения. Чаще всего  центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения – это структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Концепция сопровождения  как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой [27].

Ею выделено несколько  источников создания отечественной  системы сопровождения:

    • опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования:
    • опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т. д.);
    • многолетняя работа психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;
    • разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений;
    • исследования различных крупных вузовских научных центров;
    • реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Европе развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);
    • опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов [27].

Исходным положением для  формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом  развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность  вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем  развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность  за действия в котором несет сам  субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного  подхода выступает приоритет  опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Исходя из этого Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий  для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных  ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [28].

По замечанию Л.М. Шипициной, введение термина сопровождение не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими – помощь, поддержка или обеспечение – не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги [51].

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает  утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и  ближайшее окружение ребенка.

Следует различать понятия:

    • процесс сопровождения;
    • метод сопровождения;
    • служба сопровождения [28].

Близкими понятиями к  понятию сопровождение считаются  обеспечение, помощь.

Если исходить из того, что  сопровождение – это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что  сопровождение – это помощь, то под сопровождением понимается процесс – совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между  методом сопровождения и процессом  сопровождения существует определенная связь, под методом сопровождения  понимается способ практического осуществления  процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

    • диагностика сущности возникшей проблемы;
    • информация о сути проблемы и путях ее решения;
    • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
    • первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения  – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения [51].

Основными принципами сопровождения  ребенка в условиях жизнедеятельности  в образовательном учреждении являются:

    • рекомендательный характер советов сопровождающего;
    • приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
    • непрерывность сопровождения;
    • мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
    • стремление к автономизации.

Смена или расширение социальной среды и социальных требований к  подрастающей личности часто провоцируют  различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические  нарушения. В этот период особенно важно  оказать превентивную и консультативную  помощь детям в целях профилактики и коррекции возможной социальной и психологической дезадаптации. Эту проблему способно решить социально-педагогическое сопровождение [38].

И. Трус предлагает следующее  определение.

Социально-педагогическое сопровождение  – это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации детей; перспектив их личностного роста [47].

Моделируя процесс социально-педагогического  сопровождения мы опираемся на следующие концептуальные положения;

1. Естественное развитие  личности ребенка первично.

Ребенок – не только и не столько объект социально-педагогического воздействия в процессе коррекционной работы, но он в первую очередь - активный субъект взаимодействия с родителями, учителями, социальным педагогом, психологом входе реализации коррекционно-развивающей программы. Реальные изменения в личностных образованиях, в характере ребенка возможны только при наличии у него желания и потребности к самоизменению и самосовершенствованию.

2. Социокультурное развитие ребенка проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды.

В процессе реализации программы  социально-педагогического сопровождения  неослабевающее внимание необходимо уделять  влиянию различных факторов среды  на развитие и социализацию ребенка. Не секрет, что факторы среды несут  в себе много негативного, но пытаться изолировать ребенка от внешнего мира ни в коем случае нельзя. Воспитательный процесс не должен становиться инкубационным, когда ребенок подвержен влиянию только положительных факторов. Социальный педагог должен уметь тактично помочь ребенку разобраться в том, что хорошо и что плохо.

3. В качестве исходного  критерия оценки эффективности  процесса социально-педагогического  сопровождения выступают развитие  индивидуальных качеств ребенка,  способности обнаруживать у себя  новые творческие ресурсы и  стремление делать собственные  открытия, изучая себя как личность.

В процессе социально-педагогического  сопровождения личность ребенка  выступает не как пассивный объект воздействия, а как активный субъект  взаимодействия с социальным педагогом, психологом, учителями, родителями. Ребенку невозможно навязывать какие-либо изменения в нем самом. Только в том случае, если у ребенка будет сформирована мотивация на необходимость личностных, характерологических изменений, процесс социально-педагогического сопровождения начнет функционировать [38].

Исходя из вышеизложенного, М.М. Семаго так определяет две основные цели социально-педагогического сопровождения:

1. Сохранение естественных  механизмов развития ребенка,  предотвращение условий, способных  деформировать характер.

2. Формирование у ребенка  потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию [43].

Для достижения этих целей  необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если не знаете, как  взаимодействовать с ребенком, остановитесь!

Закон врачей «Не навреди» в полной мере можно отнести к педагогике и психологии. Ошибка педагога или психолога обычно обнаруживается через какой-то промежуток времени, но ее последствия могут быть не менее трагичными, чем при врачебной ошибке. Поэтому прежде чем начинать социально-психолого-педагогическую деятельность с ребенком, необходимо ощутить внутреннюю готовность оказать ему реальную помощь.

2. Устраняйте из вашего  общения с ребенком те способы  или формы воздействия, которые  вызывают у них протест или  негативную реакцию. Исключите  личную неприязнь к ребенку  и свои отрицательные эмоции  на момент ваших занятий с  ним. Помните, что ваши негативные  эмоции и нервозность могут  свести на нет весь положительный  эффект от общения и взаимодействия  с ребенком.

3. Соблюдайте принцип  сотрудничества с ребенком. Функционально-ролевым  следствием процесса сопровождения  должна стать активная роль  ребенка в системе его взаимодействия  с учителем, психологом, социальным  педагогом.

4. Не фиксируйте внимание  ребенка на его неудачах. Если  этого не избежать, то дайте  комплексную оценку их причин.

5. Не сравнивайте ребенка  с кем-либо ни в положительном, ни в отрицательном аспектах. Важнейшими принципами модели социально-педагогического сопровождения являются безусловная ценность и уникальность личности ребенка, приоритетность его потребностей, целей и ценностей развития. Поэтому любое сравнение в данном случае недопустимо, так как может навредить ребенку [41].

Рассмотрим функций социально-педагогического  сопровождения. Они таковы:

    • Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладают у детей.
    • Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у детей стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
    • Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у детей.
    • Корректирующая функция. Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые происходят у детей.
    • Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей ребенку для социального развития и социального познания – формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [38].

Информация о работе Работа социального педагога с семьей опекунов